Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:02, реферат
Управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду проявляется, прежде всего, в процессе реализаций соответствующих правовых предписаний. Управление выступает здесь как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.
Введение……………………………..……………………………………...3
1. Управление природопользованием: понятие, цель и сущность…......4
2. Функции и методы управления природопользованием и охраной окружающей среды……………………………………………………..7
3. Структура и компетенция органов управления……………………..15
4. Обоснование необходимости построения экологического мониторинга……………………………………………………………17
Заключение……..……………………………….…………………….…..21
Список литературы………………………...……………………………..
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Южно-Уральский
Международный факультет
РЕФЕРАТ ПО ИСУ
Исследование подсистемы управления охраной окружающей средой.
Выполнила: студентка
гр. Мн – 489 Куимова Т.А.
Челябинск 2012
Содержание
Введение……………………………..………………………
Заключение……..……………………………….………
Список литературы………………………...…
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Развитие
всего живого, человеческих цивилизаций
и государств, каждого члена общества
зависит от концентрации, доступности
и технологии добычи и использования
природных ресурсов. Гуманитарные знания
о природе формировались во взаимосвязи
с представлениями о
Наряду с капиталом, трудом
и знаниями природные ресурсы
являются основным фактором производства,
а применительно к обществу - основным
фактором его благополучия и богатства.
Являясь основой развития хозяйственной
и производственной деятельности, направленной
на обеспечение жизнедеятельности,
экономического и социального благополучия
населения, природопользование всегда
будет иметь место как
Пристальное внимание общества
к социально-экономическим
Экономическое развитие региона
связано с ускоряющимся ростом потребления
его природных ресурсов, а значит
и ростом экологического воздействия,
в результате которого происходит ухудшение
состояния окружающей среды. В настоящее
время природопользование в регионах
чаще всего носит разрушительный
характер применительно к природе. Решение
этой проблемы носит социально-экономический
характер.
1. Управление
В настоящее время
Природопользование - один из
самых сложных объектов управления,
оно находится на стыке взаимодействия
естественных и общественных процессов.
Управление в сфере взаимодействия
общества и природы представляет
собой совокупность предпринимаемых
соответствующими субъектами действий,
направленных на обеспечение исполнения
требований законодательства об окружающей
среде. Применительно к предмету
данной отрасли речь идет о распоряжении
природными ресурсами, об обеспечении
рационального использования и
воспроизводства природных
Управление
Экологическое и социальное
значение управления в рассматриваемой
сфере в целом и
Прежде всего, в рамках управления (а затем - с помощью правоохранительных органов) достигаются цели, поставленные правом окружающей среды, и его эффективность.
Управление природопользованием
- это деятельность государства по
организации рационального
Эффективность системы управления природопользованием в решающей мере определяется состоянием контроля и нормирования использования природных ресурсов.
Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды - составная часть государственного правления в целом.
Роль государственного управления
в этой сфере определяется значением
государственных органов в
Основными стратегическими целями экологической политики России являются:
последовательное решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при котором полностью учитываются экологические и природно-географические условия конкретных территорий для обеспечения благосостояния народов, населяющих эти территории;
последовательное достижение
на каждой конкретной территории надлежащего
качества среды обитания, отвечающего
не только принятым сегодня санитарно-
восстановление и сохранение биосферного равновесия (на локальном, региональном и глобальном уровнях) генетического фонда животного и растительного мира;
рациональное использование всего природоресурсного потенциала России.
Реализации перечисленных
направлений должно способствовать
формирование эффективной системы
органов государственного управления
в области экологии и природопользования.
2. Функции и
методы управления
Управление в области природопользованием и охраной окружающей среды означает совокупность осуществляемых органами публичной власти и иными уполномоченными субъектами действий по организации и контролю, упорядочению и надзору за экологически значимым поведением людей, за соблюдением требований экологического законодательства.
В зависимости от статуса осуществляющих экологическое управление субъектов, можно выделить следующие виды управления: государственное, ведомственное (отраслевое), производственное и общественное. Каждому виду свойственны специфические методы, способы, задачи. Наиболее значимо в нашей стране государственное экологическое управление.
Государственное управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды означает реализацию всеми уполномоченными на то органами и лицами в рамках своей компетенции экологической политики, которая осуществляется в соответствии с действующим законодательством, концепциями и стратегиями, принятыми в установленном порядке.
Существуют следующие формы экологического управления как его внешние проявления: акты управления, административные соглашения, материально-технические действия, реализуемые в трёх основных направлениях - социально-экономическом, административно-политическом и социально-культурном.
Управление
Выделяют несколько наиболее важных функций государственного экологического управления:
- Учет природных ресурсов
и наблюдение за состоянием
окружающей среды (
Учет и регистрация
природных ресурсов - необходимая
предпосылка реализации всех остальных
функций государственного экологического
управления, поскольку она возможна
лишь при наличии соответствующей
информации о природных ресурсах.
Учет природных ресурсов осуществляется
по административно-
Государственный кадастр природного ресурса представляет собой совокупность необходимых и достоверных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении природного ресурса.
Органы, на которые возложены функции по ведению природноресурсовых кадастров, а также его порядок, определяются специальными нормативными актами.
- Определение и проведение
единой экологической политики,
разработка и принятие планов
и программ по рациональному
использованию природных
В рамках указанной функции осуществляется разработка экологических концепций государственного развития РФ, федеральных целевых программ, ежегодных планов Правительства по вопросам рационального использования природных ресурсов и охране окружающей природной среды и других документов в сфере экологии.
- Финансирование и материально-
В соответствии с законодательством финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды производится за счет:
федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов;
средств предприятий, организаций и учреждений;
экологических фондов;
фондов экологического страхования;
кредитов банков;
добровольных взносов юридических лиц и граждан;
других источников.
Финансирование экологических программ и мероприятий в федеральных, республиканских и других бюджетах выделяется отдельной строкой и обеспечивается материально-техническими ресурсами.
Органы государственного экологического управления в пределах своей компетенции принимают нормативные акты, содержащие правила, требования и нормы по рациональному использованию, воспроизводству и охране земель, лесов, вод, недр, животного мира и других природных ресурсов. Эти акты являются важнейшей составной частью экологического законодательства.
Большую роль в регулировании охраны окружающей природной среды играет стандартизация (нормирование), то есть создание научно обоснованных показателей и нормативов качества природной среды, ее охраны и улучшения, а также деятельности по использованию природных ресурсов, созданию приборов контроля за состоянием природной среды и т.д.
Деятельность по распределению и перераспределению природных ресурсов проводится в рамках государственной системы лицензирования и лимитирования использования природных ресурсов, то есть путем выдачи или аннулирования соответствующих лицензий на право пользования природными ресурсами, а также определения предельных объемов такого использования (изъятия природных ресурсов или загрязнения окружающей природной среды) - лимитов.
Информация о работе Исследование подсистемы управления охраной окружающей средой