Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 22:31, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что все предприятия и организации в большей или меньшей степени сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а так же принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности. Цель конкурентоспособности продукции заключается в исследовании реального и потенциального уровня конкурентоспособности продукции, выявлении факторов, которые оказали влияние на его изменение, оценку влияния на важнейшие показатели деятельности организации, поиск резервов повышения конкурентоспособности продукции.
ВВЕДЕНИЕ
Конкурентоспособность
предприятия или фирмы – это
способность успешно
Оценка
качества и конкурентоспособности
являются исходным элементом для
производственно-хозяйственной
Важность
такой оценки обусловлена целым
рядом обстоятельств, среди которых
следует назвать: необходимость
разработки мероприятий по повышению
конкурентоспособности
Повышение конкурентоспособности
любого объекта – эволюционный процесс,
обусловленный невозможностью принятия
эффективных управленческих решений
только на основе предшествующего опыта
или его экстраполяции, требующий
создания специфических моделей
и механизмов мобилизации научно-
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что все предприятия и организации в большей или меньшей степени сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а так же принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Цель конкурентоспособности
Исходя из цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- изучить экономическую
- выявить методы и показатели
оценки конкурентоспособности
- рассмотреть пути повышения
конкурентоспособности
- сделать анализ макросреды и микросреды;
- разработать мероприятия и
рекомендации по усилению
Объект исследования — ОАО «Брянский молочный комбинат».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Экономическая сущность
конкурентоспособности
Конкурентоспособность предприятия
- это относительная
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:
- конкурентоспособность
товаров предприятия на
- вид производимого товара;
- ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);
- лёгкость доступа на рынок;
- однородность рынка;
- конкурентные позиции
предприятий, уже работающих
- конкурентоспособность отрасли;
- возможность технических новшеств в отрасли;
- конкурентоспособность региона и страны.
Существуют общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:
1. Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.
2. Близость предприятия к клиенту.
3. Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.
4. Рост производительности
благодаря использованию
5. Демонстрация важности
общих для предприятия
6. Умение твёрдо стоять на своём.
7. Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.
8. Умение быть одновременно
мягким и жёстким. Держать под
жёстким контролем наиболее
Как показывает мировая практика
рыночных отношений, взаимосвязанное
решение этих проблем и использование
данных принципов гарантирует
По мере своего развития каждое предприятие сталкивается с определёнными проблемами и задачами, преодоление и решение которых осуществляются посредством применения различных управленческих методик и технологий. Проанализировав эти задачи, можно выявить ключевые характеристики или индикаторы конкурентоспособности предприятия, отражающие состояния предприятия по мере его развития.
Первая задача, которая
возникает у предприятия, функционирующего
в условиях рынка, это элементарное
выживание или способность
После решения насущных текущих задач возникают задачи другого уровня. Первой ключевой характеристикой на втором уровне является стратегичность управления. Менеджмент компании после решения текущих задач должен сосредоточить своё внимание на более долгосрочных целях и задачах. Возникает задача понимания того, какой должна быть компания в долгосрочном будущем. Для её решения разрабатываются стратегическая концепция, стратегия предприятия и на основе SWOT - анализа и бизнес - планов, стратегии для каждого подразделения.
Конкурентоспособность продукции
и конкурентоспособность
Таким образом, под конкурентоспособностью
понимается комплекс потребительских,
стоимостных (ценовых) характеристик
товара, определяющих его успех на
рынке, то есть преимущество именно этого
товара над другими в условиях
широкого предложения конкурирующих
товаров-аналогов. И поскольку за
товарами стоят их изготовители, то
можно с полным основанием говорить
о конкурентоспособности
Высокое качество и конкурентоспособность
продукции обеспечиваются всей системой
маркетинга - от конструирования, опытного
и серийного производства до сбыта
и сервиса эксплуатируемых
Таким образом, успешность функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук [8].
1.2. Методы и показатели
оценки конкурентоспособности
Изучение конкурентов
и условий конкуренции в
Определение собственной
конкурентоспособности
Оценка конкурентной позиции фирмы требуется для:
- разработки мероприятий
по повышению
- выбора предприятием
партнера для организации
- привлечения средств
инвестора в перспективное
- составление программы выхода предприятия на новые рынки сбыта и др.
В любом случае проведение оценки преследует цель: определить положение предприятия на отраслевом рынке.
Достижение этой цели возможно лишь при наличии оперативной и объективной методики оценки конкурентоспособности [9].
Существуют известные методики оценки конкурентоспособности, рассмотрим некоторые их них:
1. Матричный метод (разработан «Бостонской консалтинговой
группой».
В основе методики - анализ конкурентоспособности
с учетом жизненного цикла товара/услуги.
Сущность оценки состоит в анализе
матрицы, построенной по принципу системы
координат: по горизонтали-темпы роста/
Преимущества метода: при наличии достоверной информации об объёмах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.
Недостатки метода: исключает
проведение анализа причин происходящего
и осложняет выработку
2. Метод, использующий
в качестве основного подхода
оценку товара/услуги
Этот метод базируется
на рассуждении о том, что конкурентоспособность
производителя тем выше, чем выше
конкурентоспособность его
КТ =К/Ц,
где К- показатель качества товара;
Ц - показатель цены товара.
Чем выше разница между
потребительской ценностью
Преимущество метода: он учитывает наиболее важный критерий, влияющий на конкурентоспособность предприятия - конкурентоспособность товара.
Недостатки метода: позволяет
получить весьма ограниченное представление
о преимуществах и недостатках
в работе предприятия, так как
конкурентоспособность
3. Расчет интегрального
показателя