Розничные торговые сети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 13:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить развития сетевой торговли в Республики Беларусь и за рубежом, определить проблемы и перспективы развития.
Объект исследования розничная торговая сеть Республики Беларусь. Предмет исследования развитие розничных торговых отечественных сетей и зарубежных стран.
При написании теоретических разделов работы использовались статьи и литературные источники отечественных и зарубежных авторов С.Н. Виноградовой, В.Н. Платонова, О.В. Пигуновой. и др., а так же материалы статистических источников Республики Беларусь, интернет- ресурсы.
Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

2Доработка.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

  ВВЕДЕНИЕ  

    Торговля является одной из важнейших сфер деятельности, в которой пересекаются интересы многих отраслей, предприятий и населения.

        Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров  конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки  и другие пункты сети розничной торговли. Розничные торговые объекты реализуют  товары непосредственно   населению,  то  есть  физическим  лицам,  применяя свои, специфические способы и методы  розничной  продажи.

    Основным звеном, завершающим процесс обращения, является розничная торговая сеть, составляющая основную (примерно 2/3) часть материально-технической базы розничной торговли.

    Процессы  хозяйственной деятельности, основанные на разделении и кооперации труда, в любой отрасли народного хозяйства, в том числе и в торговле, нуждаются в определенной организации.

    Главная цель развития торговой  отрасли состоит в совершенствовании  ее деятельности, обеспечении платежеспособного  спроса различных категорий населения  высококачественными товарами и услугами в широком ассортименте, активном продвижении отечественных товаров на внутренний рынок.

    Торговое  обслуживание  населения  предполагает  наличие   специально устроенных  и  оборудованных  помещений,  приспособленных   для   наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования  торгового  ассортимента  и возможности  его  оперативного  изменения  в  соответствии  с   изменившимся спросом  населения, постоянного изучения и  учета  потребительских  запросов покупателей,  умения  предложить  и  продать товар   каждому   конкретному человеку.

    Процесс торговли, то  есть  процесс  купли-продажи  товаров  является функцией торговой организации, которая осуществляет  свою  деятельность  на основе полного хозяйственного  расчета.  Розничные  торговые  организации  в условиях   функционирования   рыночной    экономики    представляют собой самостоятельное звено торговли и сферы услуг.

    Торговая  сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил  и временем приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора и широкого ассортимента,   недалеко от места работы и жилья в удобном и нужном количестве.

    Современное понятие «торговая сеть» включает совокупность торговых предприятий, расположенных  в пределах конкретной территории и/или находящихся под общим управлением. Розничная торговая часть может состоять из магазинов, салонов, секций в торговых центрах и т.д. В зависимости от характера продаваемых товаров торговые сети разделяются на продовольственные (food), непродовольственные (non-food) и смешанные.

    Развитие  сетевого ритейла в Республике Беларусь находится на начальном этапе. Рост показателей потребительского рынка  создает в Беларуси благоприятную  ситуацию для развития торговых сетей, что, в свою очередь, является одним из путей повышения конкурентоспособности крупных торговых организаций. Меняются организационные формы управления торговыми организациями в направлении создания крупных структур, применяющих сетевые технологии.

     Тема курсовой работы является актуальной, так как с каждым годом доля розничных магазинов современных форматов увеличивается, вытесняя такие каналы продаж, как рынки и магазины с прилавочной формой торговли. Появляются  новых технологий работы торговых сетей, что требует от специалистов высокого уровня знаний и подготовки. Состояние и пути совершенствования розничной торговой сети, при правильном выборе методов розничной продажи, способствует росту товарооборота и достаточно полному удовлетворению совокупного спроса всех категорий населения республики, а, следовательно, получение наибольшей прибыли субъектами хозяйствования.

     Цель курсовой работы - изучить развития сетевой торговли в Республики Беларусь и за рубежом, определить проблемы и перспективы развития.

     Объект  исследования розничная торговая сеть Республики Беларусь. Предмет исследования развитие розничных торговых отечественных сетей и зарубежных стран.

  Реализация  этой цели обусловила решение следующих задач:

  - изучить понятие и значение розничных торговых сетей;

  -  охарактеризовать развития розничных торговых сетей за рубежом;

  - изучить отечественный опыт развития розничных торговых сетей и определить проблемы и тенденции развития розничных торговых сетей;

     В ходе курсовой работы использовались следующие методы: методы сравнения, метод группировок.

      При написании   теоретических   разделов   работы   использовались статьи и литературные источники отечественных и зарубежных авторов С.Н. Виноградовой, В.Н. Платонова, О.В. Пигуновой. и др., а так же материалы статистических источников Республики Беларусь, интернет- ресурсы.

     Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы.   
 
 
 
 
 
 

  1. ПОНЯТИЕ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ

    СЕТЕЙ 

    Ориентация  экономики на потребителя создает  хорошие условия для быстрого развития ритейла, особенно сетевой форме. Успехи сетевого ритейла могут служить индикатором наступления новой эры в сфере организации потребления - эры господства крупномасштабных розним ных торговых сетей, способных соединять изобилие топа ров и услуг с индивидуальными запросами каждого покупателя.

