Жизниненый цикл организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

Каждый из нас знает, что человек в течение всей жизни, так или иначе, связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

Содержание

Введение 3
1.Жизненный цикл организации.
1.1. Понятие жизненного цикла организации, стадии, этапы. 5
1.2. Формирование организации и фазы организационного развития. 12
1.3.Роль руководителя в управлении организаций. 15
1.4 Дилемма большого размера. 20
1.5 Упадок и сокращение размеров организации. 23
2. Жизненный цикл продукта и организации. 28
Заключение. 34
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Организации зарождаются.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

    Оглавление 

    Введение                                                                                                           3

    1.Жизненный  цикл организации.                                                                  

    1.1. Понятие жизненного цикла организации, стадии, этапы.                    5

    1.2. Формирование организации и фазы организационного развития.  12

    1.3.Роль руководителя в управлении организаций.                                   15

    1.4 Дилемма большого размера.                                                                   20

    1.5 Упадок и сокращение размеров организации.                                    23

    2. Жизненный цикл продукта и организации.                                            28

    Заключение.                                                                                                    34

    Список  используемой литературы                                                              36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Каждый из нас знает, что человек в течение всей жизни, так или иначе, связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

    Организация – сложный организм. В нем переплетаются  и уживаются интересы личности и  групп, стимулы и ограничения, жесткая  технология и инновации, безусловная  дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности. Зачем организации нужны, какие стадии и этапы проходит организация, на каких принципах строятся, почему и как изменяются, какие возможности открывают, почему их участники действуют так, а не иначе, -  ответы на эти вопросы изложены в данной работе опираясь на литературу известных авторов.

    Я считаю, что данная тема «жизненный цикл организации», является актуальной, так как ее изучение еще не закончено  и подлежит дальнейшему рассмотрению и дискуссиям. Я думаю, что изложила в своей работе достаточно полно и ясно суть жизненного цикла организации, затронув все ее аспекты и проблемы.  
 
 
 
 

  1. Понятие жизненного цикла  организации
 

    Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться – процветают, негибкие – исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находиться организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно по этому широко распространено понятие жизненный цикл организации как ее предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течении времени. Применяя понятие жизненного цикла организации, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходит организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.

    Понятие «жизненный цикл организации» означает совокупность стадий, которые проходит организация в период своей жизни: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение. Применяя понятие жизненного цикла, выделяют четкие этапы, которые проходят организации в течении всего периода существования.

    Жизненный цикл организации теснейшим образом  связан с жизненным циклом продукции  – временным интервалом, включающим в себя несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения объема производства во времени. Б.З. Мильнер предлагает различать полный жизненный цикл, жизненный цикл продукции в сфере производства, жизненный цикл продукции в сфере потребления. Полный жизненный цикл продукции включает время создания, продолжительность выпуска и время эксплуатации изделия потребителями (см. Мильнер Б.З. « Теория организации» стр. 82-83).

    Один  из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие  временные отрезки предусматривает следующие этапы.

    1.Этап  предпринимательства. Организация  находится в стадии становления,  формируется жизненный цикл продукции.  Цели являются еще нечеткими,  творческий процесс протекает  свободно, продвижение к следующему  этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.

    2. Этап коллективности. Развиваются  инновационные процессы предыдущего  этапа, формируется миссия организации. Коммуникации и структура в рамках организации остаются, в сущности, неформальными. Члены организации затрачиваю много времени на развитие механических контактов и демонстрируют высокие обязательства.

    3. Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется,  вводятся правила, определяются  процедуры. Упор делается на  эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает серьезной опасности.

    4. Этап выработки и структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.

     5. Этап упадка. В результате конкуренции,  сокращающегося рынка сталкивается  с уменьшением спроса на свою  продукцию или услуги. Руководители  ищу пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно наиболее ценных специальностей. Число конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходя новые люди, предпринимающие попытки сдержать тенденцию к упадку. Механизм выработки и принятия решений централизован.

    Анализ  деятельности преуспевающих организаций (компаний, фирм и так далее) позволяет  выделить основные особенности целевой  организации самосохранения на различных  стадиях развития.

  1. Стадия формирования. В условиях рыночных отношений – это определение цели через уточнение представлений о клиенте его специфических потребностей и соотнесения с представлениями о задачах организации.
  2. Стадия закрепления на рынке с ориентацией на поиск и производство (помимо зарекомендовавших с лучшей стороны) товар и услуг, расширение круга потребителей, поставщиков и партеров, а также закрепление собственного имиджа. Важной особенностью организации на этом этапе является готовность к борьбе конкурентов.
  3. Стадия стабилизации представляется заветной мечтой, к которой организация стремиться с самого начала. Основная цель на этой стадии – закрепление на достигнутом. Упор делается на эффективность инновации и стабильность. Органы управления по выработке и принятию решений становиться ведущими компонентами организации. Возрастает высшего руководящего звена организации, особое внимание уделяется принятию решений. Успешность организации зависит от ее адекватности внешней среды. Иногда, это может приводить к отказу от предыдущей истории.
  4. Стадия кризиса организации – самый трудный этап ее существования, поскольку это сопротивление кризису и поиск путей выхода из критического состояния и нахождения альтернатив. Таким образом, на каждой стадии организация реализует специфическую стратегию развития.

