Методика управления инновациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

В современной экономической и социологической литературе укоренилось мнение, что в настоящее время в конкурентной борьбе соперничество идет не за обладание ресурсами, материальными ценностями, а за способность к нововведениям.
В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………....……………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы сущности и понятие инновации……………..5
1.1. Понятие и классификация инноваций………………………………..….….5
1.2. Основные функции инноваций……………………………………….……10
Глава 2. Управление инновациями на производстве………………..…...……11
2.1. Организация процесса управления инновациями…………………..……11
2.2. Разработка программы управления инновациями………………..………13
2.3. Рекомендации по повышению эффективности производства через инновации……………………………………………………………….………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..…………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая методика управления инновациями.doc

— 522.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………....……………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы сущности и понятие  инновации……………..5

1.1. Понятие и классификация инноваций………………………………..….….5

1.2. Основные функции инноваций……………………………………….……10

Глава 2. Управление инновациями на производстве………………..…...……11

 2.1. Организация процесса управления инновациями…………………..……11

2.2. Разработка программы управления инновациями………………..………13

2.3. Рекомендации по повышению эффективности производства через инновации……………………………………………………………….………..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..…………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современной экономической и социологической литературе укоренилось мнение, что в настоящее время в конкурентной борьбе соперничество идет не за обладание ресурсами, материальными ценностями, а за способность к нововведениям.

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Инновация (нововведение) - это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Американский социолог и экономист П. Друкер считает, что нововведение - это скорее экономическое и социальное понятие, чем техническое, так как даже в случае технико-технологических изменений изменяются ценность и потребительские качества, извлекаемые потребителем из ресурсов.

Управление инновациями включает в себя: ситуационный анализ и прогноз влияния всего диапазона производственных и предпринимательских факторов успеха, как внешних (продукты, рынки, поставщики, патенты и лицензии) так и внутренних (новые технологии, финансирование, сотрудники, технический уровень); потенциал сферы исследования и разработок; систему управления; её организационные формы; этику и культуру предпринимательства.

Объектом исследования является инновации.

Предметом исследования методы управления инновациями.

Цель исследования - изучить методику управления инновациями на производстве.

Для реализации цели были поставлены и решены следующие задачи:

1. Провести теоретический обзор понятия, классификации и функций инноваций.

2. Всесторонне изучить методику управления инновациями на производстве.

3. Проанализировать рекомендации по повышению эффективности производства через инновации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Теоретические основы сущности и понятия инноваций

 

    1. Понятие и классификация инноваций

 

Под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия "новшество", "нововведение", "инновация" нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание "нововведение" в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом [3].

Понятие "инновации" как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

  • использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
  • внедрение продукции с новыми свойствами;
  • использование нового сырья;
  • изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  • появление новых рынков сбыта [12].

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам '.

Девиз инновации - "новое и иное" - характеризует многоликость этого понятия. Так, инновация в сфере услуг - это новшество в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении работников. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях. Примерами здесь могут служить появление застежек типа "молния", шариковых авторучек, баллончиков с аэрозолями, колец-открывалок на банках с прохладительными напитками и многое другое [7].

Инновация не обязательно должна быть технической и вообще чем-то вещественным. Мало технических инноваций могут соперничать в своем влиянии с такой идеей, как продажа в рассрочку. Использование этой идеи буквально преображает экономику. Инновация - это новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей.

Таким образом, непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей [3].

Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации - конечный результат.

Свойства инноваций:

1) инновации должны обладать  новизной;

2) инновации должны удовлетворять рыночному спросу;

3) инновации должны приносить  прибыль производителю.

На практике понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть различия:

- новшество - это новый  порядок, новый метод, изобретение;

- нововведение - означает, что  новшество используется;

- инновация - это нововведение с момента принятия к  распространению [10].

Классификация инноваций

Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учётом этого строится классификация инноваций:

1) в зависимости от  технологических параметров инновации  подразделяются:

- на продуктовые - это  применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, получение принципиально новых продуктов;

- процессные - это новые технологии, новые методы организации производства, создание новых организационных структур в составе предприятия.

2) по новизне:

- новые для отрасли  в мире;

- новые для отрасли  в стране;

- новые для предприятия.

3) по типу новшества:

- материально-технические и социальные;

- экономические и организационно-управленческие;

- правовые и педагогические [13].

