Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 20:13, курсовая работа
Контроль признается одной из наиболее важных сфер жизни любого предприятия, способного многократно повысить ее эффективность.
Данная функция позволяет не только выявить, но и предупреждать отклонения, ошибки и недостатки, искать новые резервы и возможности.
Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы или предприятия, а также достижение ею намеченных целей, как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.
Актуальность заключается в том, что в зависимости от того, как будет налажен контроль, зависит стабильность того или иного предприятия.
Введение3
Глава 1. Теоретические основы контроля как функции менеджмента 5
1.1. Контроль: понятие, задачи, типы и формы 5
1.2. Этапы процесса контроля. Барьеры и сопротивление контролю 13
1.3. Критерии оценки эффективности в системе контроля 19
Глава 2.Оценка эффективности системы контроля в ООО «Уралмедсервис» 24
2.1 Организационная характеристика ООО «Уралмедсервис» 24
2.2.Оценка эффективности системы контроля в ООО «Уралмедсервис» 27
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию организации системы контроля предприятия ООО «Уралмедсервис» 32
Заключение 36
Глоссарий ключевых слов 39
Список используемой литературы 40
Оглавление
Контроль - процесс определения, оценки и информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели, ход выполнения плана, прогнозы, развитие процесса [6,с.215].
Контроль - это процесс наблюдения и регулирования разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения организационных задач[8,с.266].
Контроль- эта одна из основных функций управления[3,с.135].
Рис. 1. Взаимосвязь функций менеджмента
Контрольные системы могут анализировать довольно широкий класс явлений: от измерения выходов организации до измерения организационного поведения, чтосложнее. Контроль должен осуществляться на всех уровнях управления: корпоративном, дивизиональном, функциональном и индивидуальном. Все типы контроля представлены в таблице 1.
Таблица 1
Типы контрольных систем и их содержание
Типы контроля |
Рыночный |
По выходу |
Бюрократический |
Со стороны коллектива |
Контролируемые характеристики |
Цена акций Возврат инвестиций Трансфертные цены |
Дивизиональные результаты Функциональные результаты Индивидуальные результаты |
Правила и процедуры Бюджеты Стандартизация |
Нормы Результаты Социальная ответственность |
Рыночный контроль наиболее объективен, так как он производится на основе системы цен и позволяет оценить поведение фирмы, достаточно объективны и используемые показатели. Рыночная цена акций определяется в результате конкуренции и все ее колебания дают менеджерам представление об их деятельности в виде обратной связи. Скорость возврата инвестиций измеряет отдачу инвестиционного капитала и является другой формой рыночного контроля. На корпоративном уровне такая оценка может показать результаты деятельности компании относительно других фирм, на дивизиональном уровне это дает относительную оценку работы отделений фирмы, что важно для диверсификации.Трансфертные цены показывают экономические взаимоотношения между отделениями. Они могут устанавливаться двумя способами: на основе рыночных цен и на основе себестоимости, поэтому имеются определенные проблемы их использования в качестве показателя.
На дивизиональном уровне успех рыночного контроля зависит от способности менеджеров корпоративного и дивизионального уровня достичь равнозначных решений по ценовым ресурсам, что очень важно для главного офиса компании со многими отделениями.
Рыночный контроль – основа планирования портфеля, так как сравнение скоростей возврата инвестиций (ROI) – принципиальный путь оценки компанией деятельности своих отделений.
Контроль по выходу является следующей объективной формой контроля, который используется в отсутствие других объективных методов. При этом компания должна оценивать или прогнозировать достижение соответствующих целей по различным отделениям, функциям или подразделениям.
На дивизиональном уровне оцениваются объемы продаж, производительность, рост и контролируемая доля рынка. Эти показатели меняются в процессе деятельности отделений и отражают поведение их менеджеров.
На функциональном уровне также оценивается степень достижения соответствующих целей. Функциональные результаты могут быть использованы для разработки компанией отличительных преимуществ, они одновременно – мощные методы контроля поведения персонала.
Контроль по индивидуальным результатам обычен на всех уровнях – высшие менеджеры, сбытовики, производственники и т.д. Однако когда есть затруднения в оценке деятельности, очень трудно оценить индивидуальную отдачу.Несоответствующее использование контроля по выходу может привести к отрицательным последствиям на всех уровнях организации.
Бюджеты – это собрание правил распределения ресурсов. Они определяются структурой организации и устанавливают определенные ограничения. Особое внимание должно быть уделено тому, чтобы при их выполнении не было конфликтов между отделениями и функциональными органами.
Стандартизация – очень важный способ контроля поведения. Стандартизации могут быть подвергнуты входы, процессы и выходы. Входы контролируются с тем, чтобы обеспечить на них высокое качество человеческих или физических ресурсов. Процесс стандартизируется с целью программирования деятельности и обеспечения минимальных издержек и высокого качества. Организационные выходы стандартизируются по специфическим критериям конечной продукции, по качеству и сервисному обслуживанию. При стандартизации своей деятельности компания создает эффективную систему наблюдения за своим функционированием.
Менеджер должен отслеживать использование бюрократического контроля, чтобы убедиться в его соответствии. Следует иметь в виду, что этот вид контроля достаточно дорогой, во всяком случае, дороже рыночного.
Когда ни выходы, ни поведение не могут отслеживаться или оцениваться, организация должна найти другие формы контроля. Контроль со стороны коллектива наиболее полезен. Он основывается на создании внутренней системы результатов фирмы. Эта форма контроля, когда работники сами устанавливают нормы и результаты своего поведения. Такой контроль полезен в соединении со стандартизацией входов.
В большой организации различные отделения или продуктовые линии могут иметь различные культуры, и такая ситуация подрывает связи между ними. Контроль со стороны коллектива неудобен, когда компания быстро растет или меняется, т.к. нет времени для учета этих организационных изменений.
На практике различные типы контроля используются компанией одновременно и очень важно их правильное сочетание[6,с.217-219].
Система контроля не может функционировать изолированно, она прежде всего направлена на выполнение конкретныхфункций управления (планирование, производство, маркетинговая деятельность) и должна предусматривать интеграцию всехвидов контроля[4,c.315].