    Циклы развития организации. Если мы сравним  особенности внутри фирменных установок, регламентирующих управленческую деятельность, то увидим, что не только задачи стадии важны для понимания тех мероприятий, которые выполняются руководством в конкретный период существования организации.

    Не  менее существенно и генеральная  целевая, ценностная установка организации  в определенный период существования. Организованные консультанты проанализировав  ряд длительно существующих фирм, обратили внимание на то, что организации проходят еще один временной цикл, более длительный по сравнению со стадийным, в котором можно выделить четыре различных типа ценностных установок.

  1. Стадия интенсивного роста и закрепления на рынке. Она отличается ориентацией организации на расширение круга потребителей поставщиков и партнеров, а также формирование собственного стиля (имиджа).
  2. Стадия спада – самый трудный этап существования организации – сопровождения мобилизацией ресурсов, поиском путей и способов сопротивления кризису. Если организации удается преодолеть кризисные явления и закрепиться на рынке, то она может пройти несколько циклов своего развития. Для первого цикла характерно особое внимание к внутренней атмосфере, создания благоприятного климата; для следующего цикла – стремление к максимальной формализации деятельности и отношений, затем – ориентация на создание предпринимательского потенциала, а далее – стремление к максимальному качеству продукции.

    Стадии  жизненного цикла организации можно представить на основе аналогии с человеческой жизнью.

    Детство. Наибольшее количество неудач происходит в течение первых лет после возникновения организации. Из мировой статистики известно, что организации небольшого масштаба терпят неудачу из-за некомпетентности и неопытности  субъектов управления. Каждое второе предприятие малого бизнеса ликвидируются в течение двух лет; четыре из пяти лет своего существования. Задачей этого периода является достижение быстрого успеха, а его целями – здоровое существование и развитие, а не простое выживание. Нередко вся работа выполняется на пределе возможностей, чтобы не потерять темп возрастающего успеха. Управление осуществляется деятельным и подготовленным руководителем и его первоначальной командой.

    Отрочество. Во время этого переходного периода  рост организации происходит, как правило, рывками. Организация все больше набирает силу, однако координация проводится ниже оптимального уровня. Более организованные процедуры постепенно заменяют рискованную страсть к успеху. Налаживается планирование, разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется прием на работу новых специалистов, что вызывает трение с прежним кадровым составом. Основатели организации вынуждены больше выполнять роль непосредственных руководителей, а не предпринимателей, проводя систематическое планирование, координацию, управление и контроль.

    Ранняя  зрелость. Отличительные признаки этого периода - экспансия, дифференциация и возможно, диверсификация. Образуются структурные подразделения, результаты, деятельности которых измеряются полученной прибылью. Используются многие обще принятые методы оценки эффективности, должностные инструкции, делегирование полномочий, нормы производительности, экспертиза, организация обучения и развития. Однако начинают проявляться тенденции к бюрократизму и борьбе за власть, местничеству и стремление добиваться успеха любой ценой.

    Расцвет сил. Имея в правлении акционеров, организация ставит на данном этапе цель сбалансированного роста. Структура, координация, стабильность и контроль должны иметь такое же значение, как и инновации, совершенствование всех частей организации и децентрализация. Принимается концепция структурных подразделений, результаты, деятельности которых измеряются полученной прибылью. Новая продукция, рынок сбыта и технологии должны быть управляемы, а квалифицированные навыки управляемого персонала – более отточены. С ускорением темпов роста по сравнению с предыдущими стадиями организация нередко переоценивает свои успехи и возможности.

    Полная  зрелость. Имея компетентные, но не всегда ответственное руководство, организуя деятельность практически сама по себе. Весьма часто устанавливает нежелательное состояние всеобщего благополучия. Несмотря на то, что уровень доходов вполне приемлемый, темпы роста замедляются. Организация может отклоняются от своих слабости слишком очевидны. Эти симптомы нередко игнорируется руководителем.

    Старшие. Этот этап никогда бы не наступил, если бы субъекты управления организаций постоянно сознавали необходимость обновления. Конкуренты неизменно претендуют на долго организации на рынке. Бюрократическая волокита, не всегда обоснованная стратегия, неэффективная система мотиваций,  громоздкая система контроля, закрытость от новых идей – все это, вместе взятое, создает условия для закупорки артерий. Как показывает практика, очень трудно остановиться и прекратить выполнение  непродуктивной работы. В результате организация постепенно начинает распадаться. Она вынуждена либо принять жесткую систему обновления, либо погибнуть как самостоятельная структура, влившись в приобретающую ее корпорацию. Организация откатывается назад, и вновь начинается борьба за ее выживание.

    Обновление. Организация в состоянии подняться из пепла, как Феникс. Это может сделать новая команда руководителей, уполномоченных на проведение реорганизации и осуществление плановой программы внутреннего организационного развития.

Информация о работе Жизниненый цикл организации