Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 20:49, курсовая работа
Актуальность исследования усиливается тем, что в современных условиях рынок пластиковых карт переживает новый весьма важный момент своего развития. От элитных, доступных лишь высокооплачиваемым категориям населения, пластиковые карты превращаются в достаточно демократичное средство расчетов. Выпуск пластиковых карточек позволяет интегрироваться в мировую систему банковских услуг, поднять деловой имидж банка, завоевать рынок и привлечь клиентуру, дает возможность овладеть новейшими банковскими технологиями, увеличить скорость расчетов, исключить ошибки и злоупотребления со стороны банковских служащих. Отсюда следует, что маркетинг пластиковых карточек - это назревшая проблема, которую необходимо срочно решать российским банкам.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические аспекты использования пластиковых карт……………………..6
1.1 История возникновения пластиковых карт…………………………………….6
1.2 Понятие и сущность пластиковых карт………………………………………...9
1.3 Основные характеристики пластиковых карт………………………………..15
2 Маркетинговое исследование рынка пластиковых карт………………………19
2.1 Организационно-экономическая характеристика ВТБ 24 (ПАО)…………..19
2.2 Исследование рынка пластиковых карт ВТБ 24 (ПАО)……………………..22
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованных источников……………………………………………...30
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические аспекты
использования пластиковых
1.1 История возникновения
пластиковых карт……………………………………
1.2 Понятие и сущность
пластиковых карт……………………………………
1.3 Основные характеристики
пластиковых карт………………………………..
2 Маркетинговое исследование рынка пластиковых карт………………………19
2.1 Организационно-экономическая характеристика ВТБ 24 (ПАО)…………..19
2.2 Исследование рынка пластиковых карт ВТБ 24 (ПАО)……………………..22
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………...
Введение
В настоящее время на территории России действуют десятки локальных, региональных и межрегиональных платежных систем. Количество держателей пластиковых карточек российских платежных систем исчисляется в совокупности многими сотнями тысяч. Десятки тысяч точек приема на территории всей страны работают с банковскими карточками национальных и международных платежных систем. Поэтому, поиск и оценка решения проблем российского рынка пластиковых карт составляет новизну и актуальность данной курсовой работы.
Актуальность исследования усиливается тем, что в современных условиях рынок пластиковых карт переживает новый весьма важный момент своего развития. От элитных, доступных лишь высокооплачиваемым категориям населения, пластиковые карты превращаются в достаточно демократичное средство расчетов. Выпуск пластиковых карточек позволяет интегрироваться в мировую систему банковских услуг, поднять деловой имидж банка, завоевать рынок и привлечь клиентуру, дает возможность овладеть новейшими банковскими технологиями, увеличить скорость расчетов, исключить ошибки и злоупотребления со стороны банковских служащих. Отсюда следует, что маркетинг пластиковых карточек - это назревшая проблема, которую необходимо срочно решать российским банкам.
Связь работы с общенаучными задачами определяется тем, что пути решения в обострившейся конкуренции российских и зарубежных банков на рынке пластиковых карточек в переходный период становления рыночных отношений в России является предметом поиска многих других ответвлений экономической науки.
Целью курсовой работы является изучение и обобщение опыта внедрения и проведения маркетинга пластиковых карточек в банке; разработка и защита маркетингового проекта перевода предприятия на выплату заработной платы при помощи пластиковых карточек.
Достижение этой цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач:
- развития и функционирования системы безналичных расчетов на основе пластиковых карточек;
- обоснование роли маркетинга
пластиковых карточек в
- проведение анализа организации маркетинга в банке;
- анализ рынка пластиковых карт;
- определение методических подходов к разработке и внедрению маркетингового проекта перевода предприятия на выплату заработной платы при помощи пластиковых карточек;
- оценка эффективности маркетинга пластиковых карточек.
Предметом исследования является маркетинговое исследование пластиковых карточек и его влияние на деятельность банка.
В качестве объекта исследования принят банк ВТБ 24 (ПАО).
В данной курсовой работе применяются следующие методы:
- изучение литературы;
- описание;
- наблюдение;
- анализ.
