Оптимизация системы управления ОАО "Угольная компания "Северный Кузбасс""

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 11:58, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является разработка рекомендаций по оптимизации системы управления для недавно образованного путем вертикальных и горизонтальных слияний предприятия ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс»». Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
Проанализировать современное состояние системы управления в ОАО «УК «Северный Кузбасс»»;
Выявить основные проблемы существующей системы управления;
Изучить методы менеджмента, предполагающие разрешение данных проблем.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты системы управления персоналом 4
1.1. Классификация структур управления и их основные функции 4
1.2. Принципы проектирования структур управления. 12
1.3. Сущность управления персоналом, основы кадровой политики. 18
1.4. Основные аспекты мотивации сотрудников 29
Глава 2. Анализ системы управления ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс»» 37
2.1. Общая характеристика компании 37
2.1. Анализ системы управления и функций управленческого персонала 39
2.3. Анализ эффективности исполнителей 45
Глава 3 Предложения по совершенствованию системы управления ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс»» 53
3.1. Предложения по оптимизации системы управления 53
3.2. Улучшение системы закрепления сотрудников на рабочих местах. 57
Список использованных источников 62
Приложение 1 65
Приложение 2 67

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!.docx

— 385.14 Кб (Скачать файл)

Реферат

 

Выпускная квалификационная работа содержит 61 страницу, 2 приложения, 14 рисунков, 2 таблицы.

Ключевые слова: менеджмент, системы управления, организационная структура, кадровая политика, мотивация персонала.

Предметом исследования является система  управления предприятием.

Объектом исследования системы управления является ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс»».

Цель работы – разработка рекомендаций по улучшению системы управления данного предприятия.

В процессе работы проводились изучение и систематизация информации по предмету и объекту исследования. Источники  информации представлены в списке использованных источников.

По завершению работы получены следующие результаты:

  • Выявлены проблемы, характерные для данной компании;
  • Были определены наиболее эффективные методы по оптимизации системы управления компанией
  • Были разработаны новые модели фрагментов организационной структуры предприятия. 

Cодержание 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты системы управления персоналом 4

1.1. Классификация структур управления и их основные функции 4

1.2. Принципы проектирования структур управления. 12

1.3. Сущность управления персоналом, основы кадровой политики. 18

1.4. Основные аспекты мотивации сотрудников 29

Глава 2. Анализ системы управления ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс»» 37

2.1. Общая характеристика компании 37

2.1. Анализ системы управления и функций управленческого персонала 39

2.3. Анализ эффективности исполнителей 45

Глава 3 Предложения по совершенствованию системы управления ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс»» 53

3.1. Предложения по оптимизации системы управления 53

3.2. Улучшение системы закрепления сотрудников на рабочих местах.  57

Список использованных источников 62

Приложение 1 65

Приложение 2 67

 

В 

ведение

В условиях современного рынка успех предприятия  зачастую зависит не от того, какими ресурсами оно обладает, а от того, насколько эффективно оно их использует. Относится это не только к материальным и информационным ресурсам, но и  к ресурсам человеческим. Построение организационной структуры, отвечающей целям предприятия, работающей эффективно и оперативно реагирующей на внеплановые  ситуации, и, при этом, задействующая минимально возможное количество кадров – вот задача, стоящая на современном этапе перед менеджментом. В течение последнего века научные методы менеджмента были внедрены и использованы многими компаниями, для многих из них это стало одним из ключевых факторов успеха и завоевания лидерских позиций в своей сфере. В современных условиях постоянно изменяются требования рынка, цели занимающих его компаний, сами компании становятся банкротами, приобретаются другими или же сами поглощают кого-то, да и сами рынки растут и приходят в упадок. Отвечая условиям внешней среды, постоянно должна оптимизироваться и система управления предприятий, для чего необходимо использовать научный подход. Однако, среди российских предприятий по-прежнему распространена ситуация, когда управление остается интуитивным, анахроничным, неэффективным, а некоторые его элементы с точки зрения научного менеджмента могут быть расценены даже как абсурдные.

