Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение, осмысление и систематизация наиболее важных механизмов, критериев, способов подбора и отбора персонала для формирования трудового коллектива, как части управления персоналом любой организации.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) показать необходимость правильного подхода к подбору и отбору персонала;
2) установить преимущества, которые дает продуманная и взвешенная политика по подбору и отбору персонала;
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические подходы к подбору и отбору персонала…………….........5
1.1. Понятие и методы подбора и отбора персонала………………………...5
1.2. Основные этапы процесса отбора персонала……………………………..11
2. Анализ системы отбора персонала на предприятии ЗАО «Медикс»……...15
2.1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия………..15
2.2. Анализ системы управления кадрами предприятия …………………….18
3. Совершенствование системы отбора и набора персонала в
ЗАО «Медикс»…………………………………………………………………..21
3.1. Организация набора и отбора персонала на предприятии…………….21
3.2. Рекомендации по организации системы отбора и набора персонала в
ЗАО «Медикс»………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………………………..29
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические подходы к подбору и отбору персонала…………….........5
1.1. Понятие и методы подбора и отбора персонала………………………...5
1.2. Основные
этапы процесса отбора
2. Анализ системы
отбора персонала на
2.1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия………..15
2.2. Анализ системы управления кадрами предприятия …………………….18
3. Совершенствование системы отбора и набора персонала в
ЗАО «Медикс»…………………………………………………………
3.1. Организация набора и отбора персонала на предприятии…………….21
3.2. Рекомендации по организации системы отбора и набора персонала в
ЗАО «Медикс»…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..29
Введение
Работа любой организации
неизбежно связана с
Поиск и отбор персонала является продолжением кадровой политики предприятия и одним из ключевых элементов не только системы управления персоналом, но и всей системы управления деятельностью коллектива.
Хороший, дееспособный и сплочённый персонал - основной залог долговременного успеха, высокоэффективное направление вкладывания капитала. Сегодня человек - это главный стратегический ресурс любой компании в борьбе с конкурентами.
Удачно подобрать трудовой
коллектив - одна из основных задач
руководства любого предприятия. Это
должна быть команда единомышленников
и партнеров, способных осознавать,
принимать и реализовывать
Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.
Кадры являются главным ресурсом
каждого предприятия, от качества и
эффективности использования
Поэтому политика предприятия по отбору и набору персонала является приоритетной для любой фирмы, поскольку она играет важную роль для достижения миссии и целей организации, т.е. формирование трудового коллектива, занимает ведущее место в системе управления любого предприятия.
Персонал, работающий в организации, чтобы приносить максимальную пользу, должен соответствовать определенным требованиям. И только эффективно налаженная система методов подбора и отбора персонала будет способствовать решению этой проблемы.
Сегодня современный руководитель осознаёт, что человек - важнейший фактор производства, а значит, подбор эффективного персонала не менее важен, чем снижение издержек или маркетинг. Прибыль организации, прежде всего, приносит высококвалифицированный персонал и подход к нему должен быть не просто как к средству для функционирования организации.
В настоящее время актуальность этих вопросов уже бесспорна и разбираться в вопросах управления персоналом очень важно и нужно менеджеру любого уровня. Ведь для того, чтобы успешно развиваться, организация должна управлять подбором, обучением, оценкой и вознаграждением персонала, т.е. создать, использовать и совершенствовать методы, процедуры, программы организации этих процессов.
Именно поэтому обозначенная тема и была мною выбрана для изучения в виде данной курсовой работы.
Целью курсовой работы является рассмотрение, осмысление и систематизация наиболее важных механизмов, критериев, способов подбора и отбора персонала для формирования трудового коллектива, как части управления персоналом любой организации.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования работы выступает персонал ЗАО «Медикс».
Предмет исследования – инструменты и механизмы подбора и отбора персонала в организации.
1. Теоретические подходы к подбору и отбору персонала
1.1. Понятие и методы подбора и отбора персонала
Основной задачей при найме на работу персонала является удовлетворение спроса на работников в качественном и количественном отношении. При этом следует ответить на вопрос: где и когда потребуются работники?
Наем на работу — это ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. С привлечения на работу начинается управление персоналом.
К определению кадровой политики организации существуют неоднозначные подходы.
Отбор персонала – это процесс изучения психологических и профессиональных качеств работника с целью установления его пригодности для выполнения обязанностей на определенном рабочем месте или должности и выбора из совокупности претендентов наиболее подходящего с учетом соответствия его квалификации, специальности, личных качеств и способностей характеру деятельности, интересам организации и его самого.
Отбор персонала необходимо отличать от подбора персонала. В процессе отбора происходит поиск людей на определенные должности с учетом установленных требований социального института, видов деятельности. Приподборе – осуществляется поиск, идентификация требований различных должностей, видов деятельности под известные возможности человека, накопленный им профессиональный опыт, стаж и способности.
Подбор заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация в дальнейшем сделает отбор наиболее подходящих для нее работников.
Основными предпосылками, определяющими эффективность работы по подбору и отбору персонала, являются:
Другими словами – подбор
и отбор персонала являются лишь
частью работы любой организации
в процессе управления коллективом,
который, в свою очередь, лишь одно из
звеньев целостной системы
При подборе и отборе персонала следует иметь в виду три основные положения:
1. Подбор и отбор персонала
не должны рассматриваться как
просто нахождение подходящего
человека для выполнения
2. Необходимо принимать
во внимание не только уровень
профессиональной
3. Полный учет всех требований
трудового законодательства и
обеспечения справедливого
Поэтому, как мне представляется,
для того чтобы политика организации
в области подбора и отбора
персонала была эффективной, а работники
полностью подходили по своим
профессиональным, деловым и личностным
качествам установленным
Методы подбора персонала могут быть активными и пассивными, а источники привлечения кадров - внешними и внутренними.
Активные методы подбора - к ним обычно прибегают в случае, когда на рынке труда спрос на рабочую силу, особенно квалифицированную, превышает ее предложение.
Прежде всего - это вербовка персонала, т. е. иначе говоря, налаживание организацией контактов с теми, кто представляет для нее интерес в качестве потенциальных сотрудников. Ее обычно проводят непосредственно в учебных заведениях, и это является преимуществом, так как кандидаты «неиспорченные» и их не нужно «ломать». Вербуют сотрудников у конкурентов, через государственные центры занятости и через частные посреднические фирмы.
Сравнительно дешевле
обходится привлечение
Выше перечисленные методы привлечения кадров в основном применимы к работникам массовых специальностей, имеющих средний и низкий уровень квалификации.
К пассивным методам подбора кадров прибегают, когда предложение рабочей силы на рынке труда превышает спрос. Одной из разновидностей пассивных методов привлечения персонала является размещение объявлений о вакантных должностях, уровне, требованиях к кандидатам, условиях оплаты труда.
К средствам внешнего подбора, которые чаще всего применяются, относятся:
1. Объявление в средствах
массовой информации - на телевидении,
радио, в прессе и
2. Выезд работников организации в учебные заведения.
3. Рекламные объявления.
4. Государственные агентства занятости.
5. Рекрутинговые агентства.
Немалая часть организаций предпочитают проводить подбор кадров на вакантные должности в основном внутри своей организации. Продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность и улучшает моральный климат.
Но в любом случае выбирать следует человека, имеющего наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности, а не кандидата, который представляется наиболее подходящим для продвижения по службе. Объективное решение о выборе, в зависимости от обстоятельств, основывается на образовании кандидата, уровне его профессиональных навыков, опыте предшествующей работы, личных качествах.
Работа по поиску подходящих людей начинается на базе заранее сформулированный требований к кандидатам, основанных на уже существующих должностных инструкциям и требованиях к должности. Традиционно этой функцией занимаются кадровые службы организаций.
При заполнении вакансий за счет людей, уже работающих в фирме, на рабочее место попадают люди, которые хорошо знают организацию и тех, кто в ней работает, что повышает вероятность их успешной работы в новой должности за счет более легкой адаптации к условиям работы или к новой должности.
Такая политика повышает лояльность персонала и стимулирует их к большей отдаче в работе.
Преимуществом внутреннего набора перед внешним является его дешевизна. Но в то же время, выбор ограничен числом сотрудников организации, среди которых может не оказаться необходимых людей – это, пожалуй, главный недостаток внутреннего набора.
Далеко не простым является и многоэтапный процесс отбора.
В первую очередь - это: предварительный отбор, заполнение заявлений и анкеты, собеседование, тестирование, проверка рекомендаций и послужного списка, в некоторых случаях медицинский осмотр и т. д. При этом, как правило, ориентируются на сильные, а не на слабые стороны человека и поиск не идеальных кандидатов, которых в природе не существует, а наиболее подходящих для данной должности. Одновременно учитывают и соответствие индивидуальных качеств претендента требованиям, предъявляемым содержанием работы (образование, стаж, опыт, а в ряде случаев пол, возраст.
Сегодня маркетинг активно распространился не только на рынки товаров, но и на рынки труда. Задачи этого этапа найма ориентированы на формулирование привлекательных условий для необходимых фирме работников, поскольку она сможет конкурировать не только предлагая более высокую по сравнению с другими фирмами заработную плату, но и:
В целом же можно отметить шесть основных направлений современных подходов к подбору и отбору персонала:
1. Процедуры поиска и отбора кадров должны рассматриваться в комплексе с общей системой управления организации и с ее кадровой политикой. Разработка программы по обеспечению организации новыми работниками должна учитывать цели организации, сложившуюся практику управления и наличные ресурсы.
2. Поиск и отбор работников требует комплексного подхода.
3. Необходима четкая регламентация процесса подбора и отбора (обеспеченность документами, инструкциями, положениями и т.п.). Эта мера является важнейшим условием эффективной организации работы.
4. Основные этапы процесса подбора и используемые методы зависят от того, из каких источников — внешних или внутренних — организация предполагает привлечь кандидатов для заполнения вакантных должностей. Этот вопрос должен решаться еще на стадии планирования процесса подбора, после того, как установлена количественная и качественная потребность в персонале, а не сиюминутно, в зависимости от прихоти начальника.