Неформальные политические коммуникации в избирательных кампаниях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть особенности применения неформальных политических коммуникаций в избирательных кампаниях.
Для реализации цели поставлен ряд задач:
Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению неформальных коммуникаций.
Изучить основные виды неформальных коммуникаций.
Выявить особенности применения неформальных коммуникаций в политике США.
Рассмотреть примеры использования неформальных коммуникаций на выборах в странах Европы.
Выявить особенности применения политических карикатур в российских избирательных кампаниях.
Рассмотреть примеры использования частушек и анекдотов в предвыборных кампаниях России.

Содержание

Введение 3
Глава 1
Теоретико-методологические основы изучения неформальных коммуникаций 7
1.1 Основные теоретические подходы к изучению неформальных коммуникаций 7
1.2 Виды неформальных коммуникаций 12
Глава 2
Коммуникативный базис избирательных кампаний в зарубежных странах 19
2.1 Применение неформальных коммуникаций в политике США 19
2.2 Использование неформальных коммуникаций на выборах в странах Европы 22
Глава 3
Использование юмора в российских избирательных кампаниях 26
3.1 Применение политических карикатур в электоральной практике России 26
3.2 Использование частушек и анекдотов в предвыборных кампаниях 30
Заключение 34
Список литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 88.76 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тульский  государственный университет

Кафедра социологии и политологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа 

по  дисциплине «Политический менеджмент»

на  тему:

«Неформальные политические коммуникации в избирательных кампаниях»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент гр. 820161 Мухина М. И.

Научный руководитель: канд. полит. наук, доц. Шумилова О. Е.

 

 

 

 

 

 

Тула 2009

Содержание

 

Введение 3

Глава 1

Теоретико-методологические основы изучения неформальных коммуникаций 7

1.1 Основные теоретические подходы к изучению неформальных коммуникаций 7

1.2 Виды неформальных коммуникаций 12

Глава 2

Коммуникативный базис избирательных кампаний в зарубежных странах 19

2.1 Применение неформальных коммуникаций в  политике США 19

2.2 Использование неформальных коммуникаций на выборах   в  странах Европы 22

Глава 3

Использование юмора в российских избирательных кампаниях 26

3.1 Применение политических карикатур в электоральной практике России 26

3.2 Использование частушек и анекдотов в предвыборных кампаниях 30

Заключение 34

Список литературы 35

 

 

Введение

В настоящее время в период широкого применения массовых коммуникаций в избирательных кампаниях наблюдается значительное снижение эффективности их формализованных форм, таких как стандартная теле- и радиореклама, реклама в прессе и др. Подобная ситуация связана, с одной стороны, со стремительным развитием традиционной политической рекламы, а с другой стороны, с эволюцией индивида как такового.

Выраженная усталость от навязчивой рекламы в период электорального цикла приводит к тому, что граждане начинают активно защищаться от избыточного информационного потока. При этом традиционная политическая реклама все чаще начинает восприниматься в роли некоторого раздражителя, заслоняющего собой присущие ей информационную и коммуникативную функции. Одновременно с этим формируется и массовое недоверие к  рекламной информации, в условиях высокой конкуренции стремящейся «продвинуть» своего лидера или партию во что бы то не стало. Результатом становится тот факт, что индивид, окруженный глобальным информационным потоком, сознательно отказывается воспринимать рекламные обращения политических деятелей в период избирательных кампаний, по-прежнему нуждаясь в дополнительной информации.

На этом фоне особый интерес начинают представлять неформальные политические коммуникации. В настоящее время  проблема использования такого вида коммуникаций является особенно актуальной, так как в связи с некоторым снижением эффективности традиционных форм передачи информации, только выявление особенностей эффективного применения неформальных политических коммуникаций в избирательных кампаниях может способствовать победе.

Проблемам, связанным с развитием  и функционированием неформальных коммуникаций посвящен целый ряд  фундаментальных и прикладных трудов отечественных и зарубежных авторов. Среди них можно назвать Бутину А. В., Дмитриева А. В., Латынова В. В., Хлопьева А. Т., Щенникову О. Н. и других. Проблемами использования политических юмора в избирательных кампаниях занимались такие авторы, как Бутенко И. А., Дмитриев А. В., Докучаев И. М., Кошелюк М. Е., Разуваев В. В. и другие. Существует ряд работ, посвященных использованию политических частушек и анекдотов в избирательных кампаниях, в частности работы Архиповой А. С., Сатина С., Суханова М. А., Успенского М., Солли М. и других1.

