Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:21, курсовая работа
Объектом исследования является - комплексный анализ личности и его методы.
Предмет исследования – деловые качества и личностные качества менеджера.
Целью курсовой работы является рассмотрение основных методов изучения личности, а также изучение методов изучения деловых и личностных качеств менеджера.
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Понятие личности в психологии.
1.1. Понятие личности и структура личности.
1.2. Индивидуально-психические свойства личности.
1.3. Взаимоотношения личности и группы и социально-психологические феномены поведения личности в группе.
Глава 2. Методы изучения личности.
2.1. Общая характеристика методов изучения свойств личности.
2.2. Оценка деловых и личностных качеств менеджера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
РЕЗЮМЕ.
ЛИТЕРАТУРА.
Приложение 1.
Приложение 2.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ.
Приложение 3.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ.
Ключ к опроснику.
ФГОУ СПО Великосельский
Курсовая работа
По управленческой психологии
«Комплексный анализ личности»
специальность 080501 Менеджмент
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Понятие личности в психологии.
1.1. Понятие личности и структура личности.
1.2. Индивидуально-психические свойства личности.
1.3. Взаимоотношения личности
и группы и социально-
Глава 2. Методы изучения личности.
2.1. Общая характеристика методов изучения свойств личности.
2.2. Оценка деловых и личностных качеств менеджера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
РЕЗЮМЕ.
ЛИТЕРАТУРА.
Приложение 1.
Приложение 2.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ.
Приложение 3.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ.
Ключ к опроснику.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях работа
с персоналом управления становится
наиболее важным условием успеха в
бизнесе. Человеческий фактор превратился
в главную движущую силу производства.
Все более активно
Поэтому интенсификация производства
предполагает увеличение его объема
не за счет привлечения новых работников,
а путем эффективного использования
потенциала уже имеющихся. В то же
время эффективность
Современные концепции управления
непосредственно связаны с
Знание психологических
особенностей личности, умение анализировать
свойства и качества личности умение,
учитывать их при подборе кадров
и организации деятельности людей
является одним из основных условий
высокой эффективности
Объектом исследования является - комплексный анализ личности и его методы.
Предмет исследования – деловые качества и личностные качества менеджера.
Целью курсовой работы является рассмотрение основных методов изучения личности, а также изучение методов изучения деловых и личностных качеств менеджера.
Задачи:
Провести обзор научной психологической, социально – психологической литературы по данной тематике.
Раскрыть понятие личности,
ее структуры, индивидуальных свойств,
а также взаимоотношение
Рассмотреть методы изучения личности, и методы изучения деловых и личностных качеств менеджера.
Глава 1. Понятие личности в психологии
1.1. Понятие личности и структура личности
Понятие "личность" многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т.д. каждая из наук изучает его в своем специфическом аспекте. На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет, проявляется сложность самого феномена личности.
Группа, как известно, образуется
из нескольких взаимодействующих сотрудников,
каждый из которых является своеобразной
личностью. В процессе решения совместных
практических задач люди вступают в
сложные отношения друг с другом
и с группой в целом. Динамика
взаимоотношений личности и группы
представляется довольно сложной. Для
понимания и оценки этих взаимоотношений
следует учитывать как свойства
личности, занимающей определенный статус
и выполняющей определенную роль
в группе, так и состав, содержание
деятельности и уровень организации
группы, а также других более широких
социальных объединений. В чем же
сущность психологического понятия "личность"?
Личность рассматривается в психологии
как носитель сознания и субъект
целенаправленной деятельности. Применительно
к отдельному человеку употребляют
три понятия: "индивид", "личность"
и "индивидуальность". Индивид - это
человек как представитель
Прежде всего, нужно отметить, что личность является целостным образованием. Целостным, но не бесструктурным. Многие психологи предлагали достаточно убедительное описание структуры личности (3. Фрейд, Э. Берн, К. Юнг, В.А. Ядов и другие). Наиболее наглядной и методически удобной для изучения является описание структуры личности, данное К.К. Платоновым.
"Платонов выделяет в структуре личности четыре основных и две наложенных подструктуры. Рассмотрим их более подробно:
1. Подструктура направленности личности. Она включает осознанные мотивы (потребности, интересы, убеждения, идеалы, мировоззрение) и неосознанные мотивы (влечения и установки). Эта подструктура формируется прижизненно, преимущество с помощью воспитания.
2. Подструктура опыта.
Это знания, умения, навыки и привычки,
которые также формируются
3. Подструктура форм отражения.
Она включает психические
4. Биологически обусловленная
подструктура. Она включает свойства
темперамента, половые, возрастные
особенности личности, а также
ее патологические изменения.
Она тоже претерпевает
Двумя наложенными подструктурами, которые проникают в четыре основных и оказывают свое воздействие, являются подструктуры характера и способностей".
Анализируя структуру
личности, можно отчетливо видеть,
что практически на все ее подструктуры
оказывает подавляющее влияние
общество. Формирование личности в
обществе называется социализацией. Социализация
личности представляет собой процесс
формирования личности в определенных
социальных условиях, процесс усвоения
человеком социального опыта, в
ходе которого человек преобразует
социальный опыт в собственные ценности
и ориентации, избирательно вводит
в свою систему поведения те нормы
и шаблоны поведения, которые
приняты в обществе или группе.
Особенности индивидуального
"Личность, наряду с
общепсихологическими
1.2. Индивидуально-психические свойства личности
К индивидуально-психологическим свойствам личности относятся темперамент, характер, направленность и способности.
1. Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит темпераменту. Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия влияет на темп и ритм речи. Вместе с тем нужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности.
Согласно классификации Гиппократа - И.П. Павлова, выделяются 4 основных темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. По классификации же К. Юнга - Г. Айзенка, выделяются 4 соответствующих типа: экстраверты высокотревожный и малотревожный, интроветры малотревожный и высокотревожный. Согласно И.П. Павлову, каждый темперамент в своей основе имеет определенный тип нервной системы, т.е. сочетание основных ее свойств: силы нервных процессов, их уравновешенности (баланса), лабильности. Темперамент обладает определенным набором психологических проявлений в деятельности субъекта: активность, реактивность, динамичность, эмоциональность, тревожность, чувствительность и др. Учет свойств темперамента очень важен для профессионального отбора людей к тем видам деятельности, где требуется скоростная переработка информации, распределенность внимания, стрессоустойчивость и другие качества. Следует помнить, что, определяя динамические стороны деятельности человека, темперамент не определяет ее социальную направленность. Поэтому следует говорить о свойствах темперамента не как о положительных или отрицательных, а рассматривать их как более или менее благоприятные свойства в отношении их влияния на индивидуальный стиль деятельности. Поскольку темперамент есть устойчивая природная основа поведения индивида, следует стремиться не к переделке типа, а к нахождению для каждого темперамента наиболее подходящих способов реализации его качеств, благоприятных для конкретного вида деятельности; ибо каждый человек, тренируясь в выполнении определенных профессиональных задач, вырабатывает некоторый приемлемый темп и стиль деятельности. Однако люди приходят к этому оптимальному результату за счет различных нервно - психических затрат, каждому необходим определенный резерв времени, и все же в итоге они показывают различную надежность в отношении различных видов труда и различные возможности к исполнительной и руководящей деятельности, к общению и взаимодействию с сотрудниками в системах управления. Поэтому при индивидуальном подходе к сотрудникам необходимо подбирать формы деятельности (по напряженности, темпу работы, наличию стрессовых ситуаций и др.), к которым легче адаптируется тот или иной тип темперамента. Холерик - сильный, неуравновешенный, возбуждаемый тип, высокотревожный экстраверт. Он наиболее продуктивен там, где требуется высокая активность, увлеченность, концентрация внимания, лидерство, высокая ролевая активность и т.п. Но его следует по возможности отстранить от конфликтных ситуаций, строго объективно оценивать его успехи и тактично указывать на недостатки, воспитывать выдержку и самообладание. Сангвиник - сильный, уравновешенный, лабильный тип, малотревожный экстраверт. Он быстро приспосабливается к новым условиям, быстро решает текущие оперативные задачи, обладает быстрой переключаемостью внимания, высокой эмоциональностью, контактностью, коммуникативностью. Его можно использовать для разрядки конфликтных ситуаций в группе, организации совместных действий, лидерства. Сангвиники мало подвержены нервным срывам, стрессоустойчивы. Однако они малопродуктивны в условиях монотонной деятельности, требующей длительного напряженного внимания, склонны к перемене обстановки и видов деятельности. Флегматик - сильный, уравновешенный инертный тип, малотревожный интроверт. Он незаменим в ситуациях, требующих пристального внимания, обстоятельности в делах, терпения, неторопливости, продуктивен в монотонных условиях деятельности. Однако он испытывает значительные трудности при необходимости быстрого ориентирования на изменение ситуаций, быстрого принятия решений, при ориентации в конфликтных и стрессовых ситуациях. Мало пригоден он и для скоростной переработки учебной и производственной информации; социально пассивен, не претендует на лидерство в группах, малообщителен и малоэмоционален. Меланхолик - слабый тип нервной системы, высокотревожный интроверт. Это сложный, высокочувствительный тип, требующий тактичного подхода и "щадящего" образа жизни. Мало пригоден к нервным перегрузкам, к преодолению стрессовых ситуаций, в которых часто теряется, затормаживается; не конфликтен, но беззащитен перед конфликтами, старается их обходить, а не разрешать. Не претендует на лидерство, но в хорошем коллективе исполнителен, отзывчив, ищет опору в более сильной личности. В спокойной жизненной ситуации, не требующей перенапряжения, может проявлять высокую интеллектуальную и практическую работоспособность, вдумчивость, ответственность, исполнительность.
2. Характер - это своеобразие
склада психической
Характер формируется
в процессе познания окружающего
мира и практической деятельности.
От круга впечатлений и
Отдельные свойства характера
зависят друг от друга, связаны друг
с другом и образуют целостную
организацию, которую называют структурой
характера. В структуре характера
выделяют две группы черт. Под чертой
характера понимают те или иные особенности
личности человека, которые систематически
проявляются в различных видах
его деятельности и по которым
можно судить о его возможных
поступках в определенных условиях.
К первой группе черт относятся черты,
выражающие направленность личности (устойчивые
потребности, установки, интересы, склонности,
идеалы, цели), систему отношений
к окружающей действительности и
представляющие собой индивидуально-
Определить структуру, или
строение, характера человека - значит
выделить в характере основные компоненты
и установить обусловленные ими
специфические черты в их сложном
отношении и взаимодействии. В
характере как психическом
По отношению людей к окружающему миру можно говорить о характерах идейных и безыдейных. Идейный характер свойственен человеку, имеющему определенные устойчивые взгляды и поступающему в соответствии с ними. Наоборот, человек с безыдейным характером либо вообще не имеет твердых взглядов и убеждений, либо действует вразрез с ними, подчиняясь чувствам, обстоятельствам или постороннему влиянию.