Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:36, курсовая работа
Цель работы: определение социально-экономических и психологических основ мотивации персонала как фактора развития организации и выявление зависимости повышения экономической и кадровой привлекательности предприятия и мотивации его сотрудников, а также сравнение современных мотиваций с мотивациями в советский период.
Введение 3
1. Сущность системы мотивации труда: понятие, структура, процесс и факторы. 5
1.1 Основные подходы к мотивации трудовой деятельности. 7
1.2.Потребности и их классификация 10
1.3 Виды мотивов к труду 12
2. Стимулирование труда 16
2.1 Принципы стимулирования 16
2.2 Виды стимулирования 17
2.2 Стимулирование труда в советский период 27
3. Системы мотивации труда персонала в советский период 30
3.1 Модель организации труда Гастева 31
3.2 Конструктивизм Н. Витке 33
3.3 Методология Ф. Дунаевского 35
3.4 Практика внедрения: сравнение систем 37
3.5 Роль профсоюзов в управлении персоналом на предприятиях 40
Заключение 42
Список используемой литературы: 44
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный горный университет»
(ФГБОУ ВПО «УГГУ»)
Курсовая работа
по дисциплине: «Мотивация трудовой деятельности»
на тему:
«Мотивация труда персонала в советский период»
Выполнила:
Преподаватель:
Зотеева Н.В.
Екатеринбург, 2013
Содержание
Введение 3
1.
Сущность системы мотивации
1.1 Основные подходы к мотивации трудовой деятельности. 7
1.2.Потребности и их классификация 10
1.3 Виды мотивов к труду 12
2. Стимулирование труда 16
2.1 Принципы стимулирования 16
2.2 Виды стимулирования 17
2.2
Стимулирование труда в
3.
Системы мотивации труда
3.1
Модель организации труда
3.2 Конструктивизм Н. Витке 33
3.3 Методология Ф. Дунаевского 35
3.4 Практика внедрения: сравнение систем 37
3.5 Роль профсоюзов в управлении персоналом на предприятиях 40
Заключение 42
Список используемой литературы: 44
Введение
Актуальность темы. Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.
Актуальность исследования мотивационной сферы обусловлена все возрастающим интересом к психологии личности, а мотивационная сфера, безусловно, является ее ядром. Усложнение деятельности людей, их поступков, изменяющаяся социальная обстановка делают изучение мотивации поведения человека актуальной проблемой психологии.
Для человека важны как деньги, так и признание его заслуг окружающими людьми, уважение и самоуважение, т.е., то, что за деньги не купишь. Идея этой системы стара, как мир — не хлебом единым жив человек.
Но в зависимости
от исторических условий изменяются
значение, методы и соотношение в
применении как материальных, так
и нематериальных факторов при мотивации
и поощрении сотрудников.
«Социализм в СССР строился в значительной
степени на энтузиазме, на нематериальных
факторах мотивации.
В недавние времена
этому направлению уделялось
огромное внимание. Можно сказать, социализм
в СССР строился в значительной степени
на энтузиазме, на нематериальных факторах
мотивации. Сколько одних кандидатов
и докторов наук было подготовлено
в сфере социалистического
Кстати, не все из социалистического прошлого пропало, многое успешно переосмыслено и применяется за рубежом, а потом мы эти «новинки» к себе заносим и продолжаем удивляться творческому гению западного человека.
Труд является
залогом прогресса
Но эффективность труда в различные периоды времени и соответственно в разных экономических формациях была разная. На эффективность труда влияет множество факторов, одним из которых является фактор стимула рабочего к труду.
Что стимулирует людей к работе и в чем отличие стимулов работника в СССР и в современной России? По сути, такое сравнение аналогично сравнению стимулов в капиталистической и социалистической экономике. В современных условиях такой анализ становится актуальным еще и потому, что во многих странах Европы и Северной Америке сталкиваются со схожими проблемами, что и в СССР сегодня, только они носят отличный характер. Если в СССР некоторые люди работали неэффективно, то в этих странах некоторые не работают вообще, а предпочитают жить на получаемое от государства пособие по безработице и даже не собираются устраиваться на работу.
Безусловно, основным стимулом для классического работника в рыночной экономике, как например рабочего на фабрике, является личная материальная заинтересованность, то есть деньги. И трудно не согласиться с тем, что мотивировать таким образом людей эффективнее, чем принуждать их плетками, как в рабовладельческом строе или при феодализме, ведь теперь не достаточно отработать какую-то норму, нужно работать столько сколько можешь. Чем больше ты работаешь, тем больше денег зарабатываешь. Кроме того, необходимо работать так, чтобы на твое место не взяли кого-то другого, кто работает лучше, что тоже немаловажно. Ведь если человек остается без работы, то, зачастую, теряет и жилище и автомобиль и многое другое, так как это все куплено в кредит. Ко всему этому, он получит штрафы за невыплату процентов по кредиту, что в современных реалиях очень актуально. То есть сегодня, человек не может не думать о завтрашнем дне и о куске хлеба, ведь с потерей работы этого ему никто не обеспечит. А возможность потери работы и будущие нерадужные перспективы очень сильно мотивируют работника.
