Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 20:20, контрольная работа
Целью данной работы является изучение идей управления в работах Адама Смита.
Для достижения указанной цели ставим перед собой следующие задачи:
дать общую характеристику основных теоретических положений Адама Смита;
рассмотреть некоторые аспекты современной экономики;
наиболее детально рассмотреть такие теоретические положения Адама Смита как «Невидимая рука» рыночных сил, «Экономический человек», теория стоимости и цены, принцип экономической свободы и роль государства.
привести примеры из практической деятельности зарубежных и российских организаций.
ВВЕДЕНИЕ
ИДЕИ УПРАВЛЕНИЯ В РАБОТАХ АДАМА СМИТА
Краткая биография Адама Смита
Предмет и метод учения Адама Смита
Основные теоретические положения учения Адама Смита
Применение идей управления Адама Смита на примере «Форд Мотор Компани»
ЗАКЛЮЧЕНЕ
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНЕ
ВВЕДЕНИЕ
Имя великого шотландца Адама Смита равно чтится всеми современными учеными-экономистами, сколь бы различных точек зрения они не придерживались. Его книга «Исследование о природе и причинах богатства народов» навсегда вписала его имя в историю экономической мысли. Эта книга стоила ему девяти лет полного отшельничества и принесла славу «отца экономической науки». Многое о социальных науках вообще и об экономической науке, а также о рыночной экономике в частности нам известно именно из его работ. Долг Смиту щедро воздается в современных экономических публикациях. В своих исследованиях Смит не только объяснил, почему (а в особенности - как) развитие рыночной экономики оказалось эффективным, но он также выявил необходимость поддерживать рынок с помощью других институтов, чтобы обеспечить его жизнеспособность. Смит показал условия, при которых рынкам могут потребоваться ограничение, корректировка и дополнение со стороны других социальных институтов, чтобы предотвратить неустойчивость, неравноправие и устранить бедность.
Книги Смита содержала такое богатство идей, что из них выросло несколько направлений и школ современной экономической мысли. Основными идеями были теория свободы политического и экономического либерализма и трудовая концепция богатства.
Он характеризует рыночную экономику как либеральное общество, в котором каждый человек может свободно преследовать свои интересы. Этот «экономический человек» выбирает поле деятельности, руководствуясь узкокорыстным интересом, желает улучшить свое благосостояние. Но он производит товары и тем самым способствует упрочнению благосостояния всего общества. По Смиту, в основе хозяйственной деятельности лежит внутренний порядок, создающий гармонию между усилиями отдельных товаропроизводителей.
Субсидии государства и капиталистических ассоциаций - принципиальная тема, сформулированная в «Богатстве народов». Смит отстаивает тезис, в соответствии с которым страна, действительно заботящаяся о преумножении собственного богатства, должна создать такие законодательные рамки, которые смогут обеспечить условия максимальной экономической свободы для каждой личности и любого производителя. Именно личный интерес должен способствовать вступлению индивидов в обменные отношения друг с другом и таким образом способствовать общему прогрессу рыночных отношений.
Одна из важнейших с точки зрения Смита проблем - необходимость установления и закрепления прямой зависимости между мерой труда работника и вознаграждением за его труд, что, безусловно, должно найти самое широкое распространение в нашей стране после десятилетий занижения заработной платы высококвалифицированным работникам и завышения оной неквалифицированным вне зависимости от производительности и интенсивности, а так же качества труда.
Актуальность работы обусловлена тем, что современная экономическая ситуация динамична и требует детального изучения, а для того, чтобы изучить ее более полно необходимо обратиться к взглядам Адама Смита - выдающегося экономиста своего времени.
Целью данной работы является изучение идей управления в работах Адама Смита.
Для достижения указанной цели ставим перед собой следующие задачи:
В представленной
работе освещаются в общих
чертах основные положения
Адам Смит родился 5 июля 1723 года в Шотландском городе Кирколде недалеко от Эдинбурга, в семье таможенного чиновника. С детства был способным учеником и в 14 лет поступил в Глазговский университет. В 1740 году, после окончания университета в числе лучших студентов был удостоен стипендии для завершения образования в Оксфорде, где учился до 1746 года. Уровень образования в Оксфорде Адама Смита категорически не устраивал и по возвращении в Эдинбург он начинает заниматься самообразованием и чтением публичных лекций по английской литературе и политической экономии. В лекциях он придерживался принципов экономического либерализма и свободы торговли. В 1751 году Адам Смит назначен профессором логики в университете Глазго, а в последствии перешёл на кафедру моральной философии, на которой преподавал до 1764 года. Стал широко известен благодаря научной работе «Теория моральных чувств», изданной в 1759 году. Со временем Адам Смит больше внимания уделяет экономической науке, отчасти благодаря участию в Глазговском клубе политической экономии и дружбе с философом и экономистом Дэвидом Юмом.
В 1764 году Адам Смит
уходит с кафедры и принимает
предложение сопровождать во
время заграничного
Вернувшись в Шотландию, Адам Смит решает поселиться у своей матери и с 1767 года уединяется для завершения начатой работы. Книга вышла в свет в 1776 году, четырежды переиздавалась при жизни автора, и ещё трижды сразу после его смерти. Влияние Адама Смита на современников оказалось огромным. Даже английский премьер-министр Уильям Питт-младший назвал себя учеником А.Смита и обсуждал с ним ряд финансовых проектов. Своеобразным результатом творческого наследия Адама Смита так же можно считать то, что с 1801 года в Эдинбургском университете появился самостоятельный курс политической экономии, который раньше входил в состав нравственной философии.
