Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 05:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование персонала фирмы (предприятия, организации), его состава, профессионально-квалификационных характеристик и определение путей улучшения использования персонала.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты, исследования особенностей анализа персонала предприятия как объект менеджмента.
- Провести анализ персонала как объект менеджмента ООО « Комплекс ».
- Разработать пути улучшения использования персонала как объект менеджмента ООО «Комплекс ».
Введение……………………………………………………………….. 3
1 Теоретические подходы к анализу персонала предприятия……. 5
1.1 Персонал предприятия: понятие, состав, структура……………. 5
1.2 Профессионально-квалификационная характеристика
персонала предприятия ………………………………………………… 8
1.3 Пути улучшения использования персонала предприятия…….. 13
2 Анализ персонала ОАО « Комплекс »…………………………… 20
2.1 Количественный состав и показатели движения персонала….. 20
2.2 Профессионально-квалификационный уровень работников…. 21
2.3 Использование фонда оплаты труда…………………………… 23
2.4 Выводы по анализу персонала предприятия ОАО «Комплекс » 25
2.5 Разработка мероприятий по улучшению использования
персонала предприятия ………………………………………………. 27
Заключение……………………………………………………………. 32
Глоссарий……………………………………………………………… 34
Список использованных источников……………………………….. 36
Введение…………………………………………………………
1
Теоретические подходы к
1.1
Персонал предприятия: понятие,
1.2
Профессионально-
персонала
предприятия ………………………………………………
1.3 Пути улучшения использования персонала предприятия…….. 13
2
Анализ персонала ОАО «
2.1
Количественный состав и
2.2 Профессионально-
2.3 Использование фонда оплаты труда…………………………… 23
2.4 Выводы по анализу персонала предприятия ОАО «Комплекс » 25
2.5 Разработка мероприятий по улучшению использования
персонала предприятия ………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников……………………………….. 36
Приложение……………………………………………………
Время в котором мы живём,- эпоха перемен, информационных технологий и быстрого ритма жизни. Такие изменения произошли в обществе, экономике, во всем жизненном раскладе сложны тем, что они потребовали изменения самих людей. Подобные ситуации, в которых люди, привыкшие к резким поворотам судьбы, к конкуренции. По их понятию, каждая отдельно взятая ситуация таит в себе для личности, организации и стране в целом, как возможности, так и угрозы. Чтобы справиться с этим люди ( персонал фирмы) стали повышать уровень своих знаний и умения применять их на практике. Важная часть этих знания, как показывает мировой опыт, постижения науки и искусства менеджмента. С легкой руки это английское слово менеджмент стало известно сегодня практически каждому образованному человеку.
В большинстве случаев менеджмент имеет дело с организациями (фирмами, предприятиями), представляющими собой открытые системы и состоящие из множества взаимозависимых частей.
В упрощенном понимание, организация (фирма) - это группа людей, деятельность которых координируется для достижении общей цели.
Актуальность данной темы заключается в том, что состав персонала предприятия определяет как успешность деятельности предприятия, так и способствует повышению его имиджа. Уровень квалификации персонала играет важнейшую роль в успешной реализации стратегии развития предприятия, определяет уровень производительности и позволяет выполнять работы высокой сложности.
На рабочих местах и в цехах производственных предприятий создается материальная база обеспечения жизнедеятельности каждого человека в отдельности и общества в целом, удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.
Для более успешного повышения деятельности предприятия и работы способности во многом зависит от качества и умения управлять фирмой и людьми вышестоящим руководством данного предприятия.
Все больше руководителей предприятий и фирм а также организаций понимают, что расчёт за труд должен быть регламентирован и упорядочен.
Характер труда предполагает наличие в нем ряда признаков, позволяющих говорить о способе соединения личных и внешних факторов производства, об экономической и социальной сущности отношений и месте работника в трудовом процессе и производстве в целом. Содержание труда представляет собой совокупность факторов, определяющих роль и развитие главного элемента процесса труда – человека. Наиболее важными среди них являются: состав и объем трудовых функций, обусловленных разнообразием и особенностями трудовых движений, действий и приемов; наличие специальных знаний и навыков и степень их влияния на качество и эффективность труда; соотношение умственного и физического, исполнительского и творческого труда, а также соотношения работы и отдыха, заработной платы , премий и всевозможных поощрений.
Целью курсовой работы является исследование
персонала фирмы (предприятия, организации),
его состава, профессионально-
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты,
- Провести анализ персонала как объект менеджмента ООО « Комплекс ».
- Разработать пути улучшения
использования персонала как
объект менеджмента ООО «
Объект исследования - ООО «Комплекс ».
Предмет исследования - персонал предприятия ( фирмы),как объект менеджмента.
1.1 Персонал предприятия: понятие, состав, структура
Главной производительной силой общества являются трудовые ресурсы - носители отношений, складывающихся в процессе формирования, распределения и использования этих ресурсов.
Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги. К трудовым ресурсам относятся люди как занятые в экономике, так и не занятые, но способные трудиться.
Понятие «трудовые ресурсы» используется для характеристики трудоспособного населения в масштабах всей страны, региона, отрасли экономики, профессиональной группы. В рамках отдельного предприятия наиболее употребляемое понятие – персонал.
