Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 12:36, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - определить направления по повышению эффективности деятельности органов по защите прав потребителей на муниципальном уровне.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- рассмотреть историю создания организаций по защите прав потребителей и виды юридической и экономической (экономико-социальной) ответственности;
- изучить правовые основы защиты прав потребителей;
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГЛАВА. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ЕЕ АСПЕКТАМ 6
1.1 История создания организаций по защите прав потребителей и виды юридической и экономической (экономико-социальной) ответственности 6
1.2 Общественные организации по защите прав потребителей в ряду организаций по защите прав потребителей и их полномочия 12
1.3. Правовые основы защиты прав потребителей 17
2 ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ 24
2.1. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области 24
2.2. Деятельность Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по
Сахалинской области 29
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
ГЛАВА. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СМЫСЛ
1.1 История создания
организаций по защите прав
потребителей и виды
1.2 Общественные
организации по защите прав
потребителей в ряду
1.3. Правовые
основы защиты прав
2 ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ 24
2.1. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области 24
2.2. Деятельность
Управления Федеральной службы
по надзору в сфере защиты
прав потребителей и
Сахалинской области 29
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Введение
Тема курсовой работы актуальна, в виду того, что потребности населения в различных товарах и услугах обеспечивают торговля, производители, исполнители работ и услуг; ежедневно мы вступаем в различные правовые отношения: покупая товар в магазине, заключаем договор купли – продажи; заходя в лифт, пользуемся коммунальными услугами; отправляясь в путешествие, заключаем договор перевозки и т.д. Но в условиях нестабильной рыночной экономики предприятия торговли, производители рыночной экономики предприятия торговли, производители, исполнители работ и услуг часто пытаются навязать потребителям выгодные качества, а иногда товары даже опасны для здоровья людей. Именно поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка.
Защита прав потребителей как самостоятельная отрасль законодательства возникла в России сравнительно недавно - в начале 90-х годов. До этого регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан – потребителей в основном осуществлялось нормами кодифицированного гражданского законодательства, предназначенными для установления общих норм и призванными служить базой для специального законодательства. Поэтому в нормативных актах традиционно отсутствовала специфика взаимоотношений потребителя с организациями в сфере обслуживания. Кроме того, в законодательстве отсутствовала система специальных гарантий прав граждан при заключении договоров, направленных на обслуживание потребностей. Еще одной особенностью правового регулирования в рассматриваемой области являлась множественность подзаконных актов, регулирующих отдельные сферы взаимоотношений с участием граждан - потребителей. Ведомственные акты, как правило, содержали нормы, ущемляющие интересы потребителей, а в некотрых случаях и прямо противоречащие законодательству.
Цель данной курсовой работы - определить направления по повышению эффективности деятельности органов по защите прав потребителей на муниципальном уровне.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- рассмотреть историю создания организаций по защите прав потребителей и виды юридической и экономической (экономико-социальной) ответственности;
- изучить правовые основы защиты прав потребителей;
- выявить приоритетные
направления деятельности Управ
- определить основные вопросы, с которыми сталкивается Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области.
Объектом настоящей курсовой работы является деятельность Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области.
Предметом исследования выступает эффективность защиты прав потребителя.
Теоретической и методологической основой написания данной работы являются научные труды отечественных и зарубежных авторов: О.М.Рой, А.В.Алексеева, И.Бабичева и др., раскрывающие тему исследуемой работы.
1 Теоретическая глава.
1.1 История создания
организаций по защите прав
потребителей и виды
Нормы, защищающие права потребителей, встречаются уже в Законах царя Вавилона Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). Ныне в странах с развитой рыночной экономикой потребители выступают не отдельно и изолированно друг от друга, а как организованная группа – как союз потребителей. Это влияет на деятельность производителей и продавцов, которым приходится учитывать не только индивидуальные, но и совокупные требования потребителей. В таких условиях права потребителей являются абсолютными и неприкосновенными.