В январе 1778 года Адам Смит был назначен комиссаром таможни в Эдинбурге и оставался в этой должности до своей смерти в 1790 году.
Знакомство с творчеством А.Смита начнем с того, что он понимал под предметом изучения экономической науки.
В книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адам Смит выделил центральную проблему экономической науки - экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. Другими словами весь труд Адама Смита написан под углом зрения, какие условия и каким образом ведут людей к наибольшему благосостоянию.
Экономика любой страны, по Смиту, развиваясь, приумножает богатство народа не потому, что этим богатством являются деньги, а потому, что его надо видеть в материальных ресурсах, которые доставляет «годичный труд каждого народа». Таким образом, Адам Смит осуждает меркантилистское мышление, выдвигая аргумент о том, что сущностью и природой богатства является исключительно труд. Далее эту мысль он развивает концепцией роста разделения труда, а по сути, доктриной технического прогресса как основного средства роста благосостояния любой страны.
Рассуждая о том, в какой сфере экономики богатство растёт быстрее Адам Смит, с одной стороны, утверждает, что не торговля и другие сферы обращения, а сфера производства является основным источником богатства, с другой, что для приумножения богатства предпочтительнее развитие сельского хозяйства, а не промышленности, так как капитал, вкладываемый в земледелие, добавляет большую стоимость к действительному богатству и доходу. При этом с развитием экономики цены на промышленные товары имеют тенденцию снижаться, а на сельскохозяйственные продукты - подниматься, поэтому в странах, где сельское хозяйство представляет собой самое выгодное приложение капитала, капиталы отдельных лиц будут прилагаться самым выгодным для всего общества образом. Из-за этого едва ли Адам Смит может считаться «буржуазным учёным» или «апологетом буржуазии».
Центральное место в методологии исследования Адама Смита занимает концепция экономического либерализма, в основе которой лежит идея естественного порядка, то есть рыночных экономических отношений. В то же время, в понимании Адама Смита, рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, то есть когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов, составляющих его лиц. В продолжение этой идеи Адам Смит вводит понятия «экономический человек» и «невидимая рука».
Сущность «экономического человека» проявляется уже в том, что само человеческое общество имеет склонность к разделению труда и обмену. Адам Смит характеризует «экономического человека» как стремящегося к личному обогащению совершенного эгоиста: «Всякий предлагающий другому сделку какого-либо рода, предлагает сделать именно это. Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно, - таков смысл всякого подобного предложения». «Экономический человек» принимает решения по поводу производства и потребления благ, исходя исключительно из рациональных экономических факторов и независимо от религиозных, психологических, политических, нравственных и других неэкономических мотивов. О тенденциозности понятия смитовского «экономического человека» в современной экономической литературе упоминают довольно часто. После Адама Смита экономическая наука изучает, в сущности, не живых людей, а «экономического человека», имеющего мало общего с реальными людьми.
Без особых комментариев Адам Смит вводит понятие «невидимой руки». Возможно даже, что эту идею он заимствовал у меркантилистов, которые проводили мысль о том, что экономическое поведение предопределяет, прежде всего, прибыль, а для этого государству необходимо защищать свободную конкуренцию в эгоистических интересах отечественных предпринимателей. Но в книге Смита смысл «невидимой руки» заключается в развитии таких общественных условий и правил, при которых благодаря свободной конкуренции предпринимателей и через их частные интересы рыночная экономика будет наилучшим образом решать общественные задачи и приведёт к гармонии личную и коллективную волю с максимально возможной выгодой для каждого. То есть, преследуя свои собственные интересы, «экономический человек» часто более действенно служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремиться сделать это. По Смиту необходимо такое соотношение между «экономическим человеком» и «видимой рукой» государственного управления, когда последняя, не противодействуя объективным законам экономики, перестанет выступать преградой «естественному» рыночному порядку. То есть, рыночный механизм хозяйствования - «очевидная и простая система естественной свободы», всегда будет автоматически уравновешиваться.
Для нормального «
Государству для достижения правовых и институциональных гарантий и обозначению границ своего невмешательства остаются три «весьма важные обязанности». К ним он относит:
Также Адам Смит признавал в определенных случаях необходимость вмешательства государства в экономику, например, введение тарифов для защиты молодых отраслей промышленности.
Таким образом, основная идея методологии исследования Адама Смита состоит в том, что «в каждом цивилизованном обществе действуют всесильные и неотвратимые экономические законы».
Непременным условием исполнения экономических законов является свободная конкуренция. Только она может лишить участников рынка власти над ценой. Адам Смит резко осуждал привилегии торговых компаний, законы об ученичестве и законы о бедных, полагая, что они ограничивают рынок труда, мобильность рабочей силы и масштабы конкурентной борьбы.
Говоря о структуре самой торговли, Адам Смит делает акценты противоположные теории меркантилизма, ставя на первое место внутреннюю, на второе внешнюю и на третье транзитную торговлю. Он аргументировал это следующим образом: «Капитал, вкладываемый во внутреннюю торговлю страны, обычно поощряет и содержит большое количество производительного труда в этой стране и увеличивает стоимость её годового продукта в большей мере, чем таких же размеров капитал, занимающийся внешней торговлей предметами потребления, а капитал, занятый в этой последней, имеет в обоих этих отношениях ещё большее преимущество над одинаковой величины капиталом, вложенным в транзитную торговлю».