Основные положения школы психологии и человеческих отношений и их значение на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение основных положений школы психологии и человеческих отношений и их значение на современном этапе.
Данная цель решается посредством следующих задач:
1) выделение основных предпосылок возникновения школы психологии человеческих отношений;
2) анализ особенностей школы психологии и человеческих отношений;
3) рассмотрение значения основных положений школы психологии человеческих отношений на современном этапе.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Osnovy_menedzhmenta.docx

— 75.93 Кб (Скачать файл)

 

 

 


 


 

НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»

Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г.Перми

 

Экономический факультет

Заочное отделение

Кафедра экономики и менеджмента

Направление: 080500 «Менеджмент»

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине Основы менеджмента

 

 

Тема: Основные положения школы психологии и человеческих отношений и их значение на современном этапе

 

 

 

                                                         

 

    

                                                                     

 

 

 

 

 

Студентки 3 курса                                      Бузиковой Кристины Рашитовны

                                                            

 

Преподаватель, к.э.н.                                  Плотников Андрей Викторович      

                                                                                                                                                                  

 

 

 

 

                                     г. Пермь 2012

 

                                         СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие менеджмента это — прежде всего эволюционный процесс, характеризующийся непрерывностью и чуткой реакцией на изменения, происходящие в экономике, во всей системе социально-экономических отношений.

Понятие и сущность менеджмента меняются в соответствии с развитием человеческого общества, приобретают новые черты и особенности. Сама роль менеджмента, отношение к нему существенно трансформируются.

Первые трактаты, в которых сформулированы некоторые исходные понятия об управлении, появились в Древнем Китае и Древней Индии, на Ближнем Востоке в 5-4 веках до н.э. Однако наибольшее влияние на становление управленческой мысли оказало творчество величайших древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля.

С теологических позиций рассматривались проблемы управления в трудах средневековых мыслителей Августином Блаженным и Фомой Аквинским, которые разделяли «Божий град» и «Земной град», отдавая несомненный приоритет первому, выводя из него идеи управления миром и людьми.

Своеобразные концепции управления сформулированы в эпоху Нового времени в социальных утопиях Т. Мора и Т. Кампанеллы, а также в знаменитых трудах Н. Макиавелли «Государь», «Искусство войны».

Важные социальные идеи о естественном праве и его роли в развитии государства содержались в учении английского философа 17 века Т. Гоббса, а также в трудах французских просветителей 18 века. Ш. Монтескье, М. Вольтера, Д. Дидро.

В 19 – начале 20 века, не только практическими, но и теоретическими проблемами управления занимались видные российские реформаторы М.М. Сперанский, Н.С. Мордвинов, С.Ю. Витте, П.А. Столыпин, в начале 20-х годов 20 столетия – А.А. Богданов, Н.И. Бухарин, А.К. Гастев.

Среди наиболее известных разработчиков данной проблемы в современной России можно выделить работы Е.М. Бабосова, А.И. Кравченко, И.И. Семеновой, Э.А. Уткина, С.Н. Чудновской и др.

Целью курсовой работы является рассмотрение основных положений школы психологии и человеческих отношений и их значение на современном этапе.

Данная цель решается посредством следующих задач:

1) выделение  основных предпосылок возникновения школы психологии человеческих отношений;

2) анализ  особенностей школы психологии и человеческих отношений;

3) рассмотрение  значения основных положений школы психологии человеческих отношений на современном этапе.

Объект исследования – система менеджмента. Предмет исследования – особенности школы психологии и человеческих отношений.

Теоретическая значимость работы заключается в рассмотрении основных положений школы психологии и человеческих отношений и их значения на современном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШКОЛЫ ПСИХОЛОГИИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 

1.1. Сущность управленческих революций

 

Формирование специфичной отрасли научных знаний об управлении началось в конце 19 – начале 20 века. Однако прежде чем она выделилась в самостоятельную отрасль знаний, человечество на протяжении тысячелетий накапливало опыт организации совместного труда, обмена продуктами материальной и духовной деятельности, что невозможно без управленческих действий, пусть самых примитивных и простых.