4) по механизму осуществления:

- единичные;

- диффузионные;

- завершённые и незавершенные;

- успешные и неуспешные;

- улучшающие условия труда;

- повышающие качество  продукции.

5) по месту на предприятии:

- инновации на входе;

- инновации на выходе;

- инновации системной  структуры предприятия;

6) по инновационному потенциалу:

- радикальные (базовые);

- комбинированные;

- модификацонные [20].

 7) по сфере деятельности:

- технологические;

- производственные;

- экономические;

- торговые;

- социальные;

- в области управления.

8) в зависимости от  степени использования научных  знаний:

- основанные на фундаментальных  научных знаниях, результаты которых  находят применение в различных  сферах;

- основанные на фундаментальных  научных знаниях, результаты которых  находят широкое применение в  различных сферах общественной деятельности;

- основанные на научных  исследованиях с ограниченной областью применения (например, измерительные приборы для химического производства) [11];

- разработанные с использованием  уже существующих технических знаний с ограниченной сферой применения ;

- основанные на комбинации  различных типов знаний;

- на использовании одного  продукта в различных областях;

- на побочных результатах крупных программ;

- на уже известной технологии.

9) по отношению к предыдущему  состоянию процесса:

- заменяющие;

- отменяющие;

- открывающие;

- ретро инновации.

10) по источнику планирования:

- центральные;

- локальные;

- спонтанные.

11) по объёму:

- точечные;

- системные;

- стратегические [4].

12) по результативности:

- внедрённые и полностью  используемые;

- внедрённые и слабо  используемые;

- не внедренные.

13) по назначению, направленные:

- на эффективность реализации;

эффективность производства;

- улучшение условий труда;

- повышение качества продукции [19].

 

2.1  Понятие инновационной деятельности в туризме

 

Инновационная деятельность – комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к инновациям. Деятельность является инновационной, если в нее приносятся новые знания, технологии, приемы, подходы для получения результата, который широко востребован в обществе. Инновационную деятельность предприятия можно определить как совместную работу всех работников, направленную на создание и внедрение новшества. Инновационная деятельность носит системный характер, систему образуют общество и субъекты инновационной деятельности [1].

Основные направления инновационной деятельности в сфере туризма и гостеприимства:

- выпуск новых видов туристского  продукта, ресторанного продукта, гостиничных  услуг и т.д.;

- использование новой техники  и технологии в производстве  традиционных продуктов;

- использование новых туристских  ресурсов, ранее не использовавшихся. Уникальный пример – путешествия туристов на космических кораблях;

- изменения в организации производства  и потребления традиционного  туристского, ресторанного продукта, гостиничных услуг и т.д.; новый  маркетинг, новый менеджмент;

- выявление и использование новых рынков сбыта продукции (гостиничные и ресторанные цепи).

Основу инновационной деятельности во всех секторах экономики составляет реализация достижений научно-технического прогресса. Сказанное в полной мере относится и к сфере социально-культурного сервиса и туризма [4].

Научно-техническая революция не только стала материальной основой формирования массового туризма. Она оказала огромное влияние на инновационную деятельность в социально-культурный сервис и туризм через высокие технологии, к числу которых относятся новые материалы, микропроцессорная техника, средства информации и связи, биотехнологии.

Появление полимерных, композитных и других новых материалов привело к появлению новых видов одежды и обуви, нового спортивного и иного снаряжения, новой тары и упаковки и т.д. Новые материалы стали материальной основой экстремального туризма, способствовали развитию водного, горного и ряда других видов туризма.

Появление современных средств информации и связи оказало глубокое влияние на общественное производство и быт людей. Современную туристскую деятельность и работу туристских фирм нельзя представить без Internet. Современная аудио-видео-техника существенно изменила технологию менеджмента. Управление переводится в режим реального времени и т.д.

Таким образом, инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание нового или изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности [21].

 

 

 

 

 

 

    1. Основные функции инноваций

 

Инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). Исходя из этого, можно сказать, что инновация выполняет следующие три функции:

  • воспроизводственную;
  • инвестиционную;
  • стимулирующую

Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Денежная выручка, полученная от продажи инновации на рынке, создает предпринимательскую прибыль, которая выступает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности инновационного процесса и может направляться на расширение объемов производственно-торговой, инвестиционной, инновационной и финансовой деятельности, что и составляет содержание воспроизводственной функции инновации.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала [19]. Этот капитал может направляться на финансирование как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций, что и составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Информация о работе Методика управления инновациями