Персонал предприятия – это совокупность физических лиц, состоящих с предприятием, как юридическим лицом, в отношениях, регулируемых договором найма. Основными характеристиками персонала являются: численность и структура.
Структура персонала предприятия по совокупности отдельных групп работников, объединенных по какому-либо признаку. Все работники по степени участия в производственной деятельности разделяются на промышленно-производственный и непромышленный персонал.
Промышленно-производственный персонал непосредственно участвует в создании материальных ценностей: в производстве и его обслуживании (это работники основных цехов, вспомогательных и обслуживающих труд подразделений, аппарата заводоуправления, научно-исследовательских и опытно-конструкторских отделов и служб предприятия).
Непромышленный (непроизводственный) персонал – занят в обслуживании бытовой, социально-культурной сфере (медицинские, санитарные, жилищно-коммунальные службы), школах, детских садах, подсобных хозяйствах.
По характеру выполняемых
1.Рабочие – непосредственно участвуют в производственном процессе. Разделение труда по характеру участия в производственном процессе классифицирует рабочих на основных и вспомогательных.
2. Руководители – выполняют функцию управления:
высшего уровня – генеральные директора, зам. директора;
среднего уровня – начальники смены, участка, цеха;
низового уровня – мастер, бригадир.
3.Специалисты (работают в службах заводоуправления, цехах) заняты инженерной подготовкой, ведут исследования, разрабатывают технологию, организацию производства и труда:
высшего уровня – главный специалист, начальник управления, отдела, сектора, их заместители;
среднего уровня – инженеры, экономисты, юристы и другие;
низового звена – младшие специалисты, техники, хронометристы, распределители работ.
4.Служащие выполняют техническое обслуживание производства (копировальщики, чертежники, счетоводы, делопроизводители).
Старший служащий – бухгалтер, статистик.
Младший служащий – секретарь, курьер и др.
Структура персонала может быть рассмотрена по следующим признакам:
1. Профессиональная структура
Отличают два понятия: профессия и должность. Под должностью понимают определенное служебное место в системе предприятия, связанное с выполнением соответствующих работ, характеризующееся определенными правами, обязанностями, ответственностью, полномочиями. Профессии различают по характеру выполняемых работ.
2. Квалификационная структура
3. Половозрастная структура персо
4. Структура персонала по стажу может рассматриваться двояко: по общему стажу и стажу работы в данной организации.
5. Структура персонала по уровню образования характеризует выделение лиц, имеющих высшее образование, в том числе по уровню подготовки - бакалавр, специалист, магистр; незаконченное высшее (более половины срока обучения); среднее специальное; среднее общее; неполное среднее; начальное.
Состояние кадров на предприятии определяется с помощью следующих коэффициентов:
1) коэффициент выбытия кадров:
(5.1)
где Чув – численность уволенных за период работников;
Чср – среднесписочная численность работников за период.
2) коэффициент приема кадров:
(5.2)
где Чпр – численность принятых за период работников.
3) коэффициент оборота кадров:
(5.3)
4) коэффициент текучести кадров:
(5.4)
где Чув – численность уволенных за период работников за прогулы, по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины.
1.2Профессионально-
Качественная характеристика персонала фирмы определяется степенью профессиональной и квалификационной пригодности ее работников для достижения целей фирмы и производства работ. Качественные характеристики персонала фирмы и качество труда оценить гораздо сложнее. В настоящее время нет единого понимания качества труда и качественной составляющей трудового потенциала рабочей силы.
Основной круг параметров или характеристик, определяющих качество труда: экономические, личностные, организационно-технические и социально-культурные.
Деловая оценка персонала - целенаправленный
процесс установления соответствия
способностей, мотиваций и других
качественных характеристик персонала
требованиям должности или
Система Деловой оценки персонала повышает эффективность управления человеческими ресурсами через:
- Положительное воздействие на мотивацию сотрудников.
- Планирование профессионального обучения.
- Планирование профессионального развития карьеры.
-Принятие решений о принятии на новую должность, вознаграждении, продвижении, увольнении.
Под профессией подразумевается особый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков, а под специальностью - вид деятельности в пределах профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков. Например, экономисты (профессия) подразделяются на плановиков, маркетологов, финансистов, трудовиков и т. д. Квалификация характеризует степень овладения работниками той или иной профессией или специальностью и отражается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях, которые им - присваиваются в зависимости от теоретической и практической подготовки. Тарифные разряды и категории — это одновременно и показатели, характеризующие степень сложности работ.
Создать систему оценки, одинаково сбалансированную сточки зрения точности, объективности, простоты и понятности, очень сложно, поэтому на сегодняшний день существует множество систем оценки персонала, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки.
Для того, чтобы построить эффективную систему поиска и отбора кадров, прежде всего важно понять ее место в общей системе управления человеческими ресурсами организации. Отбор кадров не является изолированной функцией, представляющей самостоятельную ценность; он должен быть увязан со всеми другими функциями управления персоналом, чтобы не превратиться в функцию, которая осуществляется ради себя самой в ущерб другим формам работы с персоналом.
За просчеты в оценке работников
часто приходится платить дорого.
Так, плохо организованный подбор кадров
может привести к высокой текучести
кадров, плохому морально-