Организация и управление на предприятиях малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 21:42, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, показаны его преимущества и определенные недостатки. Изложен механизм малого предпринимательства. В работе приведены фактические данные, характеризующие роль малого предпринимательства в экономике страны, и указаны причины, тормозящие его дальнейшее развитие. Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем, поэтому в работе рассказано, кто может быть субъектом малого предпринимательства и каков механизм его государственной поддержки

Содержание

Введение.................................................................................................................. 4

Глава 1. Общая характеристика и роль малого предпринимательства................... 6

1.1. Основные критерии определения малого предприятия............................... 6

1.2.Виды малых предприятий.............................................................................. 7

1.3. Роль малого предпринимательства в развитии экономики.......................... 8

Глава 2. Система поддержки малого предпринимательства................................. 11

2.1. Анализ методов управления малого предприятия...................................... 11

2.2. Опыт поддержки малого бизнеса за рубежом........................................... 11

Глава 3. Необходимые условия для развития малого предпринимательства в России 15

3.1. Государственное регулирование малого бизнеса....................................... 15

3.2. Лизинг, аренда............................................................................................. 21

3.3. Финансирование, кредитование и налогообложение.................................. 23

Глава 4. Развиттие малого бизнеса в Челябинской области................................. 30

4.1. Челябинское областное агентство поддержки предпринимательства и привлечений инвестиций.......................................................................................................... 30

4.2. Программа государственной поддержки и развития МП в Челябинской области на 2001-2002 годы.................................................................................................... 31

Заключение............................................................................................................ 33

Литература............................................................................................................. 35

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 63.42 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Аннотация................................................................................................................ 3

 

Введение.................................................................................................................. 4

 

Глава 1. Общая характеристика и роль малого предпринимательства................... 6

 

1.1. Основные критерии определения  малого предприятия............................... 6

 

1.2.Виды малых предприятий.............................................................................. 7

 

1.3. Роль малого предпринимательства  в развитии экономики.......................... 8

 

Глава 2. Система поддержки  малого предпринимательства................................. 11

 

2.1. Анализ методов управления  малого предприятия...................................... 11

 

2.2.  Опыт поддержки малого  бизнеса за рубежом........................................... 11

 

Глава 3. Необходимые условия  для развития малого предпринимательства  в России    15

 

3.1. Государственное регулирование  малого бизнеса....................................... 15

 

3.2. Лизинг, аренда............................................................................................. 21

 

3.3. Финансирование, кредитование  и налогообложение.................................. 23

 

Глава 4. Развиттие малого бизнеса в Челябинской области................................. 30

 

4.1. Челябинское областное  агентство поддержки предпринимательства  и привлечений инвестиций.......................................................................................................... 30

 

4.2. Программа государственной  поддержки и развития МП в  Челябинской области на 2001-2002 годы.................................................................................................... 31

 

Заключение............................................................................................................ 33

 

Литература............................................................................................................. 35

 

Приложение........................................................................................................... 36

 

Аннотация

 

В данной работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, показаны его преимущества и определенные недостатки. Изложен механизм малого предпринимательства. В работе приведены  фактические данные, характеризующие  роль малого предпринимательства в  экономике страны, и указаны причины, тормозящие его дальнейшее развитие. Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое  получение прибыли (дохода) законным путем, поэтому в работе рассказано, кто может быть субъектом малого предпринимательства и каков  механизм его государственной поддержки. На основе использования действующего законодательства и многих нормативных  актов изложена система государственной  поддержки и регулирования малого предпринимательства, основные пути и  формы финансово-кредитной, материально-технической  и другой поддержки, без которой  малое предпринимательство не может  динамично развиваться.

Введение

 

Из множества предлагаемых тем я выбрал тему «Управление  предприятием малого бизнеса», потому что роль малого бизнеса в экономике  государства крайне важна. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее  предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический  рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. А развитие малого бизнеса в нашей стране поможет решить ряд острейших социально-экономических проблем переходного периода. Это формирование эффективной структуры экономики, создание среднего класса, смягчение безработицы, распределение доходной части бюджетов всех уровней, обеспечение политической стабильности в обществе.

 

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки  малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой  системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И  вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства  в общем количестве частных, государственных  и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики  России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 1/4 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит  о широких, но еще далеко не полностью  раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

 

Осуществляемые в нашей  стране экономические реформы при  всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и  развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Во всех экономически развитых странах  государство оказывает большую  поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все  больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.

 

Малое предпринимательство  как полноправный субъект экономики  существует в России более десяти лет. На эти годы пришелся, пожалуй, самый трудный период – период становления, когда заново создавались  нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в специфических малых формах, когда вырабатывались основные цели и первоочередные задачи государственной  политики в области малого предпринимательства, разрабатывались механизмы реализации целевых установок.

 

Российский малый бизнес вступил во второе десятилетие. Однако его масштабы, отраслевая структура  и занятость в последние 5-6 лет  практически не изменилась. От чего это происходит я попытаюсь разобрать  в своей работе, ориентируясь и  анализируя в основном статьи из газет  и журналов, а также научные  работы таких ученых как: Блинов А., Архипов А., Баткилина Г., Калинин  В., Кочетов Э., Виленский А.