Ситуация с мотивацией в Советском Союзе отличалась от рыночной, причем она была различной в разные периоды развития и существования Советского Союза. В период индустриализации среди рабочих зачастую можно было встретить энтузиазм, люди считали, что их труд направлен не cтолько на получение заработной платы, которая имела место, сколько на благо всей страны. Эти люди не разделяли себя с государством и пытались всеми силами поднять страну. Были и элементы принудительного труда, как например исправительно-трудовые лагеря и поселения, но принудительный труд я затрагивать не буду, так как стимулы здесь схожи с феодальными, но подробнее нужно остановиться на свободном труде. Что же толкало людей к работе в начале существования СССР, и почему труд перестал быть эффективным к концу ? Эти и другие вопросы связанные с мотивацией труда персонала в советский период я раскрою в данной курсовой работе.
Цель работы: определение социально-экономических и психологических основ мотивации персонала как фактора развития организации и выявление зависимости повышения экономической и кадровой привлекательности предприятия и мотивации его сотрудников, а также сравнение современных мотиваций с мотивациями в советский период.
Предмет исследования: психолого-социальные основы мотивации персонала в советский период и эффективность персонализации подходов при выборе мотивации для сотрудников, а также сравнение современных мотиваций с мотивациями в советский период.
1. Сущность системы мотивации
труда: понятие, структура,
Мотивация – это процесс создания системы условий или мотивов (motif – фр. побудительная причина, повод к тому или иному действию), оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей.
Мотивы могут быть внутренними и внешними. Внутренняя мотивация определяется содержанием и значимостью работы. Внешняя мотивация ьывает трех видов:
- административная
(выполнение работы по команде,
- экономическая
(осуществляется через
- статусная
(основана на изменении
Мотивы, формирующиеся у человека под воздействием множества внешних и внутренних, субъективных и объективных факторов, "включаются" под влиянием стимулов (stimulus – латинский, заостренная палка, которой в древнем Риме погоняли животных). В качестве стимулов могут выступать материальные предметы, действия других людей, предоставляющиеся возможности, надежды и пр.
По содержанию стимулы могут быть экономическими и неэкономическими. В свою очередь последние делятся на организационные и моральные. Однако четкой грани между ними не существует; на практике они тесно переплетены, обусловливают друг друга, а зачастую взаимопереходящии, так что их просто невозможно разделить. Например, повышение в должности и связанное с ним денежное вознаграждение дают возможность приобретения не только каких-то дополнительных материальных благ, но известности, уважения, почета.
Ориентация
на фактическую структуру
Концепция стимулирования основывается на том, что любые действия подчиненного должны иметь для него положительные, отрицательные или нейтральные последствия, в зависимости от того, как он выполняет, порученную работу. Стремясь избежать отрицательных последствий, наступающих при отклонении от заданных параметров, устраивающих организацию, или заслужить поощрение, он сохраняет стабильность поведения или изменяет его в требуемую сторону.
Соотношение
различных мотивов, обусловливающих
поведение людей, образует его мотивационную
структуру, являющуюся достаточно стабильной,
хотя и поддающейся
Мотивационный процесс.
Мотивация, рассматриваемая
как процесс, теоретически может
быть представлена в виде шести следующих
одна за другой стадий. Естественно, такое
рассмотрение процесса носит достаточно
условный характер, так как в реальной
жизни нет столь четкого
Первая стадия – возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает "требовать" от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными. Условно их можно разбить на три группы: физиологические, психологические, социальные.
Вторая стадия – поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.
Третья стадия – определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:
- что я должен получить, чтобы устранить потребность;
- что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;
- в какой мере я могу добиться того, что желаю;
- насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.
Четвертая стадия
– осуществление действия. На этой
стадии человек затрачивает усилия
для того, чтобы осуществить действия,
которые, в конечном счете, должны предоставить
ему возможность получения
Пятая стадия – получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.
Шестая стадия
– устранение потребности. В зависимости
от степени снятия напряжения, вызываемого
потребностью, а также от того, вызывает
устранение потребности ослабление
или усиление мотивации к деятельности,
человек либо прекращает деятельность
до возникновения новой
Знание логики
процесса мотивации не дает существенных
преимуществ в управлении этим процессом.
Можно указать на несколько факторов,
которые усложняют и делают неясным
процесс практического
Следующим важным
фактором является изменчивость мотивационного
процесса. Характер мотивационного процесса
зависит от того, какие потребности
инициируют его. Однако сами потребности
находятся между собой в
Информация о работе Мотивация труда персонала в советский период