Исследование методов увелечение пропускной способности зерновых терминалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 17:17, дипломная работа

Краткое описание

Для достижения этой цели сформулированы следующие задачи:
1.Провести анализ международной системы транспортировки зерна и перспектив развития;
2.Проанализировать существующий опыт эксплуатации и организации работ зерновых терминалов;
3.Сформировать требования к организации и эксплуатации зерновых терминалов;
4.Разработать обобщенные показатели деятельности предприятия;
5.Разработать предложения по повышению эффективности перевалки зерновых грузов через «Астраханский Зерновой Терминал»;
6.Разработать рекомендация для практической реализации.

Содержание

Введение 6
1. АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ АСТРАХАНСКОГО ТРАНСПОРТНОГО УЗЛА В МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЕ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЗЕРНОВЫХ ГРУЗОВ 11
1.1. Международная система транспортировки зерновых грузов 11
1.1.1. Статистические данные по транспортировке зерна в России 12
1.1.2. Перспективные рынки потребления 13
1.1.3. Логистическая оценка транспортного положения предприятия в Каспийском регионе 14
1.1.4. Развитие инфраструктуры рынка зерна 16
1.2. Технические аспекты транспортировки зерновых грузов 18
1.3. Астраханский транспортный узел в международной системе транспортировке зерновых грузов 20
1.4. Анализ существующего потенциала ООО «Астраханский Зерновой Терминал» 25
1.4.1. Общие сведения 25
1.4.2. Характеристика и состав предприятия 29
1.4.3. Характеристика технологических решений 29
1.4.4. Технические характеристики транспортеров 33
1.4.5. Контроль качества продукции 38
1.5. Выводы 39
2. ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПЕРЕВАЛКИ ЗЕРНОВЫХ ГРУЗОВ 40
2.1. Современный опыт организации и работы зерновых терминалов 40
2.2. Современные транспортно-технологические системы транспортировки зерновых грузов 44
2.3. Требования к организации и эксплуатации зерновых терминалов 49
2.3.1. Технические 51
2.3.2. Экологические 55
2.3.3. Требования безопасности 63
2.4. Показатели оценки деятельности перегрузочного комплекса 82
2.4.1. Общие сведения 82
2.4.2. Грузооборот и грузопереработка 84
2.4.3. Расчет продолжительности обработки судна в порту 86
2.4.4. Капиталовложения и эксплуатационные расходы по порту 87
2.4.5. Расчет критериев экономической эффективности и производительности труда 89
2.4.6. Методика выбора оптимального варианта 92
2.5. Анализ функционирования перегрузочного комплекса ООО «Астраханский Зерновой Терминал» 92
2.5.1. Обобщенные показатели оценки деятельности перегрузочного комплекса. 92
2.5.2. Формирование целевых показателей деятельности перегрузочного комплекса 99
2.6. Выводы 101
3. РАЗРАБОТКА ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРЕВАЛКИ ЗЕРНОВЫХ ГРУЗОВ В ООО «АСТРАХАНСКИЙ ЗЕРНОВОЙ ТЕРМИНАЛ» 102
3.1. Разработка предложений по повышению эффективности деятельности перегрузочного комплекса 102
3.1.1. На основе расширения производственной инфраструктуры 102
3.1.2. На основе применения технологий для обработки автомобильного вида транспорта 113
3.2. Оценка полученных результатов и формирование рекомендаций 121
3.3. Оценка экономической эффективности рекомендаций Ошибка! Закладка не определена.
3.4. Выводы 122
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123
ЛИТЕРАТУРА 124

Вложенные файлы: 1 файл

исследование методов.docx

— 3.54 Мб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение 6

1. АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ АСТРАХАНСКОГО ТРАНСПОРТНОГО УЗЛА В МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЕ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЗЕРНОВЫХ ГРУЗОВ 11

1.1. Международная система транспортировки зерновых грузов 11

1.1.1. Статистические данные по транспортировке зерна в России 12

1.1.2. Перспективные рынки потребления 13

1.1.3. Логистическая оценка транспортного положения предприятия в Каспийском регионе 14

1.1.4. Развитие инфраструктуры рынка зерна 16

1.2. Технические аспекты транспортировки зерновых грузов 18

1.3. Астраханский транспортный узел в международной системе транспортировке зерновых грузов 20

