Взаимоотношение теории и практики на уроке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:34, реферат

Краткое описание

Актуальность- исследования обусловлена востребованностью педагогического знания о взаимодействии учителя и ученика в меняющейся системе образования. Подтверждением актуальности исследования являются анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в образовании, когда накоплен большой объем новых педагогических знаний, отражающих новую педагогическую действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки новой гуманистической образовательной парадигмы., при недостаточном использовании этих знаний в педагогической деятельности. На современном этапе развития педагогической теории и практики возникло противоречие между объективными потребностями гуманизации педагогического образования на основе осмысления его сущности как субъект- субъектного взаимодействия и существующими подходами в организации этого процесса.

Вложенные файлы: 1 файл

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ НА УРОКЕ.docx

— 315.36 Кб (Скачать файл)

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ НА УРОКЕ

ведение.

 

Актуальность- исследования обусловлена востребованностью  педагогического знания о взаимодействии учителя и ученика в меняющейся системе образования. Подтверждением актуальности исследования являются анализ ситуации, сложившейся в настоящее  время в образовании, когда накоплен большой объем новых педагогических знаний, отражающих новую педагогическую действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов  науки новой гуманистической  образовательной парадигмы., при  недостаточном использовании этих знаний в педагогической деятельности. На современном этапе развития педагогической теории и практики возникло противоречие между объективными потребностями  гуманизации педагогического образования  на основе осмысления его сущности как субъект- субъектного взаимодействия и существующими подходами в  организации этого процесса.

Тенденции общественного  развития всё ярче выражают усиливающее  противоречие между потребностью к  взаимодействию на демократических  принципах и конфронтацией, проявляющейся  во всех сферах реального взаимодействия. Это отражает потребность в новом  типе связей и отношений между  людьми, характеризующимися не господством- подчинением, не подавлением, не враждой, не соперничеством, а сотрудничеством, открытостью, доверием.

Цель исследования- разработать систему взаимодействия в современной школе и выявить  условия ее эффективного функционирования.

Объект исследования- процесс взаимодействия в учебной  деятельности.

Предмет исследования- способы организации взаимодействия в учебной деятельности.

Задачи исследования:

Анализ литературы по проблеме.

Определение требований общества на современном этапе его  развития к взаимодействию учителя  и ученика.

Реализация теории взаимодействия в учебной деятельности.

Гипотеза- учитель  организует взаимодействие, если :

Владеет теорией  опроса.

Практикой взаимодействия.

 

1.

Понятие “взаимодействие  ” в самом общем значении отражает универсаль-ную, общую форму движения, влияние объектов друг на друга. Для  человека это характернов стремлении к взаимодействию с различными объектами  окружающего мира. Через взаимодействие человек постигает природные  и общественные явления, закономерности, процессы, ориентируется в окружающей реальности, определяет способы своего мышления и поведения. С этим понятием связана и потребность человека к общению, обучению, образованию, собственному развитию (К.А. Абульханова- Славская, Л.П. Буева, М.С.Качан, В.А. Ленторский).

Взаимодействие- одна из философских категорий, отражающая процессы воздействия различных  объектов друг на друга , их взаимную обусловленность  и изменение состояния или  взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного  или опосредованного , внешнего или  внутреннего отношения. Свойства объекта  могут быть познаны только во взаимодействии с другими объектами.

Взаимодействие  – согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Один из психологических законов подчеркивает связь развития личности и деятельности. Эта связь лежит в основе понимания  педагогической значимости взаимодействия, в котором и через которое  раскрывается вся сложная система  способностей- предметно- практических и душевных. Взаимодействие является одним из основных способов активизации  саморазвития и самоактуализации подростка. Его дополнительный эффект- межиндивидуальное  влияние, базирующееся на взаимопонимании  и самооценке. (18)

Педагогическая  наука оперирует понятием педагогическое взаимо-действие, которое рассматривается  как одна из основных категорий педагогики. Это понятие встречается в  различных исследованиях, посвящённых  рассмотрению особенностей педагогического  процесса, особенностей педагогического  общения и другими вопросами  педагогической деятельности.

Педагогическая  наука говорит о том, что взаимодействие человека с другими людьми есть особый тип связи, отношения, который предполагает взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения. Среди этих взаимодействий особое место принадлежит  общению (специфическая форма субъект- субъектного взаимодействия) и совместной деятельности (специфическая форма  субъект- объектного субъектного взаимодействия). Между ними существуют определенные связи: общение является и атрибутом  совместной деятельности и самостоятельной  ценностью. (15, 9,19, 31)

Субъект- субъектное взаимодействие (общение в широком  смысле) включает в себя коммуникацию как обмен информацией (общению  в узком смысле), взаимодействие как обмен действиями и восприятие на основе его людьми друг друга. Коммуникация на основе некоторой совместной деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое  взаимопонимание реализуется в  новых совмесных усилиях (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Х..И. Лийметс).