1 Теоретические аспекты использования пластиковых карт
1.1 История возникновения пластиковых карт
Пластиковая карта – это термин, обобщающий все виды карточек, которые различаются по назначению, набору оказываемых с их помощью услуг, по своим техническим возможностям и организациям. Это не только банковские карты, но и карты экспресс-оплаты, дисконтные карты торговых сетей и фирм. В зависимости от оказываемых услуг такая карта может служить пропуском, водительским удостоверением, проездным документом или просто эффективным средством безналичных расчетов.
Идея использовать карты как платежное средство появилось в 1880 г. в книге Эдуарда Беллами «Глядя назад». Первые же кредитные карты были выпущены в 1914 г. известной фирмой Mobil Oil, которые использовались для оплаты нефтепродуктов. Такие карты были сделаны из картона, а данные вписывались вручную или выдавливались.
Первые «зарплатные» карты впервые появилось после Второй мировой войны в Японии.
Символической точной отсчета в мировой истории пластиковых карт принято считать встречу внука основателя одного из крупнейших американских универмагов Альфреда Блумингдейла, главы небольшой финансовой компании Hamilton Credit Corporation Фрэнка Макнамары и юриста этой компании Ральфа Шнайдера, которая случилась в 1949 г. в одном из ресторанов Манхэттена (Нью-Йорк, США). В результате этой беседы появилась на свет карта Diners Club – первая массовая платежная карта в мире, по мнению многих исследователей [14, c. 142].
В процессе обеда разговор зашел об одном клиенте Макнамары в Бронксе. Этот предприниматель позволял соседям пользоваться своим банковским счетом за проценты. Продавцы магазинов звонили ему по телефону и, получив разрешение, записывали стоимость покупок на его счет. В такой сделке новшеством являлось наличие посредника, который, используя свою кредитоспособность, представлял ссуду людям, не имеющих возможность получить ее по-другому.
Такая финансовая схема им понравилась. Изъян был замечен лишь в кредитовании людей, не имеющих в магазине кредитной линии. Ведь чаще всего именно с ними возникают проблемы. Поэтому ресторан показался им самым удачным местом для развития нового бизнеса.
Использовать в качестве идентификации клиентов соучредители решили эмбоссированные пластинки, которые к тому времени уже были довольно распространены и применялись во многих магазинах и бензиновых компаниях. К программе было привлечено 10-12 близлежащих ресторанов города. За первый месяц оборот составил 2 тыс. долларов, а уже через 4 месяца – 250 тыс. долларов.
Первоначально карты Diners Club предназначались для расчетов за обеды, но очень быстро карта стала универсальной и предназначалась для расчетов за товары, для получения наличных. Таким образом, первая карта, получившая широкое распространение, была платежной, кредитной и небанковской.
К концу 1951 года компания принесла владельцам прибыль в размере 61222 долларов с оборотом в 6,2 млн.
Главным отличием карты Diners Club от предыдущих систем было то, что между клиентом и коммерческими компаниями существовал посредник, который берет на себя проведение расчетов. Именно это позволило Diners Club стать первой и очень массовой универсальной картой.
1 октября 1958 г. была выпущена первая карта компании American Express. А уже через год эта компания насчитывала 32 тысячи предприятий и более 475 тысяч держателей карточек. Такой успех American Express объяснялся тем, что компания обладала разветвленной международной сетью обслуживания дорожных чеков и огромными финансовыми средствами, что позволило кредитовать клиентов [15, c. 96].
Новый период в развитии карточного бизнеса в 1958 г. начался со вступления в него таких крупнейших американских банков, как Bank of American и Chase Manhattan Bank.
Вследствие роста карточных программ большинство банков столкнулось с тем, что сеть обслуживания своих карточек была ограничена. Поэтому в 1966г. Bank of American начал выдавать лицензии на выпуск карточек BankAmericard другим банкам. В ответ на это несколько крупных банков-конкурентов Bank of American создал свою Межбанковскую карточную ассоциацию – МКА (Interbank Card Association). В 1969 г. эта ассоциация купила права на карты Master Charge, выпускавшиеся карточной ассоциацией банков западных штатов, большинство банков – членов МКА перешли на выпуск Master Charge.
А банки, выпускавшие «BankAmericard», настояли, чтобы карточная программа была введена из-под контроля Bank of American. Так в июле 1970 г. была создана National BankAmericard Incorporated – НБИ.
