Методы розничной продажи товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в изучении методов розничной продажи товаров, а также рассмотрении прогрессивных методов продажи товаров на территории Республики Беларусь.
Исходя из поставленной цели, в работе последовательно ставятся и решаются следующие задачи:
1. Изучаются теоретические основы методов розничной продажи товаров, приводится их сравнительная характеристика.
2. Дается оценка эффективности используемых методов продажи товаров.
3. Проводится анализ развития прогрессивных методов продаж товаров в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
1 МЕТОДЫ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ: ПОНЯТИЕ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА…………………………….
6
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДОВ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ…………………………………………………..
14
3 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОГРЕССИВНЫХ МЕТОДОВ ПРОДАЖ ТОВАРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………...
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……...…………….. 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач по организации методы продажи товаров.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….

3

1

МЕТОДЫ РОЗНИЧНОЙ  ПРОДАЖИ ТОВАРОВ: ПОНЯТИЕ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА…………………………….

 

6

2

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДОВ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ…………………………………………………..

 

14

3

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОГРЕССИВНЫХ МЕТОДОВ ПРОДАЖ ТОВАРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………...

 

22

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..

30

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……...……………..

33


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

В процессе коммерциализации белоруской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля.

Розничная торговля – это завершающая форма продажи  товаров конечному потребителю  в небольших объемах через  магазины, павильоны, лотки, палатки  и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продаже в розничных торговых предприятиях в отличии от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.

Торговое обслуживание населения предполагает наличие  специально устроенных и оборудованных  помещений, приспособленных для  наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета потребительских запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждому конкретному человеку.

Развитие розничной  торговли нуждается в создании специальных  служб по изучению и прогнозированию  потребительского спроса, формированию оптимального ассортимента товаров, анализу  и определению прогрессивных  форм и методов розничной торговли на уровне региона, области, района при поддержке государственных органов власти в целях контроля за ходом розничной торговли, разработки новых видов изделий и товаров.

Методы продажи  должны быть выбраны таким образом, чтобы любая коммерческая операция обеспечивала предельно возможный уровень рентабельности; чтобы торговый риск был сведен к минимуму; чтобы постоянно укреплялось положение торгового предприятия на рынке и росло доверие к нему со стороны деловых партнеров. Эффективная коммерческая деятельность обеспечивает устойчивое финансовое состояние торговой организации, его конкурентоспособность.

Постоянные  изменения на рынке происходят и  в области методов и форм розничной  торговли. Данные изменения обусловлены  тем, что выбор конкретного метода или формы розничной продажи определяет состав и последовательность всех операций технологического процесса продажи. От этого выбора зависит количество и характер торговых операций, схема размещения функциональных помещений и потребность в торговых площадях.

Правильная  организация коммерческой работы в рамках розничной торговли способствует росту товарооборота, достаточно полному удовлетворению совокупного спроса населения и получению коммерческого успеха.  Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров является обязательной функцией любой торговой организации, которая осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета, то есть торговые организации в условиях функционирования рыночной экономики представляют собой самостоятельное звено торговли и сферы услуг.

Выбранная тема является актуальной, так как торговое обслуживание покупателей, отбор, выбор и предложение товаров являются основной и завершающей частью технологического процесса и предполагает на ряду с выполнением традиционных операций торгового обслуживания, предложения и оказания торговых услуг. В курсовой работе рассматриваются методы розничной продажи товаров и их эффективность в современных экономических условиях Республики Беларусь. В условиях развития торговли тема является актуальной.

Предметом курсовой работы являются методы розничной продажи товаров.

Цель курсовой работы заключается в изучении методов розничной продажи товаров,  а также рассмотрении прогрессивных методов продажи товаров на территории Республики Беларусь.

Исходя из поставленной цели, в работе последовательно ставятся и решаются следующие задачи:

  1. Изучаются теоретические основы методов розничной продажи товаров, приводится их сравнительная характеристика.
  2. Дается оценка эффективности используемых методов продажи товаров.
  3. Проводится анализ развития прогрессивных методов продаж товаров в Республике Беларусь.

При написании работы использовались следующие методы: теоретические, наблюдение, описание, сравнительный анализ и т.д.

Поставленные  задачи логически предопределили структуру работы, которая состоит из введения, трёх разделов, последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованных источников. Курсовая работа включает: 34 с., 1 рисунок, 2 таблицы, написана на основании 24 источников.

Необходимо  отметить, что рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в достаточной степени. Фундаментальные и прикладные исследования, направленные на изучение методов розничной продажи товаров, были проведены отечественными и зарубежными учеными, среди которых Берман Б., Ефремов А., Дашков Л.П., Парамонова Т.Н., Радаев В. и др.

Информационной  базой для написания работы послужили: учебная, научная, методическая литература, периодические издания по рассматриваемому вопросу, законодательные акты; статистические справочники, статьи в средствах массовой информации, электронные ресурсы сети Интернет.

 

 

 

 

 

1 МЕТОДЫ РОЗНИЧНОЙ  ПРОДАЖИ ТОВАРОВ: 

ПОНЯТИЕ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА

 

 

Важнейшим элементом  системы торгового обслуживания покупателей является используемый метод продажи товаров в магазине. Этот показатель не только формирует тип магазина, но и определяет содержание всех основных торгово-технологических процессов. Для покупателей он в значительной мере определяет удобства совершения покупок в магазине и объем затрат времени на обслуживание. Под методом продажи понимается совокупность приемов осуществления всех основных операций, связанных с непосредственной реализацией товаров покупателям в магазине

В розничной торговле применяют  следующие методы продажи товаров:






 





 

 


 

 

Рисунок 1.1 – Методы продажи товаров в розничной торговле

Источник: Собственная разработка на основании изученной экономической литературы.

Продажа товаров по образцам предусматривает выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное (или с помощью продавца) ознакомление с ними покупателей. После выбора товаров и оплаты покупки продавец вручает покупателю товары, соответствующие образцам. При этом методе продажи рабочие запасы размещают отдельно от образцов. Данный метод удобен тем, что на сравнительно небольшой площади торгового зала можно выставить образцы достаточно широкого ассортимента товаров. Как правило, этот метод применяется при продаже технически сложных и крупногабаритных товаров, а также тех товаров, которые требуют перед их отпуском покупателю отмеривания и нарезки. Этим методом осуществляют продажу бытовых холодильников, стиральных машин, осветительных, отопительных и нагревательных приборов, швейных машин, телевизоров, радиоприемников, музыкальных инструментов, мотоциклов, мотороллеров, велосипедов, мебели, тканей и других товаров.

Выставленные в торговом зале образцы товаров должны быть снабжены четко оформленными ярлыками, в которых указывают наименование товара, артикул, сорт, наименование изготовителя, цену. В случае необходимости продавцы оказывают покупателям консультативную помощь [11, c.154].

Продажу крупногабаритных товаров по образцам сочетают с доставкой  их покупателям на дом со складов  магазина, оптовых баз или промышленных организаций – изготовителей. Это позволяет сократить потребность розничных торговых организаций в складских помещениях, уменьшить совокупные транспортные расходы и избавить покупателей от хлопот, связанных с доставкой приобретенных товаров.

При продаже товаров с открытой выкладкой и свободным доступом покупатели имеют возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выложенные на рабочем месте продавца товары. Их выкладывают на прилавках, стендах, в горках, вывешивают на вешалках и т. д. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупателей, помощи в отборе товаров, взвешиванию, упаковке и отпуску отобранных ими товаров. Расчетные операции могут осуществляться в кассах, установленных в торговом зале или на рабочем месте продавца.

Продажа товаров с открытой выкладкой более удобна по сравнению с традиционными методами, так как многие покупатели имеют возможность одновременно знакомиться с выложенными образцами товаров, не отвлекая при этом продавцов на выполнение функций, связанных с показом товаров и информацией об их ассортименте. Применение этого метода позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазина и повысить производительность труда продавцов. Как правило, этот метод применяется при продаже тех товаров, реализация которых в магазинах самообслуживания осуществляется через прилавки обслуживания. Покупатели имеют возможность самостоятельно или с помощью продавца-консультанта ознакомиться с моделями, размерами, цветом, проконсультироваться с продавцом-консультантом и сделать окончательный выбор.

При продаже товаров  по этому методу особое внимание должно быть уделено размещению и выкладке их на рабочем месте продавца. Товары должны быть снабжены ярлыками-ценниками, прикрепленными к ячейкам кассет специальными зажимами [14, c.54]

Торговля  по предварительным заказам удобна для покупателей, так как позволяет им экономить время на приобретение товаров. По предварительным заказам продают преимущественно продовольственные товары, а также непродовольственные товары сложного ассортимента. Заказы могут быть приняты в магазине, автомагазине, по месту работы или на дому покупателей. Они могут быть поданы в устной или письменной форме. Расчет осуществляется путем предварительной оплаты в кассе магазина или посредством почтового перевода (при продаже топлива и строительных материалов), а также путем оплаты стоимости товаров в момент их получения. Предварительно заказанные товары могут быть доставлены на дом или вручены покупателю в магазине. Заказы на продовольственные товары должны быть выполнены в течение 4-8 ч. По непродовольственным товарам срок выполнения заказа устанавливается в зависимости от вида товаров и возможностей его исполнения. Особенно удобен этот метод продажи товаров для жителей небольших населенных пунктов, которые через магазины "Товары повседневного спроса" или автомагазины могут заказать технически сложные товары или другие товары длительного пользования, не теряя при этом время на поездки в другие населенные пункты для их приобретения.

Независимо от применяемого метода продажи товаров работники магазинов должны строго соблюдать правила торговли, содержащиеся в основных правилах работы магазина, правилах розничной торговли отдельными продовольственными и непродовольственными товарами и в других документах (санитарных правилах для продовольственных магазинов, правилах пользования мерами и измерительными приборами и т. д.).

Продажа товаров на основе самообслуживания – один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределять функции между работниками магазина. Отобранные товары оплачиваются в узлах расчета, обслуживаемых контролерами-кассирами. При самообслуживании изменяются технологическая планировка торгового зала и других помещений магазина, организация материальной ответственности, товароснабжение, а также функции работников магазина [4, c.6].

Этот метод применяется  при продаже большинства продовольственных  и непродовольственных товаров. Исключение составляют бытовые электроприборы и машины, холодильники, ковры и ковровые изделия, сервизы и хрусталь, велосипеды, мотоциклы, моторы, лодки, палатки, радио- и телевизионная аппаратура, радиодетали, ювелирные изделия, часы, сувениры и некоторые другие товары, требующие других методов продажи, поскольку при выборе указанных товаров покупателям, как правило, необходимы индивидуальная помощь и консультация продавцов. Товары, требующие нарезки, упаковки и т. д., продают в магазинах самообслуживания через прилавок индивидуального обслуживания.

В магазинах самообслуживания функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и  контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Процесс  продажи  здесь состоит из следующих основных операций:

  • встреча покупателя и предоставление ему необходимой информации о реализуемых товарах, оказываемых услугах и т. д.;
  • получение покупателем инвентарной корзины или тележки для отбора товаров;
  • самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их в узел расчета;
  • подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека;
  • оплата купленных товаров;
  • упаковка приобретенных товаров и укладка их в сумку покупателя;
  • возврат инвентарной корзины или тележки для отбора товаров на место их концентрации.

Информация о работе Методы розничной продажи товаров