Поэтому многими отечественными и зарубежными исследователями разрабатывалась проблема изучения начального периода развития менеджмента, который заложил основы современному менеджменту [5, с.19].

Итак, история возникновения и развития менеджмента насчитывает примерно семь тысячелетий. За этот период прошло пять управленческих революций, радикально изменявших и его место, и значение в жизни общества. Менеджмент прошел многовековую эволюцию в рамках различных общественно-экономических формаций.

Первая управленческая революция имела место около семи тысяч лет назад. В это время характерно появление письменности в древнем Шумере. Это огромное достижение в жизни человечества привело ко многим изменениям, в частности, к образованию особого слоя жрецов-бизнесменов, осуществлявших торговые операции, деловую переписку и коммерческие расчеты. Первая управленческая революция характеризуется как «религиозно-коммерческая».

Уже в древних обществах — Шумере, Египте и Аккаде — наблюдалась трансформация, расслоение высшей касты священников, произошедшее потому, что они иначе, по-своему, переформулировали религиозные основополагающие принципы. Если раньше боги требовали человеческих жертв, то позднее, по мнению жрецов, им стала нужна жертва символическая. Бога будут удовлетворены, если верующие ограничиваются подношением денег, скота, масла, ремесленных изделий и т.д. Собираемая подобным образом с населения дань как бы в рамках отправления обряда накапливалась, обменивалась, пускалась в хозяйственный оборот. Благодаря пополнению денежных фондов шумерские жрецы стали богатым и влиятельным слоем. Сохранились глиняные таблички, на которых жрецы Шумера вели юридические, исторические, деловые записи, многие из которых были связаны с практикой управления. Жрецы старательно вели деловую документацию, проверяли бухгалтерские расчеты, осуществляли снабженческие, контрольные и прочие функции, управляли движением средств. И в наше время эти операции относятся к управленческим процессам. Побочный результат управленческой деятельности жрецов — появление письменности — имел для них прозаический характер, т.к. запомнить возрастающий объем деловой информации было просто невозможно, приходилось выполнять довольно сложные расчеты, что и побудило священнослужителей-бизнесменов к изобретению письма.

В результате первой революции в управлении менеджмент сформировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, постепенно превращаясь в особый социальный институт и новое профессиональное занятие.

Вторая революция в области управления произошла приблизительно через тысячу лет после первой и была связана с именем вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.), разработавшего свод законов управления государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения. По этим законам был введен светский стиль управления, усилился контроль, возросла ответственность за выполнение работ. Это был качественно новый уровень управления. Не на микро, а на макроэкономическом уровне — уровне всей страны. Поэтому вторую управленческую революцию обычно называют «светско-административной».

Огромное значение кодекса Хаммурапи, регулировавшего целую систему отношений между социальными группами населения, заключается в том, что было создано своеобразное руководство для администраторов огромной империи. Даже если бы Хаммурапи сделал для истории только это, и в этом случае он занял бы достойное место в ряду исторических персоналий менеджмента. Однако не менее важно и другое — Хаммурапи выработал собственный лидерский стиль, постоянно поддерживал свой образ опекуна и защитника людей. Для традиционного руководства, которым характеризовались прошлые династии царей, это было бесспорным нововведением.

Следовательно, существо революции в менеджменте заключено во внедрении светской манеры управления. Характерно появление первой формальной системы организации и регулирования отношений людей, зарождение первых ростков лидерского стиля и новых методов мотивации поведения. Лишь через тысячу лет после смерти Хаммурапи Вавилон возродил былую славу центра развития практики менеджмента.

