Анализ и совершенствование системы обучения персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в выявлении путей совершенствования работы по обучению персонала в организации.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- изучить научные источники по проблеме исследования;
- проанализировать количественно-качественный состав персонала организации, и уровень профессиональной подготовки сотрудников;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы обучения персонала в организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ …….…………………………………………………………….7
1.1. Основные направления и виды обучения персонала в организации .........7
1.2.Принципы, формы, методы обучения в организации………………………..21
Выводы по первой главе…………………………………………………………...32
2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА ЗАО «КОНДИТЕР»……………………………………………..33
2.1. Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Кондитер»………33
2.2. Анализ количественного и качественного состава персонала организации ЗАО «Кондитер »………………………….……………………..………………...43
2.3. Изучение профессиональной подготовки персонала ЗАО «Кондитер»….49
Выводы по второй главе…………………………………………………………...59
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………….…60
3.1. Разработка модели обучения персонала в организации……………………60
3.2. Использование дистанционных методов обучения персонала организации ……………………………………………………………………………………...68
Выводы по третьей главе…………………………………………………………..83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….........................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 585.50 Кб (Скачать файл)






ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ …….…………………………………………………………….7

    1. Основные направления и виды обучения персонала в организации .........7

1.2.Принципы, формы, методы обучения в организации………………………..21

Выводы по первой главе…………………………………………………………...32

2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА ЗАО «КОНДИТЕР»……………………………………………..33

2.1. Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Кондитер»………33

2.2. Анализ количественного и качественного состава персонала организации               ЗАО «Кондитер »………………………….……………………..………………...43

2.3. Изучение профессиональной подготовки  персонала ЗАО «Кондитер»….49

Выводы по второй главе…………………………………………………………...59

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………….…60

3.1. Разработка модели  обучения персонала в организации……………………60

3.2. Использование дистанционных  методов обучения персонала организации  ……………………………………………………………………………………...68

Выводы по третьей главе…………………………………………………………..83

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 85

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….........................................................................................94

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях социально-экономических реформ, происходящих в России, существенно меняется структура и задачи субъектов хозяйственной деятельности, усложнилась управленческая деятельность, возрастает персональная ответственность должностных лиц за принимаемые решения. Эти изменения обусловливают повышение требований к уровню профессиональной компетентности руководителей и специалистов.

В современных условиях ограниченности квалифицированных  кадровых ресурсов в сферах производства и услуг требования к обучению и повышению квалификации персонала являются особенно актуальными.

Обучение персонала - одна из первоочередных задач российского общества, без решения которой трудно обеспечить подъем экономики, оптимально использовать имеющиеся ресурсы для решения назревших производственных и социальных проблем. В стране еще не сложилась единая система обучения кадров нового поколения, способных работать в специфических условиях переходного к рынку этапа развития национального хозяйства. Необходимы глубокие инновационные преобразования в структуре и содержании обучения, совершенствование системы повышения квалификации, определение новых каналов финансирования, мобилизация и оптимальное использование денежных ресурсов за счет различных источников.

Развитие малого и  среднего бизнеса нуждается в наличии квалифицированных кадров. Важно разработать направления переподготовки и повышения квалификации персонала, учебные планы и программы с учетом должностных уровней, видов деятельности, а также научно-методическое обеспечение для учебного процесса и самостоятельной работы. Назрела необходимость фундаментального обучения и переподготовки кадров предприятий и организаций, включая резерв на эти должности, повышение их квалификации по менеджменту, маркетингу, инновациям, финансам, управлению персоналом с учетом особенностей современного экономического положения и рынка России.

 

Обучения персонала в организации  должно представлять единый, непрерывный и качественный процесс. Поскольку целью системы обучения, а также повышения квалификации профессиональных знаний и способностей персонала является достижение в процессе обучения реальных результатов, необходимы разработка и практическое внедрение комплексной системы постоянного промежуточного и конечного контроля. 1

Проблема профессионализма в хозяйствующих субъектах разного уровня - одна из наиболее острых сегодня. Она обусловливает противоречие между уровнем профессиональной подготовки персонала и предъявляемыми к ней требованиями.  Принципы работы с кадрами в их нынешнем виде не стимулируют потребность в дополнительном образовании, профессиональный и должностной рост работников. Недостаточное внимание уделяется обучению, переподготовке, повышению квалификации, созданию кадрового резерва с тем, чтобы они были способны решать сложные управленческие задачи в условиях рыночной экономики.

Особенно актуальным для существенного  укрепления состава персонала является более активное использование возможностей специальных образовательных учреждений, обучение кадров с учетом приоритетных в сегодняшних условиях управления специальностей и динамично возрастающих требований к их профессионализму и квалификации.

Несмотря на принятые в последнее  время меры, направленные на развитие учебных заведений, осуществляющих подготовку переподготовку и повышение  квалификации, масштаб этой работы далеко не соответствует реальным потребностям совершенствования реального сектора экономики. Очевидно, что существующая система служебной карьеры и оплаты труда персонала, прекращение ротации кадров не способствуют формированию у них интереса и потребности в получении дополнительного профессионального образования и более высокой квалификации. Обучение кадров не подкреплено соответствующей мотивацией, недостаточно связано с планированием служебного выдвижения, присвоением квалификационных разрядов и оценкой качества труда каждого сотрудника.2

Кроме того, необходимо, чтобы организация  имела в любой момент и на каждом участке необходимое количество квалифицированных и мотивированных руководящих работников, потенциал  которых соответствовал бы современным требованиям управления процессами, характерными для данной организации.

Заметный вклад в рассмотрение и  исследование данной проблемы внесли такие ученые и специалисты как  Базаров Т.Ю. в своей работе «Управление  персоналом», Гончаров В.В. «Руководство для высшего управленческого персонала», Егоршин А.П. «Управление персоналом», Кибанов А.Я. «Управление персоналом организации и другие авторы.

Объектом данного исследования является система управления персоналом  ЗАО «Кондитер».

Предмет исследования – анализ деятельности организации по обучению персонала.

Цель исследования состоит в выявлении путей совершенствования работы по обучению персонала в организации.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

- изучить научные источники  по проблеме исследования;

- проанализировать количественно-качественный  состав персонала организации,  и  уровень  профессиональной  подготовки сотрудников;

- разработать рекомендации  по совершенствованию системы  обучения персонала в организации.

В дипломной работе использовались следующие методы: изучение нормативно-правовых документов, статистические методы определения обеспеченности, динамики, качественного состава кадров, методы опроса.

Научная новизна состоит в том, что формирование системы обучения персонала в организации в условиях рыночной экономики имеет свои качественные отличия, которые были выявлены в работе, а именно в настоящее время требуются специальные знания в области экономики, маркетинга, управления, правовой, социальной сфер.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в выявлении эффективных путей обучения персонала в организации и выработке соответствующих рекомендаций.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В  ОРГАНИЗАЦИИ

    1. Основные направления и виды обучения персонала в организации

 

Эффективное управление персоналом и развитие организации  во многом определяются личностными  и профессиональными качествами самого руководителя организации, степенью осознания им необходимости учиться самому и способствовать обучению других, чтобы соответствовать постоянно изменяющейся социально-экономической среде.3

Невозможно обеспечить высокую эффективность управления, подчеркивает Цыпкин Ю.А. в своей работе «Управление персоналом», не повышая квалификацию руководителей всех уровней. Лица, замещающие руководящие должности не ниже заместителя начальника отдела, то есть высшие, главные и ведущие должности должны непрерывно повышать свою квалификацию. В идеале модель профессиональной подготовки руководящих кадров, по мнению Веснина В.Р., включает 3 этапа: во-первых, базовую учебу перед занятием первичной должности в течение 1 – 2 лет в специальном учебном заведении (дополнительное образование, как правило в области экономики, права и менеджмента), завершаемую стажировкой и работой в должности; во-вторых, краткосрочную учебу перед занятием каждой новой должности, дополняющую и углубляющую базовую (включает обучение в учебном заведении и стажировку в общей сложности в течение 3 – 6 месяцев); в-третьих, повышение квалификации сроком до 2 месяцев.

