Общая характеристика менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 08:43, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность обучения менеджменту объясняется объективными признаками современного производства: постоянное изменение производственных ситуаций, усложнение производственных проблем, рост затрат на персонал, расширение кооперации, повышение скорости финансовых потоков, рост рыночной конкуренции. Каждый менеджер должен постоянно уточнять свои личные и организационные ценности, эффективно управлять собой, поддерживать собственное развитие.
Напутствием для изучения менеджмента могут стать слова великого экономиста Джона Мейнарда Кейнса, которые он сформулировал для характеристики экономики, но они в полной мере относятся к менеджменту:

Содержание

Введение………………………………………………………………….стр.3
Глава 1. Организация и менеджмент…………………………………..стр.6
Глава 2. Позиция управления внутри организации…………………..стр.10
Глава 3. Менеджмент и внешнее окружение организации…………...стр.18
Глава 4. Процесс управления организацией………………………….стр.22
Глава 5. Общая характеристика стратегического управления
5.1. Сущность стратегического управления…………………..стр.24
5.2. Система стратегического управления……………………..стр.28
Глава 6. Менеджер……………………………………………………..стр.32
Заключение …………………………………………………………….стр.35
Список литературы…………………………………………………….стр.36

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент в здравоохран(лето).doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)
 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО  АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

И СОЦИАЛЬНОМУ  РАЗВИТИЮ

(ГОУ  ВГПО НГМУ Росздрава) 
 
 

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА  
 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ 

По  дисциплине «МЕНЕДЖМЕНТ  В ЗДРАВООХРАНЕНИИ» 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА 

Тема: Общая  характеристика менеджмента 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент:

Москалева Тамара Андреевна

Курс 2 , № зачетной книжки 10100551

                                            Заочное образование (на базе высшего образования) 
 
 
 
 

 Проверил:

             Жаворонков Е.П._______________________

Дата ____________________

Оценка __________________ 
 

НОВОСИБИРСК 2012г. 
 

