Методы изучения фирм-конкурентов и конкурентная борьба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 12:30, курсовая работа

Краткое описание

В условиях бурно развивающегося в наше время рынка потребителей очень актуальной становится тема конкурентоспособности того или иного товара, предприятия, услуги. Перед потребителями в супермаркете представлен огромный ряд продуктов в каждом из сегментов. В таких условиях производителям товаров приходится придумывать различные ходы, принимать сложные маркетинговые решения с целью завоевать своего потребителя. Кто-то делает это с помощью яркой упаковки, кто-то - с помощью оригинальной рекламы. Производители автомобилей делают акцент на престиже, производители продуктов - на полезности и натуральности, производители техники - на надежности и долговечности. Все это хорошо известно и понятно любому специалисту, чья деятельность тем или иным образом связана с исследованием рынка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы изучения конкуренции и конкурентоспособности...4
1.1 Понятия конкурентоспособности и конкуренции……………………….4
1.2 Виды конкуренции……………………………………………………… . 6
1.3 Модель конкурентных сил………………………………………………..9

2. Методы изучения фирм-конкурентов и конкурентная борьба
2.1 Конкурентная борьба…………………………………………………….13
2.2 Методы изучения фирм-конкурентов………………………………… 16
2.3 Анализ фирм-конкурентов………………………………………………19

Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

Методы изучения фирм-конкурентов.docx

— 49.74 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы  изучения конкуренции и конкурентоспособности...4

     1.1 Понятия  конкурентоспособности и конкуренции……………………….4

     1.2 Виды конкуренции……………………………………………………… . 6

     1.3 Модель конкурентных  сил………………………………………………..9

 

2. Методы изучения фирм-конкурентов  и конкурентная борьба

     2.1 Конкурентная борьба…………………………………………………….13

     2.2 Методы изучения фирм-конкурентов…………………………………   16

     2.3 Анализ фирм-конкурентов………………………………………………19

 

Заключение……………………………………………………………………….21

Список использованной литературы…………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

     В условиях бурно развивающегося в наше время рынка потребителей очень актуальной становится тема конкурентоспособности того или иного товара, предприятия, услуги. Перед потребителями в супермаркете представлен огромный ряд продуктов в каждом из сегментов. В таких условиях производителям товаров приходится придумывать различные ходы, принимать сложные маркетинговые решения с целью завоевать своего потребителя. Кто-то делает это с помощью яркой упаковки, кто-то - с помощью оригинальной рекламы. Производители автомобилей делают акцент на престиже, производители продуктов - на полезности и натуральности, производители техники - на надежности и долговечности. Все это хорошо известно и понятно любому специалисту, чья деятельность тем или иным образом связана с исследованием рынка.

 

     Проблема заключается в том, что запросы потребителей и их требования к товару практически не меняются со временем. А вот количество товаров и брендов все растет.

 

     Если аудитории задать вопрос: «Какие атрибуты должен иметь хороший крем для лица?», то абсолютное большинство назовет одни и те же характеристики: крем должен питать, увлажнять, делать кожу мягкой, устранять дефекты и прочее.

 

     Но дело в том, что все производители косметических средств уже давно выпустили все варианты кремов для лица, отвечающие этим характеристикам. По сути, двигаться дальше некуда. Но на помощь производителям приходят маркетинговые коммуникации.

 

     И здесь начинается творческий и увлекательный процесс: поиск новых свойств, которые могут привлечь потребителя. Всех пугает одно - высокая конкуренция на рынке. И если ваш товар не предложит что-то уникальное, он будет не конкурентоспособен, а это означает вытеснение данного товара с рынка.

 

 

 

 

 

 

 

   

 

1. Теоретические основы изучения конкуренции и конкурентоспособности

 

 

     1.1 Понятия конкурентоспособности и конкуренции

 

 

     Существует много определений конкурентоспособности. Границы понятия конкурентоспособности непрерывно расширяются, переходят в итоге от конкурентоспособности изделия к конкурентоспособности предприятий и даже государств. Ниже будут приведены несколько формулировок.

 

     Конкурентоспособность - это способность данного товара быть обмененным на деньги на конкретном рынке в условиях широкого предложения к обмену других конкурирующих товаров-аналогов.

 

     Данное определение довольно сложное по своей структуре, поэтому более применимым к предмету данной работы будем считать следующее определение понятия «конкурентоспособность»:

 

     Конкурентоспособность - это комплекс потребительских, стоимостных и социальных характеристик товара (изделия), определяющих его успех на данном рынке.

     Основное понятие конкурентоспособности - возможность реализации товара в данный момент на данном рынке.

 

     Следует помнить, что если качество изделия в каждый отдельный момент представляет собой вполне определенную совокупность свойств, то конкурентоспособность может значительно меняться с изменением внешних факторов, что и предопределяет необходимость расчета конкурентоспособности на всех стадиях конструирования.

 

     Основными элементами, составляющими конкурентоспособность, являются:

 

Качество продукции и  услуг;

 

Наличие эффективной стратегии  маркетинга и сбыта;

 

Уровень квалификации персонала  и менеджмента;

 

Технологический уровень  производства;

 

Налоговая среда, в которой  действует предприятие;

 

Доступность источников финансирования.

 

     Информационные и ресурсные предпосылки обеспечения конкурентоспособности объектов техники определяются в процессе выполнения патентных исследований и, в частности, при анализе результатов, отражаемых в патентном формуляре и карт технического уровня и качества промышленной продукции.

