Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:46, дипломная работа
В данной работе проведено исследование информационного, технического, организационного и экономического обеспечения маркетинга предприятия и определены мероприятия по его совершенствованию.
В качестве исследуемого предприятия было выбрано общество с ограниченной ответственностью «Медиа Вектор». Предприятие осуществляет свою деятельность в сфере производства рекламной продукции и оказания рекламных услуг.
Введение 7
1 Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия 10
1.1 Сущность, содержание и задачи маркетинга 10
1.2 Маркетинговая политика предприятия 15
1.3 Структура управления маркетингом 23
2 Исследование маркетинговой деятельности предприятия ООО «Медиа Вектор» 33
2.1 Экономическая оценка эффективности основной и маркетинговой деятельности предприятия 33
2.2 Характеристика организационно-технических возможностей маркетинговой деятельности предприятия 41
2.3 Описание АРМ маркетолога 52
3 Планируемые мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Медиа Вектор» 56
3.1 Расширение организационно-технических возможностей предприятия 56
3.2 Маркетинговая стратегия предприятия 64
3.3 Совершенствование информационного обеспечения предприятия 71
Заключение 75
Список использованных источников 77
Приложение 79
Содержание
В начале XXI века регионы страны столкнулись с рядом новых явлений, последствия которых для качества экономического пространства России неоднозначны: необходимость продолжения экономического роста на новой качественной основе; усиливающаяся зависимость российских регионов от мирового хозяйства; переход к постиндустриальному и информационному обществу с особыми функциями различных регионов; изменения образа жизни и связанные с этим требования к развитию социальной сферы; ужесточение экологических требований в связи с переходом мирового сообщества на парадигму устойчивого развития.
В данной работе проведено исследование информационного, технического, организационного и экономического обеспечения маркетинга предприятия и определены мероприятия по его совершенствованию.
В качестве исследуемого предприятия было выбрано общество с ограниченной ответственностью «Медиа Вектор». Предприятие осуществляет свою деятельность в сфере производства рекламной продукции и оказания рекламных услуг.
Актуальность темы исследования предопределена существенными изменениями, происходящими в мировой и отечественной практике товародвижения, связанными с концентрацией усилий производителей на процессе управления товарными потоками, усиливающейся конкуренцией и ростом издержек в производственно-сбытовых процессах. Это привело к потребности в структурах, которые могли бы наиболее рационально и с наименьшими затратами осуществлять продвижение товара на рынок.
Мировая практика показывает, что наиболее эффективной структурой, осуществляющей продвижение товаров, является служба маркетинга на предприятии.
В настоящее время ни одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой службы на предприятии. И полезность маркетинга с каждым моментом времени все возрастает. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои индивидуальные потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в рыночных условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует маркетинг.
Предприятия-производители рассматривают маркетинг как средство для достижения целей, фиксированных на данный период по каждому конкретному рынку и его сегментам, с наивысшей экономической эффективностью. Однако это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами, чтобы обеспечить необходимую гибкость в решении стратегических и тактических задач, исходя из результатов маркетинговых исследований. При этих условиях маркетинг становится фундаментом для долгосрочного и оперативного планирования производственно-коммерческой деятельности предприятия, составления экспортных программ производства, организации научно-технической, технологической, инвестиционной и производственно-сбытовой работы коллектива предприятия, а управление маркетингом - важнейшим элементом системы управления предприятием.
Целью дипломной работы является исследование особенностей маркетинговой деятельности предприятия и определение путей ее совершенствования.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
- раскрыты сущность и содержание маркетинга;
- рассмотрены особенности маркетинговой политики предприятия;
- дана характеристика организационного и экономического обеспечения маркетинга на предприятии;
- проведено исследование маркети
- описаны плановые
мероприятия по
Методологическая и теоретическая основа дипломной работы базируется на разработках как отечественных, так и зарубежных ученых в области организации и управления маркетинговой деятельностью, экономической теории, рыночных отношений.
Базовыми учебными пособиями явились работы следующих авторов: Сенчагова В.И., Максимовой И.В., Котлера Ф., Коломийцева С.П., Демидова В.Е., Голубкова Е.П.