Целью данной работы является разработка рекомендаций по оптимизации системы управления для недавно образованного путем  вертикальных и горизонтальных слияний  предприятия ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс»». Для этого  необходимо выполнить следующие  задачи:

  • Проанализировать современное состояние системы управления в ОАО «УК «Северный Кузбасс»»;
  • Выявить основные проблемы существующей системы управления;
  • Изучить методы менеджмента, предполагающие разрешение данных проблем.

Объектом  исследования является расположенное  в Кемеровской области ОАО  «Угольная компания «Северный Кузбасс»», входящее в состав ОАО “ArcelorMittal AG” 

Глава 1. Теоретические аспекты системы  управления персоналом

    1. Классификация структур управления и их основные функции

Главнейшей задачей  управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли  для предпринимателя, в соединении с максимальным благосостоянием  для каждого занятого в предприятии  работника.

Слова «максимальная  прибыль» употребляются нами в широком  смысле и означают не только большие  дивиденды для акционерной компании или единоличного собственника предприятия, но и развитие каждой отдельной отрасли  дела до наивысшей ступени совершенства, обеспечивающей постоянный характер реализации этой прибыли.

Точно также «максимальное  благосостояние для каждого занятого в предприятии работника» означает не только более высокое вознаграждение, по сравнению с обычно получаемым людьми его профессии, но, что гораздо  важнее, оно еще означает развитие каждого работника до максимально  доступной ему степени производительности, которая позволила бы ему, говоря обобщено, давать труд самого высокого качества, в пределах его естественных способностей; и далее, оно означает предоставление ему, по возможности, работы именно этого качества.

То, что достижение максимальной прибыли для предпринимателя, в соединении с максимальным благосостоянием  для занятых в его предприятии  работников, должно было бы составлять две главнейших задачи управления предприятием, представляется как будто, настолько  само собой разумеющейся, что даже само упоминание об этом кажется излишним. И все же несомненно, что повсеместно  в промышленном мире значительная часть  организованных предпринимателей, как  равно и организованных рабочих, стоит за войну, а не за мир, и что, пожалуй, большинство с той и  с другой стороны не верит в  возможность так урегулировать  свои взаимоотношения, чтобы интересы обеих сторон стали тождественны. Управление организацией является одним из основных видов всей совокупности управления. Представляет собой способ воздействия на процесс производства, каких - либо благ или услуг с целью его упорядочения на основе объективных законов развития производства.[32]

Управление можно  разделить на управление людьми и  управление деятельностью организации. Управление в организации является взаимоотношением между руководителем  и подчиненным ему персоналом, направленное на достижение результатов  деятельности организации. Управление соединяет все человеческие и  материальные ресурсы с целью  выполнения задач, стоящих перед  организацией.[9]

Таким образом, можно  разделить все поле деятельности управления на две части: на управление деятельностью и управление людьми.

Управление деятельностью, складывается из планирования деятельности, постановки производственных задач, создания системы измерения производственной работы и контроля за выполнением заданий. Управление деятельностью не может быть успешным, если управление людьми осуществляется неправильно.

Управление людьми представляет собой деятельность по руководству  персоналом организации. Эта область  управления непосредственно связана  с работой руководителя. К данному  виду управления относятся: обеспечение  сотрудничества в коллективе, кадровая политика, обучение, информирование, мотивация  персонала и другие составные  части работы руководителя.[35]

Персонал (кадры) является важнейшей частью предприятия и  имеет сложную взаимосвязанную  структуру. Системный анализ позволяет  рассматривать персонал как взаимосвязь  структур, выделенных по различным  признакам 

    • Организационная структура – это состав и соподчинение взаимосвязанных звеньев управления.
    • Функциональная структура отражает разделение управленческих функций между руководством и отдельными подразделениями.
    • Ролевая структура характеризует коллектив по участию в творческом процессе на производстве, коммуникационным и поведенческим ролям.

Штатная структура управления  определяет  состав подразделений и перечень должностей,  размеры должностных окладов. Звено управления – самостоятельная часть организационной структуры на определенной ступени (уровне), состоящая из аппарата управления и производственных подразделений.[6]

Аппарат (орган) управления – коллектив работников управляющей системы, наделенный правами координации деятельности подразделений, имеющих помещение, технические средства, штатное расписание, положение о структурных подразделениях и должностные инструкции.

