Приватизация в системе ГРЭ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение феномена приватизации в системе государственного регулирования российской экономики,определение путей совершенствования приватизации в системе ГРЭ.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- провести теоретическое исследование основ приватизации в системе ГРЭ;
- проанализировать эффективность приватизации в системе ГРЭ;
- разработать рекомендацию по совершенствованию приватизации в системе ГРЭ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1. Теоретические и нормативно-правовые основы формирования и реализации приватизации в системе ГРЭ…………………………………….....4
1.1. Понятие и сущность приватизации в системе ГРЭ …………………4
1.2. Особенности экономического регулирования в сфере приватизации……………………………………………………….…………….14
1.3. Нормативно-правовая база приватизации в системе ГРЭ…………………………………………………………….………………….23
2. Анализ эффективности формирования и реализации приватизации в системе ГРЭ……………………………………………………………………...35
2.1. Общая характеристика государственного регулирования приватизации в системе ГРЭ……………………………………………………35
2.2. Оценка эффективности экономического регулирования приватизации …………………………………………………………………….45
3. Основные направления совершенствования приватизации в системе ГРЭ………………………………………………………………………………..55
Заключение………………………………………………………………..65
Список используемых источников………………………………………68

Вложенные файлы: 1 файл

ПРИВАТИЗАЦИЯ курсач Халтурина.docx

— 158.35 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….2

  1. Теоретические и нормативно-правовые основы формирования и реализации приватизации в системе ГРЭ…………………………………….....4

1.1. Понятие и сущность  приватизации в системе ГРЭ  …………………4

1.2. Особенности экономического  регулирования в сфере приватизации……………………………………………………….…………….14

1.3. Нормативно-правовая база  приватизации в системе ГРЭ…………………………………………………………….………………….23

2. Анализ эффективности формирования и реализации приватизации в системе ГРЭ……………………………………………………………………...35

2.1. Общая характеристика  государственного регулирования  приватизации в системе ГРЭ……………………………………………………35

2.2. Оценка эффективности экономического регулирования приватизации …………………………………………………………………….45

3. Основные направления совершенствования приватизации в системе ГРЭ………………………………………………………………………………..55

Заключение………………………………………………………………..65

Список используемых источников………………………………………68

 

 

Введение

 

Проблема разгосударствления и приватизации – одна из наиболее важных и сложных в курсе «Экономической теории». Это объясняется, во-первых, новыми чертами в экономическом содержании и формах осуществления приватизации; во-вторых, ее местом и ролью в смешанной рыночной экономике; в-третьих, особенностями приватизационного процесса в России.

Приватизационная волна, захлестнувшая мир в 80-е годы, к началу 90-х годов докатилась до берегов России и робко остановилась у последних бастионов командно-административной системы. Если в 80-е годы тема приватизации реально интересовала лишь узкий  круг ученых академического толка, и  то лишь применительно к странам  Запада и развивающегося мира, то начиная  с осени 1990 г. в России начинается сверхактивное обсуждение приемлемой модели приватизации для внутренних нужд.

В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной  экономике, потребовалось преобразование государственной собственности  на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складывается необходимость понять процессы приватизации и проанализировать результаты приватизации государственного сектора, выявить  задачи, особенности и допущенные ошибки российской приватизации.

На сегодняшний момент процесс приватизации не завершен. Поэтому не потеряли актуальность проблемы регулирования приватизации государственного имущества.Степень разработанности проблемы является высокой, однако, большинство исследований охватывает начальный этап приватизации, что актуализирует изучение приватизации в России на современном этапе.

Объектом исследования является приватизация.

Предметом исследования выступает  приватизация в системе государственного регулирования экономики.

Целью работы является изучение феномена приватизации в системе  государственного регулирования российской экономики,определение путей совершенствования приватизации в системе ГРЭ.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- провести теоретическое  исследование основ приватизации  в системе ГРЭ;

- проанализировать эффективность  приватизации в системе ГРЭ;

- разработать рекомендацию  по совершенствованию приватизации  в системе ГРЭ.

Теоретической и методической базой исследования стали нормативно-правовые акты, статистическая информация по исследуемой  проблематике, а также труды следующих  авторов: Алексеева Д.Г., Андреева Л.В., Андреев В.К., Калинина Л.Е., Карташова  Ю.А., С. Синельников-Мурылев, А. Радыгин, Н. Главацкая, К. Рогов и др.

Структура работы включает введение; основную часть, состоящую  из трех глав – теоретической, аналитической  и проектной; заключения и списка использованных источников.

 

  1. Теоретические и нормативно-правовые основы формирования и реализации приватизации в системе ГРЭ  
    1.1. Понятие и сущность приватизации в системе ГРЭ

 

Приватизация – одна из форм разгосударствления собственности, важное средство создания экономической  структуры производства, адекватной рыночной системе. Приватизация связана  с образованием не только индивидуальной частной собственности, но и, что  наблюдается чаще, с образованием собственности коллективно-частной  – в виде акционерных обществ [30, c. 99].

Сама по себе приватизация – это характерное явление  и в рыночной экономике. Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов  государственной власти, трудовых коллективов  предприятий и населения.

В качестве общих признаков  приватизации используются следующие:

1. переход прав собственности  государства в пользу частных  лиц;

2. делегирование права  распоряжаться имуществом госпредприятию;

3. полная продажа госпредприятия  частным лицам;

4. продажа части активов.

Приватизация иногда трактуется более широко: в США согласно официальным  документам федерального правительства  приватизация рассматривается как  долгосрочная стратегия расширения частного сектора за счет сокращения общественного. В Японии термин «приватизация» одновременно с продажей государственной  собственности частным лицам, организациям предполагает также снятие ограничений, касающихся функционирования государственных  предприятий, и в целом означает несколько вариантов преобразования государственных компаний:

а) в акционерные общества с последующей продажей акций  частным собственникам;

б) в независимые государственные  предприятия, находящиеся в частном  владении (аренда);

в) в частные предприятия.

В российской экономической  науке также нет однозначного определения термина «приватизация». В общем виде приватизация понимается как сокращение или замедление темпов расширения государственного сектора  экономики, сопровождаемое увеличением  доли частного сектора. В более узком  смысле приватизацией считают полную или частичную передачу прав собственности  на находящиеся в государственной  собственности факторы, средства производства, имущественные ценности, капитал  акционерным обществам или частным  лицам.

Наряду с общепринятыми  формулировками определения приватизации в качестве дополнения нередко используются положения о том, что приватизация – это сдача государственного имущества в аренду частным лицам для производства товаров и услуг, передача производственных функций частному сектору при сохранении финансовых рычагов в руках государства, а также и другие подобные определения. Приватизация предприятий не сводится к простой продаже имущества. Она является инструментом разгосударствления экономики и означает продажу государством частным лицам прав собственности нам имущество, а также прав распоряжения и пользования имуществом при одновременном снятии административных ограничений на деятельность предприятия.

Рассмотрим основные Функции приватизации. 

  1. Общие (типовые) функции. 

Посредством приватизации государственной  собственности решается множество  задач: повышение рентабельности предприятий, сокращение правительственных расходов, увеличение поступлений в бюджет, ликвидация или уменьшение внутренней и внешней задолженности, борьба с монополизмом, расширение рынка  капиталов, увеличение инвестиционного  спроса населения, привлечение работников к участию в капитале компании, ослабление профсоюзного движения, создание широкой социальной базы мелких собственников в политических целях и многое другое.

Для стран, переходящих от командно-административной системы  к рыночной, немаловажным является также развитие многоукладности  экономики и становление института  частной собственности. Приватизация в постсоциалистических странах  рассматривается как инструмент коренного изменения отношений  собственности и создания социальной базы нового общественного строя  – широкого среднего класса.

В общем же виде к целям  приватизации предприятий относятся  повышение эффективности отдельных  предприятий и экономики в  целом, решение финансовых проблем  правительства, а также ослабление монопольного положения государственного сектора.

Ниже рассмотрим последовательно  основные функции приватизации, начав  с укрепления социально-экономической  системы, основывающейся на частной  собственности.

  1. Функция укрепления общественного строя.

Государственный сектор, однажды  возникнув, превращается в составную  часть народного хозяйства. Он может  увеличиваться во время войн, кризисов, необходимости создания объектов инфра-структуры или экспериментальных производств. Его доля может сокращаться в экономике и без приватизации за счет более быстрого развития частного сектора. Размеры госсектора и его роль в национальной экономике – это не только количественный, но и социально-экономический показатель, так как устойчивость общественного строя наряду с прочим зависит от степени господства определяющих экономических отношений собственности и предпринимательства в народно-хозяйственном комплексе в целом.

Разрастание государственного сектора сужает поле деятельности частного предпринимательства и создает  угрозу существующему строю. 
Приватизация чрезмерно разросшегося государственного сектора соответствует интересам укрепления социально-экономического строя в той мере, в которой этот сектор не являются необходимым для сохранения этого строя элементом.

Таким образом, вопрос о приватизации конкретных объектов госсектора встает тогда, когда частный национальный капитал может существовать без  соответствующего государственного объекта  или когда жизненно важный для  народного хозяйства объект стал настолько рентабельным и конкурентоспособным, что не нуждается в государственных  капиталовложениях, дотациях и льготах.

Отметим, что время приватизации – годы благополучного хозяйственного развития, отсутствия военно-политических потрясений, глубоких кризисов, обновления основного капитала в общехозяйственных  масштабах, а время роста государственного сектора за счет нового строительства  или национализации предприятий  и отраслей частных вла-дельцев– годы подготовки к войне, войны, послевоенной разрухи, кризиса экономического или вызванного внешними обстоятельствами, например потерей колоний, резким снижением национальной конкурентоспособности.

Разумеется, эти суждения относятся к обществу, существующему  в рамках одного и того же социально-экономического строя. 

  1. Социально-политическая функция. 

Эта функция приватизации в условиях стабильной рыночной экономики  содействует расширению социальной базы общественной системы и государственной  политики, особенно среди социальных групп, непосредственно заинтересованных в приватизации. Расширение социально-политической базы проявляется в поддержке  правительственного курса во время  выборов, референдумов, а также в  средствах массовой информации, общественных движениях, в виде материальной поддержки  предвыборной кампании соответствующих  партий.

Каждый строй или его  модификация оказывались жизнеспособными  не столько в результате идеологической убежденности населения, сколько благодаря  неразрывной связи личных хозяйственных  интересов граждан с этим строем. Например, устойчивость американского капитализма долго объяснялась поддержкой, оказываемой ему миллионами фермеров, получивших за символическую плату большие участки плодородных земель.

Приватизация государственной  собственности дает правительству  уникальную возможность выступить  благодетелем собственного населения, надолго стабилизировать социально-экономическую  обстановку в стране, обеспечить себе массовую поддержку избирателей.

4. Глобальные народно-хозяйственные  функции. К ним можно отнести  следующие:

  • Привлечение капитала внутри страны. 

Для многих развитых стран  мира характерен избыток капитала, который имеет относительный  характер и определяется соотношением рентабельности вложений капитала внутри страны и за рубежом. Приватизация эффективных  или перспективных объектов на время  расширяет сферу приложения частного национального капитала внутри страны, вызывает затраты на реструктуризацию приватизированных компаний и их модернизацию, способствует оживлению  конъюнктуры в стране, росту спроса и занятости.

Часть избыточного частного капитала, которая в других условиях была бы вывезена за границу, остается в стране, частично поступает в  доход государства в виде платы  за приватизированные объекты, а  частично включается в хозяйственный  оборот.

  • Повышение экономической эффективности функционирования объектов, переходящих из государственной собственности в частную. 

Информация о работе Приватизация в системе ГРЭ