Оценивать эффективность  обучения могут как сами обучающиеся, их руководители, так и специалисты  отделов обучения организаций – заказчиков, преподаватели, эксперты или специально созданные комиссии.4

А.Рогачева выделяет 4 критерия оценки эффективности обучения на основе учета:

  1. Мнения самих обучающихся (например, с помощью анкеты). Трудность задачи в первую очередь связана со сложностью контингента слушателей (руководители и специалисты).
  2. Контроль полученных знаний и навыков слушателями (например, с помощью тестов, контрольных заданий). Это наиболее часто используемый критерий оценки качества преподавания и адекватности используемых методов обучения.
  3. Изменение поведения слушателей. В соответствие с этим критерием определяется, как в результате обучения изменяется поведение слушателей, в какой степени изменяется их система ценностей. Повышение готовности к изменениям и восприимчивости к новым подходам к работе – это важный итог обучения.
  4. Рабочие результаты.

Программа обучения должна нравиться слушателям, восприниматься ими как актуальная, полезная, интересная. Оценка рабочих результатов руководителей  – очень сложная задача, поскольку обучение может дать не немедленный, а отсроченный эффект, поскольку для реализации изменений требуется время.

Выделяют следующие  причины, снижающие эффективность обучения руководителей:

- использование в ходе обучения программ и методов обучения, слабо учитывающих содержание работы руководителей и реальные условия, в которых протекает их работа;

- недооценка методов и средств мотивации слушателей к обучению (интерес снижается вследствие использования преподавателями слишком больших лекционных блоков, отсутствие или недостаточное использование конкретных примеров и др.);

          - разрыв в уровне управленческих навыков слушателей (значимость тем, предлагаемых учебных курсом, слушателями могут восприниматься по-разному).

Если промышленно развитые страны имеют многолетний опыт работы подготовки управленческих кадров, то наша страна, несмотря на значительные успехи в этой области, только закладывает основу системы обучения руководителей. Главное условие, которому должны отвечать современные учебные программы для руководителей – их содержание и используемые методы обучения следует увязать с требованиями к работе российского руководителя. В первую очередь эти требования предполагают глубокое знание своей профессиональной области, умение работать с информацией, способность работать с людьми и умение эффективно организовать собственную работу.5

Цель переподготовки и повышения квалификации руководящих  кадров состоит в том, чтобы устранить  имеющиеся у руководителей пробелы  в знаниях и развить их способности  так, чтобы они отвечали необходимым требованиям, связанным с функциями управления. В.Г.Шипунов в работе «Основы управленческой деятельности» выделяет следующие основные положения при переподготовке и повышении квалификации персонала управления:

  1. Индивидуальный подход; составление индивидуальных планов повышения квалификации, учитывающих требования к руководителю в будущем.
  2. Неразрывная связь теории и практики в процессе повышения квалификации.
  3. Учет различного характера требований к специалистам разных уровней управления.
  4. Тесная связь практических занятий с выполняемой работой и функциями управления, оценка качества решения задач;
  5. Обеспечение активного участия в учебном процессе, повышение творческого уровня и развитие навыков руководства.
  6. Организация стажировки.

Преобладающей формой систематической теоретической переподготовки руководителей являются курсы переподготовки и повышения квалификации, проводимые как в организациях, так и вне их. В процессе обучения большое внимание должно уделяться внедрению методов активного обучения, таких, как методы практических ситуаций, разыгрывание ролей, деловые игры. Применение этих методов дает возможность проверить деловые качества участников.6   По нашему мнению, методы активного обучения позволяют изучить стиль работы других руководителей и использовать их положительный опыт, развивают способность к самостоятельной учебе и применению практических знаний, улучшают усвоение и закрепление материала, приближают процесс обучения к практике.

Информация о работе Анализ и совершенствование системы обучения персонала