Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:09, курсовая работа
Каждый фармацевт знает, что выполняет важную общественную функцию, отпуская лекарства и помогая советом тем, кто в этом нуждается. Тем не менее, нельзя забывать, что аптека является еще и видом бизнеса - социально ответственным, но существующим в рыночных условиях с огромной конкуренцией. А рынок, как известно, не прощает излишней сентиментальности: чтобы оставаться успешным предприятием, важно уметь реагировать на его запросы или даже опережать их. Секретам ведения аптечного бизнеса и был посвящен очередной открытый семинар «Агентства Медицинского Маркетинга», проведенный 11 марта в Киеве. На этот раз в фокусе оказались способы стимулирования аптечных продаж с позиции маркетолога.
Конфетная теория аптечного маркетинга
Каждый фармацевт знает, что выполняет важную общественную функцию, отпуская лекарства и помогая советом тем, кто в этом нуждается. Тем не менее, нельзя забывать, что аптека является еще и видом бизнеса - социально ответственным, но существующим в рыночных условиях с огромной конкуренцией. А рынок, как известно, не прощает излишней сентиментальности: чтобы оставаться успешным предприятием, важно уметь реагировать на его запросы или даже опережать их. Секретам ведения аптечного бизнеса и был посвящен очередной открытый семинар «Агентства Медицинского Маркетинга», проведенный 11 марта в Киеве. На этот раз в фокусе оказались способы стимулирования аптечных продаж с позиции маркетолога.
В нужном направлении
Данное мероприятие в ряду других отличалось своеобразием подачи, благодаря которому фармацевты смогли посмотреть на аптеки в общей бизнес-структуре. На конкретных примерах присутствующим были показаны различные методы повышения прибыльности предприятия во время затянувшегося кризиса, а также оговорены схемы продвижения, которые сегодня не работают. По словам участников семинара, полученная информация направила мысли в нужное русло, заставив по-новому оценить свои возможности на рынке.
Первым выступил Юрий Чертков, директор «Агентства Медицинского Маркетинга», открывший 7 секретов привлечения новых клиентов в аптеки.
Эффект присутствия
Секретом № 1 является создание продающего сайта. По словам г-на Черткова, для аптеки это основной метод привлечения молодежи. Хороший сайт должен работать по принципу «зашел- остался-захотел-купил». «Недавно мы провели исследование в Виннице на тему, почему люди выбирают ту или иную аптеку. Многие отвечали: «Мы заходим сюда, потому что видели цены этой аптеки в Интернете». В основном речь идет о возрастной группе 20-25 лет. Возможно, сегодня польза от сайтов в аптечном сегменте еще не очень видна, но она будет видна завтра», - полагает Ю. Чертков.
Для того чтобы привлечь пользователя на свою страницу, используется, в первую очередь, SEO (поисковая оптимизация). И здесь не обойтись без специалистов.
«Но оптимизатор сам по себе не заинтересован в том, чтобы у вас были продажи. Поэтому первое правило, которое нужно соблюдать, когда вы приглашаете специалиста-аутсорсера: поставьте ему условие, чтобы на главной странице оптимизаторский текст размещался как можно ниже. Не следуйте полностью советам оптимизатора, ставьте ему свои задачи. Ведь это ваш бизнес, и вы лучше знаете, чего хотите добиться от своего присутствия в сети. Попробуйте мотивировать аутсорсера fix-оплатой. К примеру, если вы попадаете каждый месяц в первую пятерку в поисковых системах, он получает определенную плату. Аналитику числа посетителей берите из независимых источников, поскольку иногда подрядчик устанавливает систему, которая преувеличивает реальные результаты», - посоветовал г-н Чертков.
Поисковая оптимизация развивается гармонично, она стабильна и стоит недорого. Кроме того, в основном люди больше доверяют результатам поиска, чем рекламе. Минус - низкая селективность (на какой-то посыл вы в первой пятерке, на какой-то - уже нет).
Важно учитывать, что пользователи редко смотрят результаты поиска дальше одной страницы. И все сливки, как правило, снимает первая пятерка. Однако чтобы попасть туда, понадобится не менее шести месяцев.
Для аптечной сети важным методом продвижения является также geo-targeting - направленность сайта и на целевую аудиторию конкретного региона.
Между строк
Хорошие результаты
по привлечению людей дает контекстная
реклама. Но этот инструмент работает,
если избегать типичных ошибок, таких,
как слишком простое
Еще один вариант удачного объявления - использование в заголовке какого-то конкурентного преимущества. Например: «Самая быстрая доставка лекарств». Кстати, по словам докладчика, сегодня такая услуга остается незанятой нишей, и ее можно использовать для продвижения своей аптечной сети.
Основные преимущества
контекстной рекламы: она обеспечивает
целевое использование
Стоп-сигналы
Однако недостаточно, чтобы человек просто зашел на сайт. Нужно, чтобы он задержался там. Для достижения этой цели можно выложить цены на наиболее популярные Л С. Навигация по сайту должна быть максимально простой - это позволит снизить процент отказов (имеется в виду ситуация, когда пользователь не остается на сайте дольше одной минуты). Сегодня средний показатель отказов в Интернете равен 50 %.
«На самых раскрученных аптечных сайтах много отзывов, историй. Причем часто они написаны так, словно «закрывают» какое-то возражение (так называемый «принцип прививки»). Например: «Я думал, что это только на сайте пишут про низкие цены, низкие цены, но вы знаете, действительно, стоимость лекарств в этой аптеке очень лояльна». Истории должны быть реальными, живыми. Если они >будут написаны одной рукой, пользователь это сразу заметит. Лучше использовать правдивые отзывы», - рассказал Ю. Чертков.
