Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 17:32, дипломная работа
Целью работы является оценка приемов и методов ценовой конкуренции на российском рынке операторов сотовой связи.
Задачами дипломной работы являются:
1. Рассмотреть существующие методы ценовой конкуренции;
2. Изучить динамику российского рынка операторов сотовой связи;
3. Рассмотреть структуру рынка операторов сотовой связи;
4. Сравнить ценовую политику операторов сотовой связи на российском рынке;
5. Разработать рекомендации по использованию методов ценовой конкуренции для российских компаний на основе зарубежного опыта.
Тема диплома:
Оценка уровня ценовой конкуренции на российском рынке сотовых операторов
Введение
Тема дипломной работы:
“ Оценка уровня ценовой конкуренции на российском рынке сотовых операторов”.
Целью работы является оценка приемов и методов ценовой конкуренции на российском рынке операторов сотовой связи.
Задачами дипломной работы являются:
1. Рассмотреть существующие методы ценовой конкуренции;
2. Изучить динамику российского рынка операторов сотовой связи;
3. Рассмотреть структуру рынка операторов сотовой связи;
4.
Сравнить ценовую политику
5.
Разработать рекомендации по
использованию методов ценовой
конкуренции для российских
компаний на основе
1.1 Конкуренция, виды и функции конкуренции
Конкуренция — двигатель экономического прогресса. Это объяснятся тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии Фридриху фон Хайеку сказать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.
Под конкуренцией понимается (от лат. сталкиваться) понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными субъектами рынка, заинтересованными в достижении одной и той же цели.
С точки зрения предприятия, такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя.
Функции конкуренции
Функция ценообразования. Это одна из важнейших функций конкуренции. Особенность этой функции заключается в том, что конкуренция влияет на уровень индивидуальных затрат производства любого товара, сводя их к общественно необходимым издержкам, которые и определяют равновесную рыночную цену товара.
Конкуренция является тем механизмом, который устанавливает цену на уровне, при котором достигается рыночное равновесие и реализация товаров.
Функция регулирования. Ориентируясь на конкурентно установленные рыночные цены, предприниматели направляют свои капиталы из малодоходных отраслей в те отрасли, товары которых пользуются спросом и дают больше прибыли. В результате перелива капитальных ресурсов между отраслями достигается соответствующая сбалансированность между производством и общественными потребностями, формируются необходимые пропорции в общественном производстве. Так конкурентный механизм закона выполняет регулирующую функцию.
Функция стимулирования. Конкурентная борьба за наибольшие прибыли побуждает товаропроизводителей применять новую технику и технологии, внедрять эффективные формы организации труда и производства, экономнее использовать ресурсы, обновлять ассортимент продукции, повышать ее качество, снижать цены. Все это стимулирует научно-технический прогресс, способствует поиску более эффективных способов производства и реализации товаров, развитию предпринимательской инициативы, повышению квалификации кадров и т. п. Это, в свою очередь, повышает эффективность всего общественного производства.
Контролирующая функция. Конкуренция контролирует конкурентоспособность каждого производителя по двум основным показателям:
— во-первых, соответствие индивидуальных затрат производства его товаров общественно необходимым издержкам производства подобных товаров;
— во-вторых, соответствие ассортимента и качества его товаров нуждам потребителей, т. е. его полезности для них.
Бели товар продан на рынке по цене, установленной на основе конкуренции, которая возмещает затраты производства и приносит прибыль, то это свидетельствует, что товаропроизводитель работает в соответствии с общественно нормальными условиями производства. А конкурентно установленная рыночная цена является для них нормативом рационального хозяйствования.
Функция дифференциации товаропроизводителей. Товаропроизводители, как субъекты конкурентных рыночных отношений, при равных исходных экономических возможностях могут иметь разные конечные результаты своей деятельности. Желательных результатов товаропроизводители способны достичь лишь тогда, когда каждый из участников рынка может конкурировать и побеждать конкурентов благодаря преимуществам собственного производства.
Если хозяйствующие субъекты не будут стремиться к постоянному повышению эффективности производства, их индивидуальные затраты производства будут более высокими, чем общественно необходимые, они станут неконкурентоспособными, банкротами. И, наоборот, конкуренция поощряет и создает условия для дальнейшего развития и процветания тем товаропроизводителям, которые наиболее эффективно используют ресурсы производства для получения наилучших конечных результатов.
Соответственно
происходит и дифференциация в распределении
доходов между товаропроизводит
Указанные функции
закон конкуренции осуществляет
посредством взаимосвязи с
Следует отметить также, что закон конкуренции определяет не только взаимоотношения между товаропроизводителями и их интересы, но и защищает запросы потребителей, обеспечивая им широкий выбор товаров и услуг по доступным конкурентным ценам.