При разработке теоретических
положений дипломной работы в
рамках системного подхода к изучению
организационно-экономических
Одним из кардинальных требований, диктуемых рыночной экономикой, является необходимость производства продукции такого количества и качества, которое может быть использовано потребителями. Без его выполнения практически недостижима главная цель любого предпринимателя - получение максимальной прибыли. Оно предусматривает рациональное использование все уменьшающихся ресурсов. Невыполнение этого требования делает весьма проблематичным включение российской экономики в международное разделение труда.
Совокупность процессов, в ходе которых происходит согласование интересов производителей и потребителей, получила название маркетинга.
Существует множество концепций маркетинга, отражающих различные специфичные подходы и методы достижения цели, усиление тех или иных элементов, узкой или расширительной трактовки отдельных направлений деятельности. Наиболее известны пять базовых концепций, на основе которых современные предприятия строят свою маркетинговую деятельность: производственная, товарная, сбытовая, потребительская, социально-этическая. Каждая из них наиболее эффективна в определенных рыночных условиях.
В условиях дефицита товаров наиболее оправдана концепция маркетинга, предусматривающая совершенствование производства, когда усилия сосредоточивают на увеличении объемов производимых товаров. Превышение спроса над предложением позволяет обеспечить высокую эффективность производственно-хозяйственной деятельности. Снижение же себестоимости продукции, достигаемое при расширении и совершенствовании производства, еще больше повышает его прибыльность.
Концепция совершенствования товара альтернативна предыдущей. Она направлена на постоянное улучшение качества производимого товара и расширение его потребительских свойств. Такая товарная ориентация производителя, повышающая эксплуатацию характеристики продукта в большей мере способствует привлечению клиентов, которые получают возможность полнее удовлетворять свои потребительские запросы.
Сбытовая концепция маркетинга ориентирована на более интенсивное информирование потребителя о достоинствах предлагаемого товара и стимулирование его покупок. Активная рекламная кампания способна существенно интенсифицировать потребительский спрос, а будучи дополненной спектром оказываемых недорогих сопутствующих услуг (по упаковке, транспортировке и т. д.), может значительно увеличить объемы продаж. Однако такой эффект, стимулирующий сбыт, не может быть продолжительным, положительный результат реализации такой концепции обычно оказывается кратковременным.
Потребительская концепция маркетинга состоит в первоочередном удовлетворении запросов потребителя. Ее суть в наиболее выпуклом виде выражена лозунгом-призывом: «Любить клиента, а не товар». Она состоит в предварительном изучении интересов потребителя, его желаний и предпочтений, а затем — в организации их удовлетворения. Поэтому производство товаров или услуг в этой концепции является средством для достижения цели, а не самой целью. Сосредоточенность на нуждах потребителя и их удовлетворении делает такой подход весьма эффективным. Но он, вместе с тем, вызывает и несогласованность между производством, личным удовлетворением запросов потребителей, долговременным благополучием общества в целом. Это несоответствие наиболее наглядно проявляется в ухудшении состояния окружающей среды (например, из-за увеличения концентрации выхлопных газов в атмосфере, вызываемой ростом числа автомобилей — заветной мечты многих слоев населения; из-за использования фреона в холодильных установках и т. п.)1.
Наиболее обобщенной и целостной является концепция социально-этического маркетинга. Она предполагает достижение сбалансированности трех главных факторов, обуславливающих состояние общества: получение прибыли производителем товаров; удовлетворение запросов потребителя и выполнение требований общества. Реализация такой концепции возможна лишь при всесторонне развитом гражданском обществе, когда ее формирование происходит под воздействием и контролем общественных организаций и движений.
Независимо от концепции, положенной в основу организации маркетинговой деятельности на предприятии, она должна решить четыре главных задачи:
- предложить разработку и производство продукта, необходимого потребителю в соответствующих потребителям рынка объемах и качестве;
- обосновать диапазон цены на продукт, доступные потребителю и обеспечивающие достаточную прибыль предприятию;
- организовать продвижение продукта к потребителю, воздействуя на него специфичными средствами;
- разработать оптимальные схемы доставки продукта от производителя к потребителю.
Методы решения задач маркетинга весьма разнообразны: от инсайтных, основанных на интуиции, до научно проработанных. Выбор методов зависит от принятой маркетинговой концепции.