Таким образом, к началу семидесятых годов в Соединенных Штатах сформировались два основных конкурента на рынке универсальных банковских карточек: НБИ и МКА. Среди небанковских универсальных карточек по-прежнему выделялась «American Express».
В зарубежной классификации универсальные карточки разделялись на карточки для «путешествий и развлечений» (Travel and Entertainment – T&E) и чисто банковские. Первые выпускались компаниями Diners Club, American Express, Carte Blanshe и предназначались для оплаты услуг гостиниц, ресторанов. Карточки, выпускаемые банками, имели более «потребительский» характер и предназначались для обычных клиентов. На данный момент эти различия исчезли, и такое разделение является условным [13, c. 15].
Первая платежная карта, которая появилась в России, была карта международной платежной системы Diners Club. Именно эти карты стали приниматься в системе магазинов «Березка» в 1969 г. А спустя 20 лет, в 1988 г., спортсменам советской Олимпийской сборной в Сеуле, впервые были выданы карты другой международной платежной системы – Visa International. Но большого распространения международные карты не получили. И только после начала формирования в России системы коммерческих банков у банковских пластиковых карт как платежного инструмента появилось в России большое будущее [15, c. 204].
В 1974 г. на российском рынке появилась American Express. Годом позже, в 1975 г., VISA Ins. и Europay, в 1976 г. – карты японской системы JCB.
Первым советским эмитентом международных карточек стал Внешэкономбанк, выпустивший в 1989 г. золотые карточки Eurocard. В России собственную карточку VISA в 1991 г. выпустил Кредобанк.
В 1993 г. в России были созданы такие платежные системы на картах, как STB Card (расчетный банк – Столичный) и Union Card (расчетный банк – Автобанк), которые быстро стали лидерами рынка пластиковых карт с магнитной полосой. Также была создана система «Золотая корона», которая основывается на картах с микросхемой.
Подводя итог в истории возникновения пластиковых карт, можно сказать, что первые пластиковые карты появились в России в начале 90-х гг. прошлого века и по своей сути были банковскими платежными инструментами. К тому времени банковские пластиковые карты уже были широко распространены на Западе, но для России это было новшеством.
Несмотря на все возникающие сложности, банковские платежные карты получали в России все большее распространение.
1.2 Понятие и сущность пластиковых карт
Пластиковая карточка - это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий его владельцу возможность безналичной оплаты товаров, работ и услуг, а также получения наличных средств в отделениях и филиалах банков и банкоматах.
При выдаче карты клиенту осуществляется ее персонализация: на нее заносятся данные, позволяющие идентифицировать карту и ее держателя, а также осуществить проверку платежеспособности карты при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег. Процесс утверждения продажи или выдачи наличных по карте называется авторизацией [13, c. 27].
Карта является только средством доступа к денежным средствам на счете держателя. Поэтому, из указанного определения можно сделать следующие выводы:
- пластиковая карта является средством доступа к счету, на ней содержится определенная информация, с помощью которой, а также индивидуального кода (ПИН-код) происходит доступ держателя к денежным средствам на его счете;
- пластиковая карта является
средством проведения платежей,
а не самим средством платежа;
она является лишь
- карта не является
денежным заменителем, на ней
содержится только
Банковская карта - пластиковая карта, привязанная к лицевому счёту одного из банков, которая используются для платежей, в том числе через Интернет [15, c. 263].
Изначально банковские платежные карты создавались как розничный продукт, ориентированный на держателя - физическое лицо. Сейчас же платежные карты для банков - это одно из важных направлений розничного бизнеса. При этом маркетинговые цели бизнеса могут быть различными. В общем случае в зависимости от этих целей можно выделить три основных направления использования платежных карт:
- для работы с клиентами банка - физическими лицами;
- для работы с юридическими лицами и их сотрудниками в рамках зарплатных проектов;
- карты могут предлагаться
корпоративным клиентам в
Классификация платежных карт по разнообразным признакам очень многогранна. В различных источниках можно встретить такие классификации карт, как:
- по материалу изготовления (бумажные, пластиковые, металлические);
- по способу записи информации (кодирование магнитной полосы, чип, лазерная запись, штрих-кодирование);
- по территориальной
- по системе проведения расчетов (расчетные карты, кредитные карты, предоплаченные карты и т. д.).
Информация о работе Маркетинговое исследование рынка пластиковых карт