Объект: неформальные политические коммуникации.

Предмет: использование неформальных политических коммуникаций в избирательных кампаниях.

Цель: рассмотреть особенности применения неформальных политических коммуникаций в избирательных кампаниях.

Для реализации цели поставлен ряд задач:

  1. Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению неформальных коммуникаций.
  2. Изучить основные виды неформальных коммуникаций.
  3. Выявить особенности применения неформальных коммуникаций в политике США.
  4. Рассмотреть примеры использования неформальных коммуникаций на выборах в странах Европы.
  5. Выявить особенности применения политических карикатур в российских избирательных кампаниях.
  6. Рассмотреть примеры использования частушек и анекдотов в предвыборных кампаниях России.

В рамках данной работы используются следующие подходы:

  1. Структурно-функциональный, предложенный Т. Парсонсом и Р. Мертоном, который изучает функциональные зависимости элементов политической системы. В данной работе этот подход помогает рассмотреть насколько использование неформальных коммуникаций в избирательных кампаниях соответствует потребностям населения.
  2. Системный, предложенный Д. Истоном, который изучает политическую сферу общества как определенную целостность, состоящую из совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и внешней средой. С помощью данного подходы мы можем проследить реализацию механизма обратной связи между неформальными коммуникациями и населением.
  3. Психологический подход, разработанный З. Фрейдом, который ставит в центр бессознательные психологические процессы и мотивации, влияющие на политическое поведение граждан. В рамках работы данный подход помогает изучить эмоционально-чувственную детерминацию политических действий гражданина.
  4. Бихевиоральный подход, разработанный Г. Лассуэллом2 и Ч. Мерриамом, в центре внимания которого политическое действие, преобразование информации в волю, а также рассмотрение  политики как вида социального поведения, связанного с участием во власти и процессами осуществления власти. В данной работе этот подход помогает рассмотреть политическое поведение отдельного индивида, его отношение к неформальным коммуникациям, а также их влияние на сознание граждан.

 

 

 

Гипотезы:

  1. Описательная: в ходе электорального цикла неформальные политические коммуникации выступают в качестве дополнительного источника информации.
  2. Объяснительная: увеличение роли неформальных коммуникаций происходит в связи с тем, что традиционная массовая реклама все чаще начинает восприниматься в роли некоторого раздражителя.
  3. Прогностическая: при эффективном использовании неформальных политических коммуникаций в избирательных кампаниях увеличится вероятность положительного результата.

 

Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, в каждой из которых по два параграфа, заключения и списка литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Теоретико-методологические основы изучения неформальных коммуникаций

    1.  Основные теоретические подходы к изучению неформальных коммуникаций

Понятие коммуникация имеет множество различных определений, но в широком смысле под коммуникацией  понимаются и система, в которой  осуществляется взаимодействие, и процесс  взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию3.

Коммуникация возникает там, где  есть информация, исходящая из какого-либо источника, определенная форма или  способ ее передачи, а также получатель, интерпретирующий данную информацию.

Коммуникация предполагает активность, с одной стороны, коммуникатора, заинтересованного в передаче определенной информации и предпринимающего для  этого определенные усилия, а с  другой - реципиента, затрачивающего психическую  энергию на расшифровку информации.

Основная функция  коммуникации в обществе – социализация посредством передачи информации. Этот процесс, несомненно, в качестве результата информационного воздействия предполагает изменение самого объекта и его  поведения. Однако субъект коммуникации может ставить, но может и не ставить  задачу по изменению поведения объекта. Целью субъекта может быть. Например, информирование объекта. Коммуникация включает в себя и ту, и другую модель целеполагающей деятельности субъекта.

В теории массовой коммуникации выделилось два основных направления:

1. Человеко-ориентированный подход, который поддерживал модель минимального эффекта. Суть этого подхода в том, что люди скорее приспосабливают средства массовой коммуникации к своим нуждам и потребностям. Сторонники человеко-ориентированного подхода исходят из того, что люди выборочно воспринимают поступающую информацию. Они     выбирают ту часть информации, которая совпадает с их мнением, и отвергают ту, которая в это мнение не укладывается.

