Методы анализа и прогноза конъюнктуры рынка туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Методы анализа и прогноза конъюнктуры рынка туризма

Содержание

I. Теоретические основы методов анализа и прогноза конъюнктуры рынка туризма:
Введение................................................................................................................3
1. Рынок. Сущность и структура рынка.......................................................4
2. Спрос и предложение.................................................................................9
3. Конъюнктура туристского рынка............................................................13
4. Оценка конъюнктуры рынка....................................................................15
5. Конъюнктурный прогноз, принципы и методы.....................................16
II. Практическая часть на примере ОАО «Лазурная»:
1. Описание положения на рынке ОАО «Лазурная».................................22
2. Угрозы и меры их предотвращения. Достижение равновесия.............23
3. Варианты прогноза конъюнктуры рынка...............................................25
4. Маркетинговые программы для благоприятного развития ОАО «Лазурная».................................................................................................27
Заключение...........................................................................................................34
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию РФ

Санкт-Петербургский  Государственный Университет сервиса  и экономики

Институт  туризма и международных экономических  отношений 

Кафедра экономики туризма 
 
 

Курсовая  работа

по  дисциплине:

«Маркетинг»

  на тему:

«Методы анализа и прогноза конъюнктуры рынка туризма» 

       Выполнила:

студентка 3 курса д/о 

группы  № 2308 Б

                                                                   Брюквина О.Н.

                                                          

Проверил:

Варваштян А.Л. 

Санкт-Петербург

2010

Содержание 

I. Теоретические основы методов анализа и прогноза конъюнктуры рынка туризма:

Введение................................................................................................................3

  1. Рынок. Сущность и структура рынка.......................................................4
  2. Спрос и предложение.................................................................................9
  3. Конъюнктура туристского рынка............................................................13
  4. Оценка конъюнктуры рынка....................................................................15
  5. Конъюнктурный прогноз, принципы и методы.....................................16

II. Практическая часть на примере ОАО «Лазурная»:

  1. Описание положения на рынке ОАО «Лазурная».................................22
  2. Угрозы и меры их предотвращения. Достижение равновесия.............23
  3. Варианты прогноза конъюнктуры рынка...............................................25
  4. Маркетинговые программы для благоприятного развития ОАО «Лазурная».................................................................................................27

Заключение...........................................................................................................34

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Теоретическая часть

Введение 

      Процесс исследования рынка является связующим звеном между организацией и рынком и включает в себя сбор, анализ и интерпретацию данных, которые помогают менеджерам узнать проблемы и возможности маркетинга туристских услуг и соответственно принять разумное решение. Туризм - один из самых высокодоходных видов бизнеса.

      Туристическая отрасль на сегодняшний день не является самой продвинутой в плане проведения маркетинговых исследований. Даже в части получения статистических данных относительно въездных и выездных потоков постоянно приходится сталкиваться с немалыми трудностями.

      Конъюнктура рынка – экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени, сложившаяся в результате взаимодействия факторов и условий, определяющих соотношение спроса и предложения на туристские услуги, а также уровень и динамику цен на них. Цель моей курсовой работы рассмотреть методы анализа и прогноза конъюнктуры туристского рынка. Задачи – рассмотреть положение ОАО «Лазурное», как пример фирмы туристской отрасли, на рынке туризма, выявить угрозы риска, варианты прогноза рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Рынок. Сущность и структура рынка
 

      Рынок, в экономической литературе, определяется как сфера потенциальных обменов, совершаемых в соответствии с объективно обусловленными законами развития общества. Становление и развитие рынка обусловлено общественным разделением труда и предоставлением свободы действий производителям и потребителям в процессе осуществляемых ими обменов.

      Можно выделить два основных  подхода  к определению понятия «рынок». Первый основан на выделении политико-идеологического и философского содержания, когда рынок рассматривается как способ организации общественного производства, поведения хозяйственных объектов, мышления.

      Второй  подход к определению рынка основан  на выделении его конкретно-экономического содержания. Рынок рассматривается как механизм, позволяющий сбалансировать соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг. С точки зрения маркетинга наибольший интерес представляют рынки, на которых действует значительное количество независимых друг от друга продавцов и покупателей.

      Через термин «туристский рынок» определяется вся совокупность фирм, работающих в данной сфере.

      Туристский рынок — это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта, в которой совершается процесс превращения туристских услуг в деньги и обратно. Каждый производитель и потребитель туристского продукта имеет свои экономические интересы, которые могут не совпадать. При их совпадении происходит акт купли-продажи туристского продукта. Поэтому рынок — это своеобразный инструмент согласования интересов производства и потребления. Центральное положение на рынке занимает покупатель (клиент). Обязанность хорошего продавца — удовлетворение потребностей своих клиентов.

      Сущность туристского рынка выражается в его функциях, важнейшими из которых являются:

  • реализация стоимости и потребительской стоимости, заключенных в туристском продукте. Купля-продажа означает реализацию стоимости туристского продукта и общественное признание его потребительской стоимости;
  • организация процесса доведения туристского продукта до потребителя;
  • экономическое обеспечение материальных стимулов сотрудников туристского предприятия к повышению качества и совершенствованию ассортимента предлагаемых услуг, производству их в соответствии с запросами потребителей, росту производительности труда.