    Особое  значение имеет сетевая организация  бизнеса. Традиционная вертикальная структура  корпораций в новых условиях либо становится горизонтальной, либо дополняется горизонтальными связями и приобретает матричную форму. На фоне усиления централизации отдельные структурные единицы получают определенную автономию, позволяющую им иногда даже конкурировать друг с другом. В результате возникает сетевое предприятие, для которого особую важность приобретает устойчивость связей и согласованность компонентов, а также способность к реконфигурации (изменению структуры сети в ответ на изменение конъюнктуры). Благодаря сетевой организации крупная компания приобретает элементы гибкости, присущие малым фирмам.

    Простейшую  форму организации сети образует «зонтичная» производ-ственно-сбытовая структура. В этом случае сетевое объединение может иметь от нескольких десятков до нескольких тысяч магазинов во всем мире для эксклюзивного распределения своей продукции под своим контролем. По каналам обратной связи оно получает информацию относительно требуемых запасов, изменения запросов потребителей и принимает соответствующие решения.

    Функционирование  крупных сетевых объединений  обеспечивает система стратегического управления, в основе ко торого лежит позиционирование, стратегия и миссия.

    Необходимость организации торгово-технологических  процессов на больших площадях, значительного  количества территориально удаленных организаций требуют использования логистики, управления продажами (включая мерчандайзинг) и аутсорсинга [6, c.334].

    В развитых странах торговыми сетями захвачено все рыночное пространство, поделенное примерно поровну между дискаунтными сетями, сетями, сетями супермаркетов и сетями гипермаркетов. Все прочие розничные точки (маленькие магазинчики, лавки) занимают не более 4% рынка [16, с. 43].

    Розничная сеть – это основанная на логистических  принципах торговая организация, объединяющая в единую структуру специализированные магазины в виде отдельных строений, магазинов на территории крупных торговых центров или арендуемых отделов универмагов.

    Сетевые структуры розничной торговли выполняют  следующие логистические функции:

    1. Обеспечивают экономию от масштаба, позволяя нести всем розничным  предприятиям, входящим в сеть, более низкий уровень удельных издержек.

    2. Тиражируют успешные розничные  технологии, разработанные для отдельных  предприятий розничной торговли, приводя таким образом к повышению  эффективности деятельности всей  сети в целом.

    3. Благодаря созданию систем распределительных центров сокращают длину цепочки поставок от производителя до конечного потребителя и делают ее таким образом более эффективной.

    4. Имеют возможность выстраивать  более совершенные логистические  системы, нежели отдельные торговые точки.

    5. Постоянно борясь за снижение  уровня розничных цен, а, соответственно, и за снижение уровня закупочных  цен, торговые сети инициируют  процесс снижения общего уровня  логистических издержек в цепи  поставок [5].

    Определим три основные формы: торговая сеть, торговое объединение, торговый дом.

    Торговая  сеть – это совокупность торговых организаций,  расположенных  приделах конкретной территории или находящихся  под общим управлением.

    Торговое  объединение – добровольное договорной объединение, созданное торговыми организациями, сохраняющие свою самостоятельность и права юридического лиц, для координации предпринимательской деятельности и защиты общих имущественных интересов, и являющееся, некоммерческой организацией.

    Торговый  дом – многопрофильная торговая организация, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономические сферы. Первые торговые дома в России возникали в 50-60–х гг.ХIХв. в торговых домах реализуется широкий ассортимент непродовольственных товаров, кафетерий [16, с. 44].

    Обобщив опыт развития интеграционных структур в Росси и за рубежом, дополним их категоричный аппарат.

    Торговая  цепь – это крупная торговая сеть с числом магазинов более 10.

    Учитывая  разнообразие сетевых форматов, представим их классификацию

рис. 1.1.

    По  функциональному значению и товарному профилю отраслей, входящих в интеграцию, различают:

    - горизонтальную интеграцию;

    - вертикальную интеграцию.

    Процессы  горизонтальной интеграции получили активное развитие в 

розничной торговле. При такой интеграции объединяются организации, находящиеся на одной хозяйственной ступени. Это объединение двух и более однородных организаций, находящихся в одном владении. первая сеть магазинов возникла в бакалейной торговле СШАВ 1859г. Их образование явилось следствием обострения конкурентной борьбы, средством противодействия крупным торговым фирмам. В результате такие магазины добивались выгодных условий закупки товаров и возможности проведения единой торговой политики [16, с. 45]. 

 
 

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

      
 

    Рисунок 1.1 – Интеграционные формы организаций в розничной торговле 

    В последние годы наметилось тенденция  к укреплению торговых цепей. Торговые сети, имеющие более 10 магазинов, в  мировой практике принято называть торговыми цепями. Цепные формы стали применяться во многих отраслях торговли, особенно широко – в системе универмагов, торговле продовольственными товарами и в аптеках [16, с. 45].

    При горизонтальной интеграции по юридическому статусу организаций различают  корпоративные и добровольные сети.

    Корпоративные сети имеют одного владельца и единый контролирующий орган, централизованно осуществляют закупки товаров и предлагают схожий ассортимент. Примером являются торговые сети (Мetro C&C, «Пятерочка» и

др.).

    Добровольные  сети представляют собой группу независимых розничных торговцев, организовавших торговое объединение. Объединяться  на добровольной основе могут не только отдельные организации, но и целые сети магазинов, образуя объединения в форме некоммерческих ассоциаций и союзов. Основные функции таких объединений состоят в защите интересов внутренней торговли, в разработке концепций ее развития, изучении и распространении отечественного и зарубежного опыта и др. [16, с. 47].

Информация о работе Розничные торговые сети