Глава 1. Общая характеристика и роль малого предпринимательства

1.1. Основные критерии определения  малого предприятия

 

В соответствии с Федеральным  законом от 1995 г. (с изм. и доп. от 31.07.98 г.) № 88-ФЗ "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в РФ" с изменениями и дополнениями от 31.07.98г. (статья 3) под субъектами малого предпринимательства понимают коммерческие организации, в уставном капитале которых  доля других предприятий (юридических  лиц), не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, а средняя численность персонала  составляет не более, чел.: в розничной  торговле и бытовом обслуживании — 30, в оптовой торговле — 50, в  промышленности — 100, в строительстве  — 100, на транспорте — 100, в сельском хозяйстве — 60, в научно-технической  сфере — 60, в других видах деятельности —50.

 

Средняя численность работников малого предприятия за отчетный период (квартал, год) определяется с учетом всех его служащих, в том числе  работающих по договорам, а также  в других обособленных подразделениях этой организации. В случае превышения заданной нормы численности предприятие  лишается установленных льгот на срок этого нарушения, а также  в течение последующих трех месяцев (статья 3).

 

Субъектами малого предпринимательства  являются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица.

 

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся  к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота  или прибыли. В зарубежных странах  к малому бизнесу, как правило, относят  предприятия с численностью занятых  от одного до 500 чел., при этом: от одного до 20 — это ремесленные, 20-100 —  малые, 100-500 — средние предприятия. В Германии, например, действуют  такие группировки малых предприятий: от 1 до 19, от 20 до 49, от 50 до 99, от 100 до 199, от 200 до 499 чел.

 

В Японии в зависимости  от численности персонала разделяют  семь групп предприятий: 1-4, 5-9, 10-29, 30-49, 50-99, 100-299 и 300-499.

 

В качестве критерия размера  предприятия, кроме численности  персонала, используют также объем  капитала. Так, Белая книга по малым  и средним предприятиям Японии относит  компании с капиталом от 10 до 100 млн. иен к малым и средним, а  с капиталом свыше 100 млн. — к  крупным.[1]

 

 

1.2.Виды малых предприятий

 

Приведу критерии отнесения  предприятий к малому бизнесу, применяемые  в странах с развитой рыночной экономикой. Итак в Европейском сообществе с 1 января 1995г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают  следующих показателей:

 

количество занятых работников до 50 чел.;

 

годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ;

 

сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ.

 

К средним предприятиям в  ЕС относят те, которые не превышают:

 

количество занятых работников от 50 до 250 чел.;

 

годовой оборот менее 16 млн. ЭКЮ;

 

сумма баланса менее 8 млн. ЭКЮ.

 

При определении мер поддержки  субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и  другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий  к малым. Другие Экономические организации  устанавливают свои меры отнесения  фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация  Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия  с числом занятых до 19 чел. как  “средние” и свыше 500 чел. как  крупные.

 

Рассмотрим как относят  предприятия к малым странам  с развитой экономикой и узнаем каков  мировой опыт малого бизнеса.

 

Согласно Закону “О компаниях”, в Великобритании малое предприятие  должно соответствовать двум из следующих  критериев:

 

оборот не более 2,3 млн. ЭКЮ;

 

активы не более 1,5 млн. ЭКЮ;

 

средняя численность занятых  до 50 чел.

 

Во Франции малыми считаются  предприятия, на которых численность  занятых не превышает 500 чел. и годовой  оборот до взимания налогов, оцененный  на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причём в различных  отраслях экономики размер фирмы  оценивается по разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли  производства оборудования порог численности - 500 чел.

 

В Германии определённое понятие  о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства  к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным  оборотом менее 1 млн. марок.

 

В США федеральным законом  о малом бизнесе установлено, что малая фирма - это фирма  имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не выше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых  работников все предприятия США  делятся на:

 

наименьшие - 1 - 24 занятых;

 

малые - 25 - 99 занятых;

 

крупные - 500 - 999 занятых;

 

крупнейшие - 1000 и более  занятых.

 

В США малым считают  предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего  положения на товарных рынках.

 

В российской практике существования  малого предпринимательства было разрешено  в 1988г. В этот период к числу малых  отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве.

 

Под субъектами малого бизнеса  стали пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных  и иных фондов не превышает 25% доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в  которых средняя численность  работников за отчётный период не превышает  предельных уровней:

 

в промышленности - 100 чел.;

 

в строительстве - 100 чел.;

 

на транспорте - 100 чел.;

 

в с/х - 60 чел.;

 

в научно технической сфере - 60 чел.;

 

в оптовой торговле - 50 чел.;

 

в розничной торговле и  бытовом обслуживании населения - 30 чел.;

 

в остальных отраслях и  при осуществлении других видов  деятельности - 50 чел.

 

В Федеральном Законе “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ” установлено, что под субъектами малого бизнеса  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

 

1.3. Роль малого предпринимательства  в развитии экономики

 

Основу рыночной экономики  любой страны составляет малый бизнес, осуществляемый малыми предприятиями. Статистика показывает, что в развитых странах на долю их производства приходится более половины всей продукции.

 

Малые предприятия не требуют  больших средств на свое создание. Они оперативно реагируют на колебания  рыночной конъюнктуры, быстро и гибко  перестраивают свою хозяйственную  деятельность. Малый бизнес является питательной средой, необходимой  для развития инициативы и предприимчивости, без которых не может быть полноценной, эффективной экономики, развитого  общества. Большинство новых, прогрессивных  идей, связанных с развитием бизнеса, появляется и реализуется на практике именно на малых предприятиях.

 

Из 2 млн. всех предприятий  Германии 95% составляют малые и средние  фирмы. На их долю приходится 65% рабочей  силы, 57% национального дохода, 41% годового объема капиталовложений.

Информация о работе Организация и управление на предприятиях малого бизнеса