План  работы 

 Введение………………………………………………………………….стр.3

 Глава  1. Организация и менеджмент…………………………………..стр.6

 Глава  2. Позиция управления внутри организации…………………..стр.10

 Глава  3. Менеджмент и внешнее окружение организации…………...стр.18

 Глава  4. Процесс управления организацией………………………….стр.22

 Глава  5. Общая характеристика стратегического управления

           5.1. Сущность стратегического управления…………………..стр.24

           5.2. Система стратегического управления……………………..стр.28

  Глава 6. Менеджер……………………………………………………..стр.32

 Заключение …………………………………………………………….стр.35

 Список  литературы…………………………………………………….стр.36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Менеджмент  исторически возник одновременно с  первым сознательным трудом человека. Необходимость организации последовательности действий, согласования деятельности людей при выполнении общей работы потребовала управленческих решений. Практическая потребность повлекла за собой выработку общих понятий, принципов, рекомендаций. В древнеиндийском трактате Артхашастра (IVIII в. до и. э.) отмечаются первые понятия оценки управленческих действий: верное и неверное, польза и вред и др. В древнеегипетском Поучении Птаххотепы (II в. до н. э.), в частности, выделяется: Если ты начальник, будь спокоен, когда слушаешь ты слова посетителя; не останавливай его прежде, чем он не облегчит свою душу от того, что хотел сказать тебе. Человек, пораженный несчастьем, хочет излить свою душу даже больше, чем добиться благополучного решения своего вопроса. Современный менеджмент это область профессиональной деятельности, одна из базовых дисциплин образования.  
Термин «менеджмент» исключительно труден для понимания. Во-первых, он специфически американского происхождения и едва ли может быть переведен на какой-либо другой язык, включая английский Британских островов. Он обозначает функцию, но также и людей, ее выполняющих, он указывает социальное и должностное положение, но в то же время означает учебную дисциплину и область научного исследования... Именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие. Оно есть его результат. Всюду, где мы вкладывали только экономические факторы производства, особенно капитал, мы не добивались развития. В немногих случаях, когда мы смогли породить энергию менеджмента, мы порождали стремительное развитие. Развитие, иными словами, дело скорее человеческой энергии, чем экономического богатства. Генерирование человеческой энергии и придание ей направления есть задача менеджмента. Так определяет значение менеджмента Реter F. Drucker автор современной концепции менеджмента. По сравнению с понятием менеджмент термины руководитель, организация, мотивация, управление коллективом, управление производством являются частными.  
Термины менеджмент и менеджер быстро вошли в русский язык. В настоящее время имеются базовая учебная дисциплина и профессиональная специальность менеджмент. Менеджерами называют руководителей подразделений в структурах управления организаций.  
В начале века Ф. Тейлор так определил состав качеств идеального человека: ум, образование, специальные или технические знания, физическая ловкость или сила, такт, энергия, решительность, честность, рассудительность и здравый смысл, крепкое здоровье. Для менеджера потребуется также практический опыт.  
Актуальность обучения менеджменту объясняется объективными признаками современного производства: постоянное изменение производственных ситуаций, усложнение производственных проблем, рост затрат на персонал, расширение кооперации, повышение скорости финансовых потоков, рост рыночной конкуренции. Каждый менеджер должен постоянно уточнять свои личные и организационные ценности, эффективно управлять собой, поддерживать собственное развитие.  
Напутствием для изучения менеджмента могут стать слова великого экономиста Джона Мейнарда Кейнса, которые он сформулировал для характеристики экономики, но они в полной мере относятся к менеджменту: На первый взгляд представляется, что изучение экономики не требует специальных способностей особенно высокого порядка. Не является ли экономика, с интеллектуальной точки зрения, очень легким предметом по сравнению с высшими разделами философии или чистой науки? Тем не менее, хороший или даже просто компетентный экономист является редкой птицей. Легкий предмет, в котором очень немногие достигают успеха! Возможно, этот парадокс находит свое объяснение в том, что квалифицированный экономист должен обладать редкой комбинацией талантов. Он должен достигнуть высокого уровня в нескольких различных областях и должен соединить в себе таланты, которые нечасто можно найти вместе. Он должен быть, в определенной степени, математиком, историком, государственным деятелем, философом. Он должен представлять себе частное в терминах общего и улавливать абстрактное и конкретное в одном и том же полете мысли. Он должен изучать настоящее в свете прошлого для объяснения будущего.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Организация и менеджмент 

Исключительно важно с самого начала понимать, что менеджмента

вообще  нет, что не существует такого самостоятельного явления,

как менеджмент. В реальной жизни существуют различные  организации.

Эти организации  обладают различными свойствами. Одно из таких свойств — сохранение цельности организации и установление взаимодействия организации с внешней средой, и считается менеджментом.

Естественно, это свойство реализуется посредством  действий людей. Поэтому менеджмент — это деятельность. Но эта деятельность обязательно включена в качестве составляющей в деятельность организации в целом. Причем менеджмент как свойство организации очень сильно зависит от того, о какой организации идет речь. Это не означает, что менеджмент не может оказывать влияние на характеристики организации. Более того, воздействие на организацию с целью ее развития является одной из ключевых функций менеджмента. Но он не существует в отрыве от организации, он всегда существует в ней. Поэтому и рассмотрение вопросов менеджмента надо начинать с рассуждений о том, что такое организация. Какова ее природа, как она возникает, как устроена и как живет и развивается. Если вы попробуете найти кого-нибудь из вашего окружения, кто не принадлежит ни к одной организации, то убедитесь, что это не так легко сделать. Подавляющее большинство членов общества входят в одну или несколько организаций, являясь их работниками, либо вступают с ними в контакт. Эти организации могут быть производственными, учебными или исследовательскими, государственными или частными, большими или малыми, временными или постоянными. Данный перечень можно продолжать еще очень долго. Важно подчеркнуть, что существуют самые разнообразные организации. Более того,

организации могут меняться, они рождаются и умирают. Так что же такое организация? Можно ли указать на какие-либо общие черты, характерные для всякой организации независимо от того, какого она размера, в какой сфере она функционирует, и какие задачи она решает? Отвлекаясь от отдельных частных аспектов, можно сказать, что основными составляющими любой организации являются люди, входящие в данную организацию, задачи, на решение которых направлена деятельность данной организации, и управление, которое формулирует задачи и приводит в движение потенциал организации для решения этих задач.