 

     Естественно, что наличие всех этих элементов не является обязательным. Например, существует такая ситуация на рынке, когда производитель является монополистом в определенном сегменте рынка, и тогда его продукцию будут покупать вне зависимости от ее качества или рекламы. Например, в удаленном от больших городов поселке может действовать один поставщик от одного производителя, и тогда потребители вынуждены будут приобретать продукцию только у него, т.к. они не имеют какой-либо альтернативы. Или, в другой ситуации, предприятие-монополист может быть государственным: поставкой газа в России занимается только одна компания - «Газпром».

 

     Основу российского антимонопольного законодательства заложил Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", предусматривающий меры предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

 

     Для формирования конкурентоспособности фирмы важны так называемые «критические факторы успеха» (КФУ) - небольшое количество самых важных областей, хорошие результаты в которых обеспечат успешную конкурентную позицию для организации. Плохие результаты в данных областях ведут к ухудшению деятельности компании в целом.

     Существуют четыре основных фактора формирования КФУ фирмы:

 

1)структура конкретной  отрасли. Каждая отрасль по  своей природе обладает набором  КФУ, которые определяются особыми  характеристиками отрасли. Одни  отрасли являются капиталоемкими, другие - трудо- или интеллектоемкими;

 

2)конкурентная стратегия,  позиция в отрасли и географическое  расположение. Каждая компания в  отрасли находится в уникальной  ситуации, которая определяется  ее историей и текущей конкурентной  стратегией. Для небольших организаций  в отрасли, в которой доминирует  одна или две большие компании, действия, предпринимаемые этими  основными компаниями, могут создать  существенные проблемы.          Конкурентная стратегия для небольшой фирмы может подразумевать занятие новой рыночной ниши, прекращение выпуска определенной товарной группы или перераспределение ресурсов среди различных товарных групп, различия в географическом расположении могут вести к разным КФУ у компаний (например, различия в уровнях доходов населения в разных регионах);

 

3)факторы внешней среды.  Изменения во внутреннем национальном  продукте, экономике, политических  факторах и демографической ситуации  ведут к изменению КФУ различных  отраслей и фирм;

 

4)временные факторы. Внутренние  организационные условия часто  становятся временными КФУ. Эти  факторы относятся к областям  деятельности компании, которые  особенно важны для компании  в конкретный период времени,  так как показатели в данных  областях опустились ниже пороговых.  Допустим, сокращение кредиторской  задолженности будет критическим  фактором успеха компании, поставщики  которой отказались отгружать  продукцию до ее погашения.

  

     Теперь проведем некоторые различия в понятиях «конкурентоспособность» и «конкуренция».

 

     Конкуренция  - это соперничество фирм, работающих на одном рынке, которое влияет на ценовую, товарную и сбытовую политику фирмы. Она представляет собой состязание между экономическими агентами-участниками рыночного процесса, нацеленное на получение экономической прибыли.

 

     Конкуренция означает наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для них свободно выходить на рынок и покидать его. Это процесс, посредством которого люди получают, передают и ищут пути лучшего использования способностей и знаний.

 

     Конкуренция требует рационального поведения как условия пребывания на рынке, это динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющий ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.

     Исходя из вышеприведенных определений, делаем вывод, что конкуренция - это процесс, взаимоотношения между двумя и более производителями, а конкурентоспособность - это свойство товара (или производителя), которое помогает этому товару (производителю) держаться на рынке и завоевывать потребителе

 

   

 

 

1.2 Виды конкуренции

 

 

     В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:

     1.Большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает так называемую совершенную конкуренцию.

 

     2.Огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией, и порождает несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия.

 

     В случае, когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции.

 

     3.Единственный потребитель товара и множество самостоятельных производителей. При этом единый потребитель приобретает весь объем предложения товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса).

 

     4.Структура взаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной.

 

     Также различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию:

 

Основными методами добросовестной конкуренции являются:

 

· повышение качества продукции

 

· снижение цен («война цен»)

 

· реклама

 

· развитие до- и послепродажного  обслуживания

 

· создание новых товаров  и услуг с использованием достижений НТР и т.д.

 

     Одной из традиционных форм конкурентной борьбы, как уже было сказано, является манипулирование ценами, т.н. «война цен», используемая, в основном, для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.

 

     Более эффективной и более современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. «формирование» качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации. Так как в практической части нашей работы мы рассматриваем два конкурирующих производителя молочной продукции, то в качестве примера можно привести развитие новых технологий упаковки молока TetraPak. Она позволяет сохранять молоко в закрытой таре около 6 месяцев, при этом полезные свойства продукта не теряются благодаря специальной термической обработке (мгновенное подогревание и охлаждение, закупорка без доступа кислорода). Когда среди некоторых потребителей возникли мнения, что молоко, хранящееся полгода и при этом не прокисающее, не может быть натуральным, производители мгновенно откликнулись и стали выпускать молоко в обычных пластиковых бутылочках. Такое молоко не проходило специальную обработку и имело срок хранения всего несколько дней.

 

     В настоящее время получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д. Исследования проводятся как с целью узнать, готова ли аудитория к принятию нового продукта, так и с целью выяснить текущее отношение к выпускаемому продукту, его популярность среди потребителей. Последний вид исследования мы провели в рамках данной курсовой работы, и представим его в третьей, практической части.

 

     Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например, комплектующих деталей и узлов).

Информация о работе Методы изучения фирм-конкурентов и конкурентная борьба