Количественное
выражение закона конкуренции можно
осуществить с помощью
Различают три вида конкуренции:
1. Функциональная – возникает в связи с тем, что любая потребность в принципе, может быть удовлетворена самыми разнообразными способами.
2. Видовая – характеризуется наличием товаров одного и того же назначения и близких по многим параметрам, но отличающихся по каким-либо существенным свойством или свойствами (двух-, трех- и пятискоростные велосипеды).
3. Предметная – (межфирменная) – возникает в случае практически полной идентичности товаров, предлагаемых различными предприятиями.
С точки зрения методов и механизма осуществления конкуренцию различают на:
1. Ценовую конкуренцию – предложение товаров по более низким ценам, чем у конкурентов.
2. Неценовую – ключевыми факторами успеха в борьбе за предпочтение потребителя становится не цена товара, а его качество, обслуживание, предоставление покупателю большего объема услуг, связанных с реализацией и потреблением товара.
Успех фирмы на рынке зависит от того, насколько ее товары будут пользоваться спросом среди товаров конкурентов. Для маркетинга основной смысл конкуренции сводится к соперничеству, к борьбе за потенциально лидирующее (отличное от других компаний) положение товара или фирм на рынке. Конкуренция одновременно есть и фактор, и следствие маркетинговой деятельности различных компаний: конкуренция заставляет создавать маркетинговые службы в компаниях, они в своих попытках воздействовать на рынок усиливают конкуренцию, которая, в свою очередь, активизирует фирменный маркетинг (табл. 1).
Маркетинг воспринимает
конкуренцию как среду
Конкуренты – компании, вовлеченные в конкуренцию на определенных товарных и географических рынках.
В зависимости от типа покупателя и товара различают четыре типа конкурентов (табл. 2).
Факторы, влияющие на конкурентную ситуацию внутри отрасли и в сопредельных отраслях, могут существенно влиять на уровень прибыльности компании, т.к. во многом определяют уровень затрат на производство и сбыт товара, приемлемые для рынка цены (табл. 3, 4).
Таблица 1 - Достоинства конкуренции как инструмента рыночного равновесия
Достоинства |
Характеристика |
Политические (общественная полезность) |
1.Децентрализация
рыночных сил. Проблема 2.Обезличенность
решения проблем. 3.Свобода выбора.
Конкуренция гарантирует |
Экономические (высокая экономическая эффективность) |
1.Распределение
доходов. В конкурентной 2.Эффективность
использования ресурсов. Компании,
издержки которых превышают 3.Стремление
к ресурсосбережению. |
Таблица 2 - Виды конкурентов по соотношению товар/ потребность
Виды |
Характеристика |
Прямые конкуренты |
Предлагают аналогичные товары тем же группам потребителей |
Товарные конкуренты |
Продают одинаковую продукцию разным потребителям |
Косвенные конкуренты |
Продают различные товары одним и тем же покупателям |
Неявные конкуренты |
Предлагают разные товары разным покупателям (переход в другую ценовую категорию может сделать их косвенными конкурентами) |
Таблица 3 - Факторы, определяющие поведение отраслевых конкурентов
Показатель |
Характеристика |
Степень концентрации и дифференциации производителей |
Характеризует интенсивность и конкретные формы конкурентной борьбы между прямыми конкурентами, определяет степень взаимозависимости производителей на рынке |
Структура издержек в отрасли |
В каждой отрасли складывается определенная структура издержек, которая зависит от используемых промышленных и управленческих технологий, наличия и разветвленности каналов сбыта и др. Необходимо выделить ключевые факторы формирования себестоимости и максимально сократить их влияние на бизнес |
Степень вертикальной интеграции |
Вертикально интегрированная компания имеет возможность снижать затраты и контролировать товарные потоки. |
Степень глобализации отрасли |
Глобализация
рынков – присутствие |
Таблица 4 - Типология потенциальных прямых конкурентов
Группа |
Характеристика |
Фирмы вне рынка, которые могут легко преодолеть барьеры входа |
Для таких фирм интерес к проникновению в отрасль может быть обусловлен стремлением диверсифицировать свою деятельность и таким образом обезопасить свои активы |
Фирмы, для которых приход на рынок создаст большой синергетический эффект |
Для таких фирм интерес к новой отрасли может быть обусловлен возможностью экономии на постоянных издержках |
Фирмы, для которых приход на рынок явится логичным продолжением их стратегии |
Для таких компаний мотивом является рост рынка за счет новых форм распределения и др. |
Клиенты или поставщики, которые могут осуществить интеграцию «вперед» или «назад» |
Для таких компаний основной мотив – стремление к аккумулированию большей массы прибыли, распыленной среди участников технологической цепочки |
Информация о работе Оценка уровня ценовой конкуренции на российском рынке сотовых операторов