2. Медиа-ориентированный подход. Этот подход основывается на том, что человек подчиняется действию  массовой коммуникации. Они воздействуют на него как наркотик, которому невозможно сопротивляться. Наиболее видным представителем данного подхода является Герберт Маршал      Маклюэн. Он первым обратил внимание на роль массовой коммуникации в формирования сознания независимо от содержания сообщения.

Соответственно вышеназванным подходам к пониманию сущности массовой коммуникации возникли и её теории. Необходимо упомянуть о некоторых из них:

  1. Теория пропаганды, где массовые коммуникации рассматриваются как средства манипулирования общественным сознанием.
  2. Теория магической пули, согласно которой эффект воздействия СМИ на сознание средних людей аналогичен пуле. Сообщение проникает в мозг и трансформирует мысли и эмоции человека.
  3. Теория научной пропаганды Г. Лассуэлла. Власть пропаганды, по его мнению, связана не столько с содержанием сообщений, сколько с внутренним беспокойством людей. Если жизнь становится нестабильной, тревожной, то в этих условиях могут сработать даже грубые формы пропаганды4.
  4. Теория двухступенчатого распространения информации утверждает, что на людей и их мнения влияют главным образом лидеры мнений - люди, обладающие авторитетом в тех или иных вопросах.
  5. Теория зависимости доказывает, что массовые коммуникации зависят от удовлетворения потребностей и интересов людей и, чем лучше они это делают, тем сильнее влияют на них, чем больше у людей потребность в информации, тем выше вероятность эффективности массовой коммуникации, с точки зрения их влияния на аудиторию.
  6. Теория усиления отводит массовым коммуникациям роль усилителя существующих позиций и поведения, но не их изменения. Причем влияние СМК осуществляется не прямо, а через социальный статус, группу, образование, ценностные установки.

На сегодняшний  день выделяют два вида каналов массовых коммуникаций – формальный и неформальный.

Формальные коммуникации - систематическое распространение информации через печать, радио, телевидение, кино, звуко- и видеозапись с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Но в информационном поле политики наряду с формализованными, институализированными каналами массовой коммуникации особое место занимают неформальные каналы коммуникации5.

Под неформальными коммуникациями понимается внешне не направляемые, не управляемые и неконтролируемые коммуникации между отдельными людьми и группами, возникающие и развивающиеся как бы стихийно, самостоятельно.

Стоит отметить, что в последние десятилетия выяснилось, что говорить об абсолютной стихийности неформальной коммуникации не приходится, более того, она оказалась во многом управляемой и направляемой, ее можно довольно эффективно использовать для воздействия на массовое сознание и поведение при проведении различных политических кампаний.

И все же неформальные коммуникации отличаются от институализированной, прежде всего тем, что они не поддается жесткому контролю, а также сложно предсказать результат их влияния на общество. Считается, что именно неформальные коммуникационные процессы являются наиболее эффективными каналами воздействия на сознание граждан. Хотя работа с ними наиболее сложна, требует максимальных усилий и времени, она оказывается наиболее результативной.

Специфика неформальных коммуникаций определяется иным характером связи  между производителем информации и её потребителем. Если традиционные формы устанавливают связь «производитель — потребитель» посредством выбора того или иного медиа-канала, то в условиях неформальных коммуникаций индивид сам активно участвует не только в формировании обратной реакции, но и в распространении информации.

Можно выделить следующие основные достоинства этой формы коммуникаций:

    • отсутствие прерывающего характера коммуникационного процесса;
    • индивидуальность обращения и доступный для понимания характер;
    • высокая интерактивность процессов обмена информацией в неформальном канале;
    • невысокая стоимость.

В принципе неформальные коммуникации можно условно разделить на два основных типа: межличностного и неличностного характера6. Рассмотрим их более подробно.

Неформальные коммуникации межличностного характера представляют собой общение неформального характера между индивидами на темы, близкие к государству, или обсуждение потребностей, которые оно в принципе может удовлетворить. Несмотря на обыденность этого процесса, влияние его поистине огромно, несмотря на выраженный субъективный характер. Причина этому — личностные характеристики самого источника информации, его статус в сознании потенциального потребителя, распространяющий своеобразный гало-эффект на получаемую информацию. Такие коммуникации осуществляются как в процессе прямого контакта (разговор), так и в опосредованной форме (телефонный разговор, переписка, общение на Интернет-форумах).

Информация о работе Неформальные политические коммуникации в избирательных кампаниях