Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 17:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить и проанализировать эффективность использования наблюдения в проведении маркетинговых исследований.
Данная цель предполагает реализацию следующих задач:
- выявить существующие формы проведения наблюдений.
- дать характеристику необходимости применения наблюдений.
- проведение метода наблюдения.
- проанализировать эффективность использования наблюдений в проведении маркетинга на предприятии, выявить пути совершенствования метода наблюдения.
СОДЕРЖАНИЕ
Одним из методов в проведении маркетинговых исследований является – наблюдение. Наблюдение в маркетинговых исследованиях представляет собой метод сбора первичной маркетинговой информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями. Наблюдение относится к качественным методам сбора информации. Наблюдение в маркетинговом исследовании может быть направлено на достижение различных целей. Оно может быть использовано как источник информации для построения гипотез, служить для проверки данных, полученных другими методами, с его помощью можно извлечь дополнительные сведения об изучаемом объекте. Наблюдение является весьма трудоемким методом. Оформление итогов наблюдений занимает порой в два раза больше времени, чем само наблюдение.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что применение наблюдения в проведении маркетинговых исследованиях позволяет провести предварительный анализ действий потребителя по отношению к определенному товару, то есть проанализировать предпочтения различных потребителей. Применение наблюдения является единственным способом сбора информации, так как лучший способ понять людей (в данном случае потребителей услуг) – наблюдение за ними в естественной обстановке.
Наблюдение в маркетинговых исследованиях представляет собой метод сбора первичной маркетинговой информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями. Наблюдение в маркетинговом исследовании может быть направлено на достижение различных целей. Оно может быть использовано как источник информации для построения гипотез, служить для проверки данных, полученных другими методами, c его помощью можно получить дополнительные сведения об изучаемом объекте. С помощью наблюдения можно исследовать не только поведение покупателей в магазине, персонала, предоставляющего услуги потребителям, но и другие процессы. Например, как люди используют те или иные товары (укладывают прическу, готовят завтрак, подстригают газоны и т. д.). Результаты могут быть использованы для создания новых модификаций товаров, улучшения сервиса, системы распределения и продвижения (новые темы для рекламных кампаний).
Предметом в данной работе является наблюдение в проведении маркетинговых исследований в студии красоты «Jadore». Объект исследования: поведение потребителей услуг.
Цель курсовой работы – выявить и проанализировать эффективность использования наблюдения в проведении маркетинговых исследований.
Данная цель предполагает реализацию следующих задач:
- выявить существующие формы проведения наблюдений.
- дать характеристику необходимости применения наблюдений.
- проведение метода наблюдения.
- проанализировать эффективность использования наблюдений в проведении маркетинга на предприятии, выявить пути совершенствования метода наблюдения.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Методы наблюдения в маркетинговых исследованиях
Наблюдение является достаточно гибким методом сбора информации, так как может осуществляться исследователями в различных формах. Для группировки различных вариантов осуществления процесса наблюдения могут использоваться следующие классификационные признаки: характер окружающей обстановки; место исследователя в изучаемом процессе; способ восприятия объекта наблюдения; степень стандартизации наблюдения; степень открытости процесса наблюдения; характер наблюдаемых событий; регулярность проведения наблюдения.1
Табл. 1.1
Формы проведения наблюдений2
Классификационный признак |
Формы наблюдения |
Характер окружающей обстановки
|
Полевое наблюдение — проводят в естественных условиях, в реальной жизненной ситуации. |
Лабораторное наблюдение — проводят в искусственно созданных условиях, это позволяет сохранять стабильность обстановки, в условиях которой происходит исследование. Позволяют исследователям полностью контролировать условия проведения исследования, а также предоставляют больше возможностей для использования специальной аппаратуры. Создавая наиболее благоприятные условия для осуществления наблюдения, исследователи сокращают сроки и стоимость его проведения | |
Лабораторно-полевое наблюдение — проводят в естественных условиях, но с отдельными ограничениями, снимающими недостатки как лабораторного, так и полевого наблюдения | |
Место исследователя в изучаемом процессе |
Наблюдения с непосредственным участием исследователя (включенное наблюдение) — наблюдатель сам участвует в ситуации, он одновременно сам влияет на ситуацию и, в свою очередь, подвергается ее влиянию. Такая форма позволяет скорректировать объективность выводов наблюдателя за счет улучшения понимания им наблюдаемых процессов |
Продолжение табл. 1.1
Место исследователя в изучаемом процессе |
Наблюдение осуществляется наблюдателем со стороны без участия в наблюдаемом процессе (не включенное наблюдение) — наблюдатель находится на некотором удалении от объекта наблюдения, что позволяет видеть весь ход процесса и контролировать сторонние факторы, на него влияющие |
Способ восприятия объекта наблюдения |
Персональное наблюдение — наблюдаемые события фиксируются непосредственно наблюдателем |
Степень стандартизации наблюдения |
Не персональное наблюдение — наблюдаемые события фиксируются с помощью приборов, что позволяет снизить субъективность восприятия событий. Структурированное (контролируемое) наблюдение — в этом случае используются бланки наблюдения с четко заданной структурой фиксируемых элементов (аспектов) процесса или ситуации, остальные элементы поведения игнорируются |