Суверенитет потребителей – это право и реальная возможность для потребителей в рамках, имеющихся у них средств, приобрести все, что они посчитают нужным для своего потребления в условиях возможности свободного выбора продавца, места покупки, и времени покупки и других факторов.[1, c. 7]
Суверенитет потребителей
исторически отстаивался в
За последние 30 лет, в эпоху глобализации информации, денег и рынков консюмеризм обрел глобальные масштабы. Организации потребителей существуют сегодня во многих странах мира. В Великобритании Ассоциация потребителей (Consumers' Association), в Германии Союз потребителей рабочего сообщества (Consumers' Union of the Working Community), в Японии Shufuren, во Франции - Organisation Generate des Consom-mateurs. А в 1960г. создана Международная организация союзов потребителей (International Organization of Consumers Unions), начавшая обеспечивать международное сотрудничество и координацию организаций потребителей разных стран. В Западной Европе консюмеризм сегодня в значительной степени концентрируется на экологии. В 1980-х гг. движение «зеленых» получило здесь статус политического, протестуя против ущерба кислотных дождей для европейских лесов. К концу декады «зеленые» сформировались в значимую политическую силу, насчитывая 14,5% парламентских голосов в Великобритании, 14% в Бельгии, 8,4% в Германии и 10,5% голосов во Франции. Роль «зеленых» в политической жизни Западной Европы росла и далее. На выборах 1994г. «зеленые» получили 49 из 672-х мест в Бундестаге (нижней палате парламента Германии). В 1995г. из 626 членов Европарламента 25человек представляли партию «зеленых» и 31 группу Nordic Green Left. Зеленые оказывали давление на все уровни управления в странах Западной Европы. Реакцией европейского бизнеса явилось появление экологически-дружественных продуктов. В Британии начали производить пеленки из небумажного сырья. Так, например, в 2002г. Евросоюз ввел запрет на эксплуатацию шумных и обильно загрязняющих среду авиалайнеров. Семь российских самолетов, в том числе Ту-134, Ту-154, Ил-52, попали под запрет; часть из них могла быть допущена в воздушное пространство ЕС только после дооборудования. Аналогично экологические требования Евросоюза по токсичности Еиго-3, а затем и Еиго-4, поставили перед российскими производителями автомобилей проблемы модернизации и модификации узлов и деталей двигателей. Глобальную инициативу в области экологии представляет собой «Киотский протокол к рамочной конвенции ООН об изменении климата» международное соглашение о контроле за выбросами парниковых газов в 2008-2012 гг. Его цель за 2008-2012 гг. снизить выбросы парниковых газов в мире минимум на 5% по сравнению с уровнем 1990г.[4, c. 9]
Практические достижения и теоретические выводы в сфере потребительского движения способствовали тому, что в современном мире потребительское движение в защиту своих прав уже приобрело широкое развитие. Активно используются как периодические издания, антиреклама, консультации потребителей (правовая поддержка), независимые экспертизы товаров, судебные иски по бракованным товарам (потребительская экспертиза), просветительская работа по воспитанию потребителей (потребительское образование), и самой культуре потребления. Под давлением общественного потребительского движения в большинстве государств уже приняты специальные законы о защите прав потребителей. Генеральная Ассамблея ООН в 1985г. обобщила установившуюся в мире практику и разработала «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей». Целью руководящих принципов явились:
• содействие странам в их борьбе с вредной деловой практикой предприятий национального и международного уровней (которая отрицательно сказывается на потребителях);
• поощрение создания рыночных условий, предоставляющих потребителям больший выбор при более низких ценах;
• поощрение высокого
уровня этических норм
• право на удовлетворение основных нужд (на основные базовые товары и услуги, обеспечивающие выживание);
• право на безопасность (право быть защищенным от продуктов, производственных процессов и услуг, опасных для здоровья и жизни). Впервые права потребителей были сформулированы в 1961 году в США. В 70-е годы опыт развития движения потребителей позволил дать их расширенную трактовку. В Российской Федерации как самостоятельная отрасль права потребительское право возникло в начале 1990-х годов. До этого отношения по удовлетворению материальных и культурных потребностей граждан в основном регулировались нормами гражданского законодательства. Первой серьезной попыткой решения вопросов правового регулирования в области охраны прав потребителей явилась разработка проекта Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Начало реализации прав потребителя было положено с принятием Закона СССР «О защите прав потребителей», который в связи с распадом СССР так и не вступил в силу, однако он оставался моделью для законодательных актов стран-участников СНГ в этой области.[5, c. 9]
Главным федеральным органом по защите прав потребителей является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации (МАП РФ). В министерстве действует Управление по защите прав потребителей. МАП РФ имеет территориальные управления, расположенные в областных и краевых центрах. МАП России осуществляют государственный контроль соблюдения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Министерство и его территориальные органы имеют право по определенной процедуре рассматривать дела о нарушениях прав потребителей, выдавать предписания об устранении этих нарушений и налагать на нарушителей штрафы, предъявлять в суд иски в интересах потребителей, принимать решения об отзыве товаров, которые могут быть опасны для жизни и здоровья потребителей.[6, c. 7]
7 апреля 1992 г.
в России вступил в силу
Федеральный закон "О защите
прав потребителей". В настоящее
время действует Федеральный
закон "О защите прав
Таким образом, на сегодняшний день исследователи имеют дело со сложившимся потребительским рынком и потребительским правом.
Итак, ход истории создания организаций по защите прав потребителей и рост юридической и экономической ответственности производителей свидетельствует о том, что потребители всех стран, включая Россию, добились значительных успехов по защите своих прав.
1.2 Общественные
организации по защите прав
потребителей в ряду
Сегодня организации по защите прав потребителей сформировались в большинстве административных центров. Сфера их деятельности многообразна, в частности, они могут действовать в микрорайонах, районах и городах, представлять собой ассоциации и союзы, объединяющие организации административного центра, региона или нескольких регионов. Общественная защита прав потребителей осуществляется общественными объединениями потребителей, которые создаются по территориальному признаку (районные, городские, областные и т. д.), а также с учетом конкретного интереса группы потребителей. Общественные объединения потребителей осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" и их уставами. Общественное объединение это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Деятельность общественных объединений потребителей основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности, они свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Деятельность общественных объединений потребителей гласная, а информация об их учредительных и программных документах общедоступна.[8, c. 8]
Общественные объединения потребителей имеют право вносить Предложения и направлять материалы в федеральные органы исполнительной власти, в прокуратуру.
Например, они вправе вносить:
1 предложения о приостановлении производства, реализации и отзыве с рынка некачественных товаров;
2 материалы
о привлечении к
Информация о работе Защита прав потребителей на територии Сахалинской области