Педагогическое  взаимодействие – систематическое, постоянное осуществление коммуникативных  действий учителя, имеющих целью  вызвать соответствующую реакцию  со стороны ученика (В.Я. Ляудис), это  воздействие и на самого ученика, причём вызванная реакция вызывает в свою очередь реакцию взаимодействующего .(Я.Л. Коломенский, А.Р. Мудрик, И.Ф.Радионова)

В авторитарной парадигме  взаимодействие трактовалось как педагогический воздействие педагога на ученика, как  обусловленность и порождение поведения  ребёнка активными действиями взрослого, а также как готовность принять  воспитывающее воздействие взрослого (воспитуемость). Если прежняя педагогика была построена на принципе активного (чаще всего командного) и одностороннего воздействия, то современная педагогика строится на принципе совместной ценностной деятельности, что предполагает искусное создание более тонких педагогических ситуаций развития. Взаимодействие всегда демократично и базируется на принятии индивидуальных интересов партнера (27).

Предметом педагогической деятельности является другой человек, обладающий собственной активностью, и поэтому она не может быть ничем иным как взаимодействием, хотя оно и носит чаще всего  ассиметрический характер.

Педагогический  потенциал педагогического взаимодействия открывает широкие перспективы  для совершенствования всей системы  образования, для углубления профессионализма, для формирования новой концепции  взаимодействия “учителя и ученика  ” в целом.

В рамках этого взаимодействия между двумя сторонами педагогической деятельности складываются определённые отношения. Они могут быть отношениями  сотрудничества, внимания, работы, а  могут быть отношениями доминирования, диктата, требований, то есть авторитарными  отношениями.

В педагогическом плане  “взаимодействие ” определяет само существование образовательных  и воспитательных процессов, с ним  связаны цели и содержание, методы и формы педагогической деятельности, мотивы поведения и движущие силы педагогического процесса (В.А. Кан-Калик, Г.Д. Кириллова, А.К. Маркова).

Способность к педагогическому  взаимодействию означает универсальную  особенность педагога, характерную  для выполнения его функций в  педагогическом процессе, оказывать  влияние на других людей в совместной деятельности зависит возможность  достигнуть желаемых результатов, комфортность педагогического процесса.

Процесс взаимодействия рассматривают как целенаправленный взаимообмен и взаимообогащение смыслом деятельности , опытом, эмоциями, установками, различными позициями (7, 16).

Углубленное понимание  сущности взаимодействия представлено в работах И.Ф. Радионовой, а в  области дидактики в работах  В.К. Дьяченко, Л.Клинберга, В.Я. Ляудис.

Содержание учебной  деятельности предполагает активное участие  учащихся в этой деятельности, поскольку  предусматривает творческую переработку  полученной информации с целью более  глубокого её усвоения (31). Так современная  социокультурная ситуация для которой  характерны повышенный интерес к  развитию школы и отдельной личности, к интелектуальной свободе человека, к раскрытию его творческого  потенциала, к формированию критичности  и самокритичности, активности и  инициативы, обуславливает новый  подход к подготовке будущего учителя, связанный с развитием педагогически  целесообразных отношений в системе  “учитель- ученик”. (Г.И. Щукина)

Этот процесс  сегодня рассматривает учащегося  как субъекта изменений, соучастника  педагогического процесса, как творческую личность, а не как объекта внешних  воздействий и влияний (В.П. Беспалько, М.В. Карина, В.В. Горшкова).

В отечественной  педагогике к разработке сущности педагогического  взаимодействия обращались психологи  и педагоги. Интерес к данной проблеме явно выражен и в зарубежных публикациях  психолого- педагогического характера (26).

Рассматривая образование  как процесс приобщения к социокультурной  деятельности, овладение её содержанием  и способами, педагоги всё более  склонны к рассмотрению педагогического  процесса как совместной продуктивной деятельности педагога и учащихся. В педагогику введены такие понятия  как “педагогическое взаимодействие ” и “дидактическое взаимодействие ”. В этих понятиях основная педагогическая идея заключается в том, что процесс  воспитания и обучения не является механической суммой воздействия воспитания на активность воспитуемого. Педагогическое взаимодействие (11) включает в себя правильное соотношение как педагогического  влияния, так и его активного  восприятия, собственную активность воспитуемого, проявляющихся в ответных влияниях на самого себя и педагога. Характер проявления активности учителя  и ученика в учебной и во внеучебной деятельности может быть разный и отсюда могут наблюдаться  различные варианты взаимодействия.