Степень открытости процесса наблюдения |
Свободное (неструктурированное) наблюдение — осуществляется наблюдение всех элементов поведения без заранее заданной схемы. Открытое наблюдение — наблюдаемым известно о проводящемся наблюдении, исследователи заранее предупреждают их об этом. |
Скрытое наблюдение — наблюдаемым не известно о проводимом исследовании. Скрытое наблюдение не предполагает раскрытия инкогнито наблюдателя, участники наблюдения не осведомлены о проходящем наблюдении. В этом случае исследователь может избавиться от так называемого «эффекта наблюдения», правда, сталкивается с другими проблемами. | |
Характер наблюдаемых событий |
Прямое наблюдение — наблюдение проводится непосредственно за поведением. |
Непрямое (косвенное) наблюдение — наблюдение проводится за результатами поведения. | |
Регулярность проведения наблюдения |
Систематическое наблюдение — проводится на регулярной основе, что позволяет выявить тенденции процессов. |
Эпизодическое наблюдение — в качестве частного случая эпизодического наблюдения можно рассматривать единичное наблюдение, проводимое повторно без четко спланированного регламента. Не имеет четко установленного регламента регистрации событий. | |
Однократное наблюдение — исследование выполняется в соответствии с поставленными целями однократно, более эта схема исследования не используется. |
Продолжение табл. 1.1
Случайное наблюдение — наблюдение заранее незапланированного явления, как самостоятельная процедура сбора первичной информации обычно не планируется. Между тем зачастую становится уникальным поводом для пересмотра маркетинговых решений предприятия |
Необходимость контролировать внешние условия проведения наблюдения определяет вариант формы наблюдения в соответствии с характером окружающей обстановки. Представленная классификация, как и любая типология условна и отражает лишь наиболее значимые особенности наблюдения. Поэтому учитывая цель и характер планируемого исследования и решая вопрос о применении метода наблюдения, необходимо соотносить возможности и ограничения, позитивные и негативные характеристики его различных форм.
2. Область применения наблюдения в маркетинговых исследованиях. Метод наблюдения
В общей структуре методов маркетинговых исследований наблюдение является инструментом сбора первичной информации:
1) непосредственно в ходе изучаемого процесса, явления, ситуации (для качественного анализа), например, когда исследуется процесс выбора товара покупателем;
2) для
получения предварительного
3) для
подтверждения данных, полученных
с помощью других методов, например,
дав определенный ответ на
вопрос анкеты, респондент в реальной
ситуации может поступить
4) для
пояснения результатов, полученных
с помощью других методов
5) для
описания распространенности
6) о поведении потребителей, в особенности такого, которое потребители не имеют желания запоминать;
7) о партнерах и поставщиках (изучение работы персонала во время посещения: как относятся к потребителям, как представляют товар, какие рекламные материалы используют и т. п.);
8) о выставках (изучение маршрутов движения посетителей, у каких стендов посетителей больше, чем больше всего интересуются);
9) о конкурентах
(изучение опыта организации
Метод наблюдения эффективен и для анализа организации работы персонала предприятия:
– оценка интенсивности работы сотрудников;
– выделение «горячих» периодов и пиков активности;
–выявление основных источников потери времени, ресурсов (поиск необходимой информации);
– определение наиболее «загруженного» и «незагруженного» персонала; – установление требований к различным материалам, литературе, документам для более эффективного их размещения на рабочих местах.
В большинстве случаев наблюдение используется совместно с другими методами сбора первичной информации. Полученные таким образом данные дополняют и контролируют друг друга.
Методы наблюдения можно классифицировать по способу их проведения: личное наблюдение, наблюдение с использованием технических средств, аудит, контент-анализ, анализ следов.
При личном наблюдении наблюдатель записывает все происходящие с объектом события по мере их поступления. Он не пытается контролировать или направлять события, происходящие с объектом наблюдения. Он просто записывает все, что происходит в естественных (например, в магазине) или в искусственных условиях (в исследовательском центре). Например, наблюдатель может записывать число посещений и наблюдать за потоками покупателей в универмаге.
При наблюдении с использованием технических средств запись результатов производится техническими устройствами. При этом может потребоваться, а может и не потребоваться участие респондентов. Из технических устройств, не требующих участия респондентов, наиболее известен аудиометр. Он подсоединяется к телевизору и постоянно регистрирует, какой канал включен. В последнее время появились так называемые «счетчики людей». Они не только регистрируют, какой именно канал включен, но и сколько человек смотрят передачу. Другой широко известный пример – турникеты, регистрирующие количество человек, входящих и выходящих из помещения. Технические достижения, такие как штрих коды товаров, значительно расширили сферу применения наблюдений с использованием технический средств.
Контент-анализ используется, когда объектом наблюдения является коммуникативная связь, а не поведение или материальные объекты. Его можно определить как объективную, систематическую и количественно определенную характеристику основных параметров коммуникативной связи. Контент-анализ включает наблюдение и анализ. Объектами анализа могут быть слова (употребление различных слов в сообщении), длина и продолжительность сообщения, предмет сообщения, то есть наблюдаются и анализируются содержания рекламных сообщений, статей в газетах и т.п.
Информация о работе Методы наблюдения в маркетинговых исследованиях