Третья управленческая революция в менеджменте, по мнению Э.А. Уткина, известна как «производственно-строительная», поскольку она была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Она стала реальностью во времена правления Навуходоносора II. Царь Навуходоносор II (605—562 гг. до н.э.) был автором проектов не только некоторых из семи чудес света, в частности Вавилонской башни и висячих садов, но разработал и внедрил систему производственного контроля на текстильных фабриках и зернохранилищах. На текстильных фабриках Навуходоносор ввел в практику применение цветных ярлыков. С их помощью определялось качество пряжи, поступавшей в производство еженедельно. Подобный метод контроля позволял точно установить: сколь долго находилась на фабрике та или иная партия сырья. Заметим, что это применяется в своей основе и в современной текстильной промышленности [21, с.13].

 Немало  управленческих нововведений было  внедрено и в Древнем Риме. Самые знаменитые из них —  система территориального управления  Диоклетиана (243—316 гг. н.э.) и административная  организация Римской католической  церкви, использовавшая принципы  функционализма уже во втором  столетии до н.э. И поныне ее  оценивают как наиболее совершенную  формальную организацию в западном  мире. Этот вклад весьма высоко  оценивается в таких областях  менеджмента, как управление персоналом, организация системы власти и  формирования авторитета, а также  специализации функций.

Четвертая управленческая революция связана с зарождением капитализма и началом индустриального развития европейской цивилизации. Ее главные особенности — отделение менеджмента от собственности (капитала) и зарождение профессионального управления. Если ранее открытия, обогатившие теорию и практику менеджмента, происходили спонтанно, от случая к случаю, между ними проходили большие промежутки времени, то на данном этапе они стали уже регулярными событиями. Для этого появились новые объективные предпосылки. Индустриальная революция, связанное с ней новые общественные отношения оказали гораздо более существенное воздействие на теорию и практику управления, нежели все предшествовавшие революции.

По мере того, как промышленность прогрессировала, в частности перерастала границы ранней фабричной системы (мануфактуры), формировалась система акционерного капитала, владельцы последнего все более отходили от непосредственного занятия бизнесом как экономической деятельностью, нацеленной на увеличение прибыли. Место руководителя-собственника постепенно было занято сотнями, тысячами акционеров. Появилась новая, преобразованная форма собственности. Вместо собственника стало множество акционеров, владельцев одного капитала. Новая система собственности помогла ускоренному развитию промышленности, обусловила отдаление управления от производства и капитала и, в конце концов, привела к превращению администрации и менеджмента в самостоятельное экономическое явление.

Администрирование стало трактоваться как процесс формирования общих целей и политики компании. Под менеджментом тогда понимали контроль за реализацией намеченного. Первоначальный (узкотехнический) смысл был на том этапе содержанием менеджмента. Демократизация собственности обусловила и специализацию контроля. Если раньше предприниматель контролировал как капитал, так и производство, то в новых условиях его заменило сообщество пайщиков. Контроль же над производством перешел в руки профессионалов-управленцев. Менеджмент и администрация, назначаемые акционерами, стали их полномочными представителями на промышленном предприятии. С ростом объема производства ускорялись темпы оборота капитала, расширялся объем и содержание банковских операций. Прогрессировала сфера сбыта продукции, появился и стал неотъемлемой частью менеджмента маркетинг. Управление уже не могло быть эффективным только на основе одного здравого смысла. Потребовалось немало специальных знаний, навыков и умения специалистов. Методы дилетантов стали уходить в прошлое.

В фабричную эпоху деятельность менеджера ограничивалась процессом производства, в то время весьма далекого от организации труда на научной основе. В менеджменте, однако, постоянно расширяются функции. В его рамки постепенно входит планирование, делопроизводство, сбыт, закупки, совершенствование организации, статистический анализ производства. Появилась и развилась система формирования и исполнения бюджета предприятия - бюджетирование.

В результате каждый производственный процесс выделился в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Менеджмент и администрация разрабатывали и внедряли особые инструменты координирования деятельности персонала, в том числе, систему принятия решений, определение целей политики компании, внедрение философии управления.

Информация о работе Основные положения школы психологии и человеческих отношений и их значение на современном этапе