Опираясь  на данное понимание основных составляющих организации,

ее можно  определить как систематизированное, сознательное

объединение действий людей, преследующих посредством решения задач,

стоящих перед организацией, достижение определенных целей.

В том  случае, если существуют устоявшиеся  границы организации,

если  определено ее место в обществе, организация принимает форму

общественной  ячейки и выступает в виде социального института. Такими

организациями являются частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и т.п. Если же организация не институциирована, то в данном случае речь идет об организации как процессе. Например, это может быть организация митинга. При таком рассмотрении организации

она скорее выступает как отдельная функция  управления.

Организация возникает и продолжает свое существование  потому,

что она  позволяет отдельным людям решать свои проблемы, достигать

свои  личные цели. Люди дают жизнь организации, они вносят свой

вклад в жизнедеятельность организации. Это могут быть деньги, другие

материальные  ресурсы, знания, энергия, творчество и  т.п. Но они

делают  это потому, что взамен от организации  получают материальные

и нематериальные ресурсы, которые используют для решения своих

личных  задач. Если люди, от которых зависит  существование организации,

теряют  к ней интерес и отходят  от нее, то у организации начинаются

проблемы. И при определенных обстоятельствах  она даже может

прекратить свое существование. Предотвращение таких кризисных

ситуаций, обеспечение должного удовлетворения интересов отдельных

групп людей, от которых зависит существование  организации, является

одной из важнейших задач менеджмента. Именно менеджмент

должен  сформулировать для организации такие задачи, решение которых

позволит  всем вовлеченным в деятельность организации участникам

получить  приемлемую для них выгоду. Это  и зарплата, и дивиденды

и прибыль, и разные другие блага.

Любая организация может быть представлена как открытая система,

встроенная  во внешний мир. На входе организация  получает ресурсы

из внешней  среды, на выходе она отдает ей созданный  в организации

продукт. Поэтому жизнедеятельность организации  состоит из трех

основополагающих  процессов:

• получение сырья или ресурсов из внешнего окружения;

• изготовление продукта;

• передача продукта во внешнюю среду.

Все эти  три процесса являются жизненно важными  для организации.

Если  хотя бы один из процессов прекращается, организация далее

уже не может существовать. Ключевая роль в поддержании баланса между

этими процессами, а также в мобилизации  ресурсов организации

на их осуществление принадлежит менеджменту.

Организация — это живой организм. Она рождается, развивается

и, если этого требуют обстоятельства, умирает. Особенность современного

этапа состоит в том, что темп изменений, происходящих во внешней

среде, существенно возрос. Среда обитания деловых организаций

стала столь динамичной, что применительно  к ней стало использоваться

понятие турбулентной среды. Естественно, выживать в такой

динамично меняющейся среде могут только те организации, которые

сами  меняются не менее высоким темпом. Проведение изменений всегда

являлось  важной функцией менеджмента. В современных  условиях

проведения  изменений, развитие организации становится одной из

важнейших задач менеджмента. При этом в  последнее десятилетие с

появлением  так называемых научающихся организаций  развитие организации для менеджмента из средства решения более важных задач

превращается  в самоцель. То есть развитие организации через научение

становится  одной из главных задач менеджмента.

Так как  менеджмент играет столь важную роль в организации и решает

столь многоплановые задачи, управление организацией не может

Информация о работе Общая характеристика менеджмента