От каких же условий  зависит проявление активности учителем и учащегося в процессе учебной  и внеучебной деятельности ? В рамках проблемы педагогического взаимодействия остро встаёт вопрос о том, чему принадлежит  ведущая роль во взаимодействии: внешним  стимулам или внутренним условиям. Отмечается три различные позиции  по этому вопросу. Первая позиция , когда  во взаимодействии отводят ведущую  роль внешним воздействиям, вторая- когда подчеркивается и уравновешивается значение как внешних, так и внутренних условий , третья- когда утверждается во взаимодействии активность развивающейся  личности.

В педагогике разработаны  подходы к проектированию педагогического  взаимодействия с ориентацией учащихся на ценностные личностные установки, коммуникацию творческого характера, методику включения  школьников в ситуации совместной деятельности, где проектируется совместный поиск  решения творческих задач, самоотчёт  в группе о личностном вкладе в  общие достижения, общение на основе поиска личностного смысла деятельности в различных учебно- воспитательных ситуациях (6).

Обобщая различные  подходы к исследованиям педагогического  взаимодействия, можно схематично представить  два основных направления его  проектирования в индивидуальной деятельности каждого педагога: первый- “субъект- педагог- субъект- ученик”и второй- “субъект- педагог- объект- ученик”. Если в первом случае речь идёт о взаимодействии, то во втором- о воздействии на учащихся в педагогическом процессе. По мнению некоторых исследователей (В.А. Караковский, Л.А. Петровская, Л.Н. Тубельский и др.), первое напровление означает принятие особенностей, целей, мотивов, позиции, интересов партнёров, взаимодействия и общения, обмен ими в ходе совместной деятельности. В то же время  в образовательном процессе большинство  ситуаций проектируется по второму  направлению, то есть педагоги учитывают  индивидуальные особенности детей, их интересы и мотивацию, стимулируют  их развитие, но чаще выполняют этот учёт сами, без включения учащихся в проектирование их взаимодействия с педагогами, другими участниками  образования, образовательной среды, собственного развития.

Для создания ситуаций взаимодействия необходимо проектировать  условия, способствующие :

Активному включению  всех участников образовательных процессов  в обсуждение и выполнение действия при принятии решений на рзличных этапах организации взаимодействия;

Исследовательской позиции всех субъектов образования;

Объективации поведения, что предполагает получение постоянной обратной связи;

Партнёрскому общению, что означает признание и принятие ценности личности каждого, его мнения, интересов, особенностей, устремлений, перспективы личностного роста.

Последователей  различных школ и направлений  объединяет позитивное видение ученика, стремление к взаимодействию, направленному  на сотрудничество, на благожелательную поддержку развития внутренних сил  ребёнка и предоставления ему  возможностей выбора и принятия ответственности  за свои действия.

За последние  годы резко возрос интерес педагогов  к категории взаимодействия. Наиболее активно эта категория исследуется  в связи с задачей анализа  структуры воспитательных взаимодействий (14). Процесс же усвоения знаний предстаёт  всё ещё в системе взаимодействия субъекта с объектом и не раскрывается как процесс межличностного взаимодействия. Рассмотреть учение как взаимосвязанную  деятельность ученика с учителем и другими учениками, в ходе которой  строятся и изменяются формы сотрудничества и общения. Взаимодействие ведущего типа предполагает наиболее высокий  уровень активности личности как  учителя, так и ученика, богатства  и разнообразие их взаимосвязей, отношений, порождаемых процессом достижения целей совместной учебной деятельности. Среди других типов взаимодействия оно должно занимать особое место.

Процесс организации  взаимодействия часто носит внутренне  противоречивый, не однозначный характер, в педагогическом процессе часто  возникают противоречия ввиду наличия  различных мотивов поведения  людей, несовпадения их устремлений  или ценностей, неумения определять свои действия или регулировать свою деятельность в соответствии с деятельностью  других людей, несформированностью  у учащихся необходимых для образовательной  деятельности умений и качеств и  в силу других причин личностного  характера (10, 12).

 

2.

Одной из основных причин неудач и неэффективности  труда учителей , а иногда и разочарования  в педагогической профессии становится неумение строить педагогически  целесообразные отношения с учащимися. Данное положение обосновано в работах  Е.Н. Ильина, Я.Л. Коломенского, Т.Н. Мальковской, Н.П. Шульца и др.

Удовлетворение  же отношениями с учителями наоборот вызывает бодрое настроение учащихся, жизнерадостность и способствует развитию творческой активности, продуктивности познавательной деятельности. Об этом свидетельствуют практические исследования состояния отношений в школе, проведённые Ю.П. Азаровым, Л.И. Божович, М.В. Богусловским, С.В. Кондратьевой, Т.Н. Мальковской и другими. Перевод  учебного процесса на уровень личностного  взаимодействия означает превращение  его в сотрудничество учителя  и учащихся.

Информация о работе Взаимоотношение теории и практики на уроке