Ориентиром при определении вида продукта служат потребности клиентов, определяющие номенклатуру и ассортимент товаров и услуг. Оценивая реакцию потребителей на изменение вкуса, цвета, запаха, фасона, удобства в эксплуатации и другие потребительские свойства пионерных образцов товара, его конструкцию, упаковку и т. п., принимают окончательное решение.
Наиболее сложным элементом рынка, как известно, является цена продукта. Именно она связывает спрос и предложение. Гибко реагируя на изменение конъюнктуры рынка, она способна воздействовать на объем продаж, помогая или мешая сбыту, и непосредственно влиять на величину получаемой прибыли. Разрабатывая ценовую политику, необходимо учитывать, что предприятия реализуют свою продукцию не по желательным, покрывающим издержки ценам, а по приемлемым для потребителя. В рыночной экономике маркетинг использует лишь основные стратегические подходы к ценообразованию, а сами цены устанавливают элементы (спрос, предложение) и субъекты рынка (продавцы и покупатели). Определяя конкретные уровни цен, предприятия ориентируются, преимущественно, на уже существующие цены. Другой способ формирования цен — с учетом производственных затрат (полных, предельных или стандартных) и целевой нормы прибыли.
Задачу продвижения продукта к потребителю решают созданием у потребителя благоприятного отношения к продукции и ее производителю, активизирующего спрос. Основным и наиболее эффективным средством для этого с давних времен служит реклама, не только информирующая покупателя о существовании конкретного товара, но и убеждающая его в достоинствах такового, понуждающая отдать ему предпочтение по сравнению с конкурирующими. Эффективными в смысле продвижения оказываются и другие мероприятия рекламного характера — презентации, участие в выставках и ярмарках, а также пользование для апробирования и привыкания, предоставление различного рода торговых скидок и т. п. Положительный эффект от рекламы и ее разновидностей настолько велик, что в литературе и практической деятельности нередко смешивают понятия рекламы и маркетинга, не останавливаясь перед огромными затратами на проведение рекламных мероприятий. Кстати, расходы на рекламу, рассчитанные на душу населения в России, в десятки раз ниже по отношению к аналогичному показателю в большинстве экономически развитых стран, а по отношению к США — в сто раз2.
Вариантами решения задачи доставки продукции от производителя к потребителю могут быть: непосредственные прямые поставки; через систему оптовой и розничной торговли, через дистрибьюторов, которые вместе с ролью торговых посредников, осуществляют на рынке представительские функции, через сеть Других агентов, выполняющих не только продажу, но и послепродажное обслуживание, транспортировку и хранение товаров.
1.2 Маркетинговая политика предприятия
В литературе процесс управления маркетингом представлен в виде принципиальных схем в работах Ф. Котлера, Гольдштейна и других авторов, которые сводятся к выделению укрупненных блоков на стратегическом уровне, включающие несвязанные составляющие. Обобщенная их структура приведена на рис. 1. Такие подходы позволяют организации получить первоначальную ориентировку в обилии маркетинговой информации, но не уменьшает трудностей при переходе к тактическому планированию.
Имеющиеся методические основы и инструментарий по управлению отдельными процессами: исследование рынка, создание нового товара, продвижение товара на рынок и т.д. позволяют эффективно использовать их для принятия отдельным маркетинговых решений при полном соблюдения условий, предполагающих корректную реализацию этих основ.
Не подлежит сомнению то, что подходы, методы и объекты управления маркетингом должны быть различны в зависимости от целей организации и специфической ситуации, в которой оказался субъект рыночной деятельности. Главным определяющим моментом в выборе способа управления маркетингом, прежде всего, является вид деятельности предприятия, организации или предпринимателя.
Таким образом, отсутствие системного подхода к управлению маркетингом не позволяет субъектам рыночной деятельности в полной мере использовать имеющиеся у них возможности для организации эффективной деятельности на рынке.
Рисунок 1 - Структура управления маркетингом
Выявление объективно существующих
закономерностей и
Технологии используют, как «искусство, мастерство, умение…», которые позволяют сформировать совокупность приемов и способов получения, в конечном широком смысле, рационального конечного результата. Технология уже давно стала наукой, изучающей закономерности, с целью «определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных» способов, процессов, «требующих наименьших затрат времени и ресурсов»4.
Информация о работе Маркетинговая деятельность предприятия ООО «Медиа Вектор»