Структурное подразделение – самостоятельная часть звена управления (отдел, служба, участок), выполняющая определенные задачи управления на основе положения о структурном подразделении. Различают функциональные и производственные подразделения.

Функциональное структурное  подразделение является самостоятельной частью аппарата управления, реализующей задачи определенной функции управления (например, подготовка производства, бухгалтерский учет, экономическое планирование). Конечный результат – управленческие решения.[8]

Производственное структурное  подразделение – это самостоятельная часть звена управления, выполняющая задачи оперативного управления производством и обеспечивающая  выпуск  продукции в материальной форме (жилые дома, готовые конструкции, перевезенные груз, изделия).

В теории управления различают  несколько видов организационных  структур управления, к основным из которых относятся: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная.[11]

Рисунок 1.1. - Фрагмент линейной структуры


Мастер-бригадир


Мастер-бригадир

Мастер

Мастер

Начальник участка

Старший мастер

Старший мастер

Линейная структура реализует принципы единоначалия и централизма (рис.1.1). Предусматривает выполнение одним руководителем всех функций на каждом уровне управления, с полным подчинением ему на правах единоначалия всех нижестоящих подразделений. В свою очередь он подчиняется только одному вышестоящему руководителю.


 

Этот вид структуры  характерен для нижних уровней управления: начальник участка – старший  мастер- мастер.

Функциональная структура основана на разделении между структурными подразделениями (специалистами), с подчинением им всех нижестоящих подразделений (рис. 1.2).

 

Рисунок 1.2. –Фрагмент функциональной структуры


 

Начальник


 участка №1

Начальник

 участка №2

Начальник

участка №3

Директор  предприятия

Заместитель директора по производству

Заместитель директора по экономике

Заместитель директора по коммерции


Она предусматривает подчинение одного работника (подразделения) нескольким вышестоящим руководителям, реализующим  свои функции. Внутренняя структура  подразделений строится, как правило, по линейному принципу. Например, начальник  участка одновременно подчиняется  заместителям директора по производству, коммерции и экономике. Функциональная структура была разработана У.Тейлором в начале ХХ в. и в настоящее время характерна для высших  уровней управления народным хозяйством.

Производственно-диспетчерский отдел

Коммерческий отдел

Планово-экономический отдел

Заместитель директора по производству

Заместитель директора по коммерции

Заместитель директора по экономике

ДИРЕКТОР

Начальник

 участка №1

Начальник

 участка №2

Начальник

 участка №3

 

Рисунок 1.3. – Фрагмент Линейно-функциональной структуры


Линейно-функциональная структура основана на соблюдении единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределения функций управления между ними, реализует принцип демократического централизма, при котором подготовка и обслуживание решения производится коллегиально, а принятие решения и ответственность – только первым руководителем единолично (рисунок 1.3.).


Она синтезирует  лучшие свойства линейной структуры (четкие связи подчиненности, централизация  управления в одних руках) и функциональной структуры (разделение труда, квалифицированная  подготовка решений). Возникла в феодальном государстве и затем получила распространение в армии с  появлением штабов, а в производстве с появлением специалистов.

Поскольку  цель организационной  структуры состоит в том, чтобы  обеспечить  достижение стоящих  перед организацией задач, проектирование  структуры должно базироваться на стратегических планах организации. Выбор общей  структуры   организации –  это   решение, относящееся к  стратегическому планированию. Поскольку  оно определяет то, как организация  будет  направлять усилия на достижение своих целей. Это означает, что  структура организации    должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию  ее стратегии. Поскольку с течением времени стратегии меняются,  то могут понадобиться  соответствующие  изменения    и  в организационных  структурах.

Рассмотрим  варианты организационных структур,  успешно зарекомендовавших себя к настоящему моменту. Каждый    из них годится  только для определенных ситуаций и достижения  соответствующих  целей. Поэтому  рассмотрим бюрократическую  структуру  управления, остающуюся  еще  пока основной и доминирующей формой.

Концепция  бюрократии,  первоначально  сформированная  в   начале 1900- годов немецким социологом  Вебером   в идеале  - одна из наиболее  полезных   идей  в  истории  человечества.

Информация о работе Оптимизация системы управления ОАО "Угольная компания "Северный Кузбасс""