1.4. Анализ существующего потенциала ООО «Астраханский Зерновой Терминал» 25

1.4.1. Общие сведения 25

1.4.2. Характеристика и состав предприятия 29

1.4.3. Характеристика технологических решений 29

1.4.4. Технические характеристики транспортеров 33

1.4.5. Контроль качества продукции 38

1.5. Выводы 39

2. ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПЕРЕВАЛКИ ЗЕРНОВЫХ ГРУЗОВ 40

2.1. Современный опыт организации и работы зерновых терминалов 40

2.2. Современные транспортно-технологические системы транспортировки зерновых грузов 44

2.3. Требования к организации и эксплуатации зерновых терминалов 49

2.3.1. Технические 51

2.3.2. Экологические 55

2.3.3. Требования безопасности 63

2.4. Показатели оценки деятельности перегрузочного комплекса 82

2.4.1. Общие сведения 82

2.4.2. Грузооборот и грузопереработка 84

2.4.3. Расчет продолжительности обработки судна в порту 86

2.4.4. Капиталовложения и эксплуатационные расходы по порту 87

2.4.5. Расчет критериев экономической эффективности и производительности труда 89

2.4.6. Методика выбора оптимального варианта 92

2.5. Анализ функционирования перегрузочного комплекса ООО «Астраханский Зерновой Терминал» 92

2.5.1. Обобщенные показатели оценки деятельности перегрузочного комплекса. 92

2.5.2. Формирование целевых показателей деятельности перегрузочного комплекса 99

2.6. Выводы 101

3. РАЗРАБОТКА ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРЕВАЛКИ ЗЕРНОВЫХ ГРУЗОВ В ООО «АСТРАХАНСКИЙ ЗЕРНОВОЙ ТЕРМИНАЛ» 102

3.1. Разработка предложений по повышению эффективности деятельности перегрузочного комплекса 102

3.1.1. На основе расширения производственной инфраструктуры 102

3.1.2. На основе применения технологий для обработки автомобильного вида транспорта 113

3.2. Оценка полученных результатов и формирование рекомендаций 121

3.3. Оценка экономической эффективности рекомендаций Ошибка! Закладка не определена.

3.4. Выводы 122

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123

ЛИТЕРАТУРА 124

 

 

Введение

Актуальность темы. Рекордные урожаи и объемы экспорта российского зерна показали не только успехи России, но и выявили существенные ограничения, стоящие перед отраслью. Одним из основных препятствий для увеличения развития объемов экспорта зерна является устаревшая и не отвечающая современным требованиям инфраструктура зернового рынка.

Очевиден дефицит современных  элеваторов, портовых терминалов, не удовлетворяет  возросшим объемам перевозок  транспортная логистика. Все это  приводит к снижению конкурентоспособности  российского зерна на мировом  рынке и сдерживает развитие зернового  производства в России.

Развитие экспортного  потенциала России требует быстрого решения 2-х основных задач:

  • Развитие структуры экспортно-ориентированных каналов сбыта зерна (экспортных кластеров).
  • Модернизация и увеличение пропускной способности зерновой инфраструктуры.

Россия активно ведет  продажи зерна в страны Ближнего Востока и Африки через порты  Черного моря. Торговля  с Ираном сдерживается отсутствием инфраструктуры в Каспийское море и оценивается  в период навигации 150-200 тысяч тонн. Казахстан с каждым годом наращивает объемы продаж зерна в Иран. Так из урожая 2009 года в Иран было экспортировано свыше 1 млн. тонн , из которых 400 тыс. тонн зерна было перевалено через порт Актау. Таким образом, транскаспийский экспортный маршрут зерновых культур, для России и Казахстана является независимым от других приграничных государств, а также более экономичным. Вытекающее из этого увеличение объемов производства, экспорта и следовательно, грузооборота является вопросом времени.

Практическая значимость. Пропускная способность портовых элеваторов остается актуальной проблемой как для нашего региона так и для других регионов импортеров зерна, в связи с этим выполненная работа приобретает результаты, вносящие вклад проблему увеличения пропускной способности зерновых терминалов и экспортного потенциала России.

Объектом исследования является перегрузочный комплекс на базе предприятия ООО «Астраханский Зерновой Терминал».

В связи с вышеизложенным, целью настоящей работы является разработка и анализ методов повышения пропускной способности по перевалки зерновых грузов на базе данного предприятия, формирование рекомендаций и оценка экономической эффективности принятых решений.

Для достижения этой цели сформулированы следующие задачи:

1.Провести анализ международной системы транспортировки зерна и перспектив развития;

2.Проанализировать  существующий опыт эксплуатации  и организации работ зерновых  терминалов;

3.Сформировать  требования к организации и  эксплуатации зерновых терминалов;

4.Разработать  обобщенные показатели деятельности  предприятия;

5.Разработать  предложения по повышению эффективности  перевалки зерновых грузов через  «Астраханский Зерновой Терминал»;

6.Разработать рекомендация для практической реализации.

Предмет исследования – технология перевалки зерна в портовых терминалах, технологические решения по увеличению пропускной способности терминала по перевалке зерна.

Метод исследования

 

Положения и результаты, выносимые  на защиту:

 

Научная новизна настоящего исследования заключается:

 

Апробация. Материалы диссертации были доложены на научной конференции студенческого - преподавательского состава кафедры «Подъемно-транспортные машины, производственная логистика и механика машин» Астраханского государственного технического университета, апрель 2012 г.

Структура и объем работы: диссертационная работа состоит из 3 глав, общим объемом 125 страниц, 17 иллюстраций и 20 таблиц.

 

На данный момент России принадлежит  четвертое место в мире по экспорту зерна. Первое место занимает США, второе – Евросоюз и третье – Украина. В последние годы наша страна наращивает производство зерна и увеличивает  объемы экспорта, особенно пшеницы. Многие эксперты считают, что в перспективе  отечественный экспорт может  составлять более 45 млн тонн в год. Такие показатели выведут Россию на второе место.

Но рекордные урожаи и  увеличивающиеся объемы экспорта зерна  не только показали успехи России, но и  обнажили значительные проблемы отрасли. В частности это касается несоответствия существующей инфраструктуры современным  требованиям. Транспортная логистика  и пропускная способность портов оставляет желать лучшего. Одной  из основных задач отрасли в данный момент является развитие портовых мощностей, в частности по экспортным направлениям. Для этого в последнее время  особенно активно строятся зерновые терминалы.

Портовые зерновые терминалы  – это большие комплексы, включающие в себя зернохранилища большого объема (более 100 тыс.тонн), станцию разгрузки вагонов, очистительную башню и глубоководный причал для приема судов.

На конец 90-х-начало 2000-х  приходится настоящий бум по строительству  зерновых терминалов. Еще одной причиной для этого стал тот факт, что  существовавшая инфраструктура портовых элеваторов была рассчитана на импорт зерна и не приспособлена к  накоплению судовых партий зерна на экспорт. На вариант импорта не была также рассчитана и перегрузочная техника. Совсем недавно Одесский порт наконец-то избавился от нескольких судоразгрузочных машин производительностью 500 тонн в час, потому что их нельзя было приспособить под перегрузку экспортного зерна и они лишь занимали место на причале.

Практика последних урожайных  лет показала, что существующих зерновых терминалов недостаточно. Поэтому на территории Новороссийского морского торгового порта был построен «Новороссийский зерновой терминал»  мощностью 3,6 млн тонн/год. Зернохранилище данного терминала имеет возможность  единовременного хранения 100 тыс  тонн зерна. Также тут существует система конвейерных галерей, пересыпные станции и 2 судопогрузочные машины с мощностью 800 тонн/час. Размещен зерновой терминал на территории более чем  в 7 га.

В Туапсинском морском  торговом порту находится еще  один из самых крупных зерновых терминалов мощностью 2,4 тонны/год. Его зернохранилища рассчитаны на 102 тыс тонн единовременного  хранения зерна. Новые зерновые терминалы  строятся в таких черноморских портах, как Варна и Констанца. Успешная работа новых зерновых терминалов во многом зависит от их универсальности  для приема грузов как с автотранспорта, так и с железной дороги, а также  с барж и судов типа «река-море». Но, к сожалению, даже существующие зерновые терминалы не используются в полную силу по нескольким причинам. Одна из самых главных – неразвитая инфраструктура околопортовых железных дорог и нехватка подъездных путей  в порты. Железная дорога попросту не рассчитана на те объемы экспорта зерна, которые осуществляются в последние  годы.[4]

Производство зерна –  важный для России сектор агропромышленного  комплекса. У нашей страны есть огромный потенциал для обработки полей  и возделывания на них различных  видов зерновых культур. Благодаря  большим объемам производства зерна, Россия в достаточном объеме обеспечивает себя хлебобулочными и мукомольными изделиями, и, кроме этого, различными крупами. Процесс хранения и переработки зерна – важное звено в производстве высококачественного зерна. Хранением и переработкой зерна занимаются крупные зернохранилища  и элеваторные комплексы. Хорошо оснащенные, крупные зернохранилища имеют в своем составе оборудование для приемки зерновой продукции, ее очистки и сушки, а также оборудование для хранения зерна, его перемещения и отгрузки. Для сохранения качества зерна необходимо отлично функционирующее техническое обеспечение каждого процесса его хранения и переработки. В технологическое обеспечение зернохранилищ входят элеваторы, силосы, транспортеры, шнеки и зерносушилки.

На данный момент строительство  элеваторов в отечественной зерновой промышленности является наиболее актуальным вопросом ввиду роста урожая в  последние годы. Кроме того, действующие  элеваторы в основном морально и  технически устарели. Специалисты утверждают, что с советских времен не было построено ни одного крупного зернохранилища. Аграрии объясняют этот факт трудностью окупаемости новых мощностей  за тот срок, на который дается кредит. Да и большинство небольших хозяйств не в состоянии оплачивать услуги крупных зернохранилищ из-за большой  стоимости их услуг.

 

 

  1. АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ АСТРАХАНСКОГО ТРАНСПОРТНОГО УЗЛА В МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЕ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЗЕРНОВЫХ ГРУЗОВ

    1. Международная система транспортировки зерновых грузов

Зерно в настоящее время остается одним из конкурентоспособных товаров России, Казахстана и Украины на мировом рынке. Спрос на зерно достаточно высок в странах Кавказа и Закавказья, в Иране, Турции, Белоруссии, Прибалтийских государствах, Польше. Крупнейшим регионом производства зерновых культур, географически наиболее близко расположенных к Каспийскому морю, являются Южно-Уральские области России и целинные области Республики Казахстан. По итогам 2010 года в данном регионе было произведено свыше 14 млн. тонн зерна

Грузопотоки зерновых культур в Каспийском регионе (рис. 1.1) направлены на основного потребителя региона - Иран, который импортирует из России и Казахстана свыше 1 млн. тонн и выше зерна. В потенциал экспорта зерна из Казахстана оценивается в 2.5 млн. тонн ежегодно. Иран заинтересован импортировать зерно из России и Казахстана в северные провинции на Каспийском море, где проживают до 20 млн. человек населения страны, и значительно сокращает издержки экономики страны на транспортные расходы. Немаловажным фактором является и то, что климат провинции субтропического характера и непригоден для культивирования зерновых культур.

Россия активно ведет  продажи зерна в страны Ближнего Востока и Африки через порты  Черного моря. Торговля с Ираном сдерживается отсутствием инфраструктуры в Каспийское море и оценивается в период навигации 150-200 тысяч тонн.

 

Рис. 1.1. Грузопотоки зерновых культур в Каспийском регионе

 

Казахстан с каждым годом  наращивает объемы продаж зерна в Иран. Так из урожая 2009 года в Иран было экспортировано свыше 1 млн. тонн, из которых 400 тыс. тонн зерна было перевалено через порт Актау. Таким образом, транскаспийский экспортный маршрут зерновых культур, для России и Казахстана является независимым от других приграничных государств, а также более экономичным. Вытекающее из этого увеличение объемов производства, экспорта, и, следовательно, грузооборота является вопросом времени.[10]

      1. Статистические данные по транспортировке зерна в России

Рассмотрим состояние  рынка в России. Для этого воспользуемся  материалами, размещенными на сайтах Российского  Зернового Союза и Минсельхоза  России. В России в 2008 г. собрали около 108 млн. тонн зерна (примерно одну восьмую  мирового урожая). Это был второй результат за всю новейшую историю  России; рекорд принадлежит 1990 году, когда  было собрано 116 млн. тонн зерна. Годом  раньше, в 2007 г., валовой сбор зерна  составил 81,8 млн. тонн. При этом независимо от урожая страна ежегодно импортирует  около 1 млн. т. зерна, что связано  с качественной спецификой российских зерновых. На внутреннее потребление зерна (семена, корм скота и птицы, пищевые цели, промышленная переработка, потери) в России стабильно уходит чуть более 70 млн. тонн. Часть излишков реализуется в виде экспорта. В 2007-2008 сельскохозяйственном году российские аграрии экспортировали 12,7 млн. т. зерна. В рекордно урожайном 2008-2009 году экспорт зерна, как ожидается, составит около 22 млн. т. [4]

Информация о работе Исследование методов увелечение пропускной способности зерновых терминалов