Также, по его словам, очень важна конкретика. Ее присутствие обязательно во всех текстах и предложениях аптеки, потому что конкретике всегда верят больше. Все акции в Интернете должны быть ограничены во времени: в дедлайне люди реагируют лучше, а кроме того, только так можно проверить, работает акция или нет.
К продающим «фишкам» также относятся:
Что касается ценообразования в сети, то г-н Чертков порекомендовал цены выделять и выносить на первый план, особенно на наиболее популярные препараты, потому что часто клиенты в Интернете ищут именно привлекательную цену и удобство покупки. Сайт может стать отличной площадкой для ценовых экспериментов с тем, чтобы определить эластичность спроса. При этом итерационный шаг может быть больше на дополнительные товары.
Координировать
сайт обязательно должен человек, нацеленный
на продажи. Лучше, если это будет
сам владелец, а не только копирайтер
и технический специалист, как часто бывает.
Стратегия и тактика
Второй секрет привлечения пациентов - это работа с фасадами и наружной рекламой. Оценка фасада должна производиться с той точки, с которой ее видят автомобилисты и пешеходы, вход должен быть хорошо выделен, на освещении также не стоит экономить. С помощью наружной рекламы нужно сообщать о дополнительных услугах, ценовой привлекательности вашей аптеки. Отличный ход - оригинально поданное конкурентное преимущество.
Третий секрет - использование событийного маркетинга. Такой вид продвижения позволяет повысить доверие к товару «по скидке». Можно задействовать события «красной даты» или же инициировать их самостоятельно. В первом случае скидка может быть приурочена, например, к Пасхе, во втором - ко дню рождения заведующей аптекой, президента Украины и т.п.
Секрет № 4 заключается в том, что нужно работать с картой торговой территории и медицинскими представителями. Для этого внимательно изучите территорию, на которой находится аптека, и все, что расположено в пределах 15 мин ходьбы от нее. Отметьте на карте конкурентов. Выясните, где находятся основные потоки людей (так называемые «клиентские магниты»). В местах скопления потенциальных покупателей ставьте бил-борды либо штендеры, обязательно со стрелками, указывающими направление к вашей аптеке. Отметьте тех, с кем можно начать партнерство. Если поблизости расположены оптика, спортивный клуб, лечебно-профилактическое учреждение, можно организовать обмен скидками. Как объяснил Ю.Чертков, это хорошо работает и не требует особых затрат.
Благодаря внедрению карты торговой территории можно подсчитать потенциал потока, привлечь новых посетителей, определить места для размещения рекламных носителей и промоутеров и сэкономить рекламный бюджет.
Искусство продавать
Пятый секрет - использование рекламы.
«Однако помните, что сейчас у людей очень низкое доверие к рекламе. Поэтому рекламу нужно замерять. Тестировать ее можно через Интернет с помощью показателя CTR. Хорошо работают сообщения о скидках, в которых есть конкретные цифры. 80 % успеха рекламного сообщения - это заголовок. Его читают в пять раз чаще, чем основной текст», - объяснил Ю. Чертков.
Эффективная реклама эксплуатирует желания человека быть здоровым, оставаться всегда молодым, соревноваться и выигрывать, быть уверенным в себе. Юмор в рекламе полезен, но только если соблюдать меру. Эффективно использование рекламных персонажей. Очень важна уникальность вашего торгового предложения. По словам г-на Черткова, менее 10 % рекламных объявлений в специализированных украинских медицинских СМИ содержат информацию о таких предложениях.
Основные «убийцы» эффективной рекламы:
Чтобы оценить
эффективность рекламных
Тяжелая артиллерия
Секретом № 6 оказался совет использовать дополнительные услуги как «клиентские магниты». Это, в частности, услуга «врач в аптеке». Чтобы данный инструмент был эффективным, выберите доктора из ближайшего ЛПУ, обучите его, четко поставьте задачи. Лучше договориться, чтобы врач находился в аптеке в прайм-тайм. Критерием финансовой эффективности здесь могут служить показатели конверсии и внутренней удовлетворенности провизоров первого стола. В числе дополнительных услуг могут использоваться неивазивное определение показателей крови, презентации и консультации в торговом зале, работа консультантов, кислородный бар.
Наконец, секрет № 7 - это аптечная лотерея. Ее г-н Чертков порекомендовал использовать, если уже все испробовали, если настали не лучшие времена для аптеки и очень нужны продажи. Лотерею лучше проводить в те часы, когда посетителей немного. Механизм лотереи известен: инициалы и номер телефона участника помещаются в специальную урну, затем производится розыгрыш приза (например, какой-то бытовой техники). Несколько человек обязательно должны получить главный приз, других участников можно пригласить для получения поощрительного приза, стимулировав, таким образом, покупку необходимых средств именно в вашей аптечной точке.
Завершая свое выступление, г-н Чертков отметил, что главное правило - не внедрять все, везде и одновременно.
Дракон и золото
Продолжил семинар Григорий Трусов, президент консалтинговой компании «Контакт-Эксперт» (Москва), автор бестселлера по маркетингу «Сами придут, сами купят». Свое выступление он начал со слов, что сможет предложить аудитории лишь абстрактные решения, а каждый сам пусть определит, какие из них и как можно экстраполировать на бизнес.
Прежде всего, г-н Трусов рассказал о том, что происходит на рынке в последние два года: «Человек с поломанной ногой ведет себя спокойно, не рискует, не совершает резких движений. В кризис с бизнесом происходит то же самое. Начиная с 2008 года, все мы охраняем деньги. Соответственно, кардинально изменилось поведение потребителя. Если раньше люди охотно играли в игры, которые предлагала им реклама, то сегодня того нет. Инструменты, которые успешно применялись 10 лет подряд, больше не работают. Маркетинг стал другим».
По словам спикера,
эффективный маркетинг - это тот,
который увеличивает число