      Туристский рынок характеризуется наличием субъектов, в качестве которых выступают организаторы и продавцы туристского продукта (туроператоры и турагенты), их контрагенты – производители туристских услуг (гостиницы, предприятия питания, транспортные организации, экскурсионное бюро и т.д.) и покупатели (потребители) туристских услуг.

      Туристский  рынок имеет свои специфические  особенности:

  1. Туристские услуги неосязаемы. Важное значение имеет надежность продукта, гарантии обещанного уровня и качества, также исчерпывающая информация о потребительских свойствах тура. От этого зависит доверие к фирме со стороны клиентов и ее устойчивость на рынке.
  2. При реализации туристского продукта имеется разрыв во времени между приобретением продукта и его потреблением, поэтому важны четкость и надежность каналов продвижения туристского продукта и ответственность фирмы, реализующей продукт.
  3. На туристский спрос влияют сезонные колебания и неравномерность туристского потока. Уменьшение этих отрицательных явлений возможно методом дифференциации цен на элементы обслуживания по сезонам, а также через снижение емкости перевозок туристов.
  4. Качество продукта в большей степени зависит от конкретных исполнителей, поэтому менеджмент внутри туристского предприятия должен постоянно развиваться.
  5. При туристском рынке имеется территориальная разобщенность между потребителем и производителем, поэтому немаловажным является установление оперативных связей с удаленными партнерами.

Известно  очень много подходов к классификации  туристского рынка. По отношению  к определенному району (регион, страна, группа стран) можно выделить следующие рынки:

  • внутренний туризм, включающий путешествия жителей какого-либо района по этому району;
  • въездной туризм, включающий путешествия по какому-либо району лиц, не являющихся его жителями;
  • выездной туризм, включающий путешествия жителей какого-либо района в другой район.

    

      Эти категории туризма включают международный и национальный туризм, а также туризм в пределах страны. Ночующие посетители считаются туристами, а однодневные посетители экскурсантами. В качестве экскурсантов выступают и туристы, прибывшие в страну на круизном судне, если они не используют для ночевки местные средства размещения.

      В зависимости от целей путешествия  выделяют рынки рекреационного, культурно-познавательного, делового, научного, религиозного и этнического туризма. Почти каждый из рынков неоднороден. Например, рынок делового туризма включает поездки делегаций или отдельных лиц для участия в переговорах, совещаниях, ярмарках, выставках, международных салонах и т.д. Так же сюда относится интенсив-туризм (incentive – побудительный, поощряющий) – поездки, организуемые компаниями в целях мотивации сотрудников на достижение высоких показателей в производственной деятельности.

      Классификация туристического рынка проводится также по другим признакам:

Признак Классификационные группировки рынка туризма
Характер  организации путешествия Организованный, неорганизованный
Число участников путешествует Индивидуальный, Групповой
Вид используемых транспортных средств Железнодорожный, Авиационный,

Морской и речной, Автобусный, Автомобильный

 

      С точки зрения особенностей и содержания маркетинговой деятельности выделяют следующие рынки:

  • целевой, на котором фирма реализует или собирается реализовать свои цели;
  • бесплодный, т.е. не имеющий перспектив для реализации определенных услуг;
  • основной, где реализуется основная часть услуг предприятия;
  • дополнительный, на котором обеспечивается продажа некоторого объема услуг;
  • растущий, т.е. имеющий реальные возможности для роста объема продаж;
  • прослоечный, на котором коммерческие операции нестабильны, но имеются перспективы превращения в активный рынок при определенных условиях (но может стать и бесплодным рынком).

      Туристический рынок имеет различную качественную структуру. Потенциальный рынок составляет 10% жителей (страны, региона, города и т.п.). В состав входят клиенты, которые проявляют интерес к приобретению туристских услуг. Необходимо располагать желанием и средствами для покупки. Платежеспособные потребители должны иметь доступ к туристским услугам, способным удовлетворить их потребности. Если все условия соблюдаются, то существуют основание говорить о действительном рынке.

      Его следует уменьшить на количество клиентов, которые по тем или иным причинам не реализуют свою заинтересованность в туристских услугах на квалифицированном рынке. Он составляет 20% потенциального рынка или 50% действительного.

      Обслуживаемый рынок составляет 10% потребителей потенциального рынка, которые имеют возможность  делать выбор из всего многообразия предлагаемых продуктов, в том числе и конкурирующими фирмами.

      Освоенный рынок образуют клиенты, отдающие предпочтение услугам данного предприятия  – составляет 5% потенциального и 50% обслуживаемого рынка. 

  1. Спрос и предложение
 

      Важнейшими категориями рынка являются спрос и предложение. Первый представляет собой форму проявления потребности населения в туристском продукте, обеспеченную денежными средствами, и называется платежеспособными.

      Объективными  условиями развития туристического спроса являются:

экономические, социокультурные, психологические, урбанистические, политические, экологические обстоятельства.

Информация о работе Методы анализа и прогноза конъюнктуры рынка туризма