Реформирование системы муниципального управления: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 23:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является систематизация общетеоретических подходов к реформированию муниципального управления, а также осмысление практического опыта.
Для достижения поставленной цели необходимо поставить следующие задачи:
1.Оценить современный этап реформирования местного самоуправления в Российской Федерации.
2.Выделить актуальные проблемы реформирования местного самоуправления.
3.Показать особую роль проблемы кадрового обеспечения в условиях становления и развития местного самоуправления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Этапы реформирования муниципального управления в России…….5
1.1.Развитие и реформирование муниципального управления в период 1990-2003гг………………………………………………………………………………5
1.2.Современное состояние муниципального управления в Российской Федерации…………………………………………………………………………10

2. Актуальные проблемы реформирования муниципального управления на современном этапе и перспективы их решения………………………………...17
2.1.Проблемы реформирования муниципального управления и перспективы их решения…………………………………………………………………………17
2.2.Проблема профессионализма муниципальных служащих как одна из важнейших проблем на современном этапе реформирования муниципального управления………………………………………………………………………...23

Заключение………………………………………………………………………29
Список используемой литературы…………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Реформирование муниципального управления - копия.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

"РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

и ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Южно-Российский институт филиал

Факультет управления

Специальность/направление  подготовки: Государственное и муниципальное  управление

Кафедра : Государственного и муниципального управления

 

Курсовая работа

по дисциплине: Система муниципального управления

на тему:

«Реформирование системы  муниципального управления: проблемы и перспективы»

                                             

 

                            Автор работы:

                                                                        студентка 3 курса ГМУ-536 группы

                                                                        очной формы обучения

                                                                        Ляшенко Александра Евгеньевна

                                                                        Подпись__________________

           

                                                                  Руководитель работы:

                Доцент

  Тер-Акопян Ованес  Карапетович

                                                         Оценка____________________

                                                          Подпись___________________

 

 

Ростов-на-Дону

2013г.


 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

1.   Этапы реформирования  муниципального управления в  России…….5

1.1.Развитие и реформирование  муниципального управления в период 1990-2003гг………………………………………………………………………………5

1.2.Современное состояние  муниципального управления в  Российской Федерации…………………………………………………………………………10

 

2. Актуальные проблемы  реформирования муниципального  управления на современном этапе и перспективы их решения………………………………...17

2.1.Проблемы реформирования  муниципального управления и  перспективы их решения…………………………………………………………………………17

2.2.Проблема профессионализма  муниципальных служащих как одна  из важнейших проблем на современном  этапе реформирования муниципального управления………………………………………………………………………...23

 

Заключение………………………………………………………………………29

Список используемой литературы…………………………………………….31 
Введение

Актуальность рассмотрения и изучения проблем и перспектив реформирования муниципального управления очень высока на сегодняшний день. Среди преобразований, которые осуществляются в России, муниципальная реформа играет особую роль, и, прежде всего, потому, что от реформы местного самоуправления будет зависеть результативность проведения всех других реформ. В конечном счете, по ситуации на местах населением будут оцениваться итоги преобразований. Международный опыт и прежняя российская практика указывают на то, что именно в недрах местного самоуправления, непосредственно опирающегося на инициативу и активность граждан в решении конкретных местных проблем, кроется потенциал, способный обеспечить устранение многих кризисных явлений в жизни российского общества, придать ему дополнительные стимулы для развития.

Не смотря на востребованность решения проблем реформирования местного самоуправления в современных условиях России, нельзя пока констатировать большое число научных работ и разработок, непосредственно посвященных этой теме. В последнее время вышли работы В.Г. Игнатова, В.И. Бутова, В.Б. Зотова, О.М. Роя, Р.В. Бабуна, В.В. Лобанова. Вместе с тем в какой-то мере этой темы касались многие авторы как в нашей стране, так и за рубежом, так как  тема местного самоуправления непосредственно касается проблем демократии, гражданского общества, социальной и экономической сфер. 

Предметом исследования являются проблемы, прямо связанные  с генеральными целями организации. Генеральные цели ориентированы  на реорганизацию деятельности и  вовлечены в инновационный процесс. Так же они направлены на повышение эффективности функционирования государственных структур управления путем обеспечения взаимодействия целей, ресурсов и результатов деятельности.

Объектом данной курсовой работы является организация как  открытая комплексная социально-экономическая система, которая представляет собой сложную совокупность подразделений сисетмы государственного управления.

В настоящее время большие надежды  возлагаются на федеральный закон  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», подписанный Президентом РФ 6 октября 2003 г. Окончательно этот закон вступает в действие с 1 января 2009 г. Закон является важным шагом вперед в развитии народовластия и решительным шагом на пути к эффективному местному самоуправлению, он ориентирован на выстраивание более приближенной к гражданам системы: статус муниципального образования определяет его полномочия, определяет вопросы местного значения, которые соответствующие органы призваны решать.

Однако при решении столь  объемной и сложной задачи, как реформирование местного самоуправления, регионы сталкиваются с большим количеством юридических и организационных трудностей, решение которых крайне важно не только для системы местного самоуправления, но и государства в целом.

Целью данной работы является систематизация общетеоретических подходов к реформированию муниципального управления, а также осмысление практического опыта.

Для достижения поставленной цели необходимо поставить следующие задачи:

1.Оценить современный  этап реформирования местного самоуправления в Российской Федерации.

2.Выделить актуальные  проблемы реформирования местного  самоуправления.

3.Показать особую роль  проблемы кадрового обеспечения  в условиях становления и развития  местного самоуправления.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1.Современный этап развития и реформирования муниципального управления.

 

1.1.Развитие и реформирование  муниципального управления в  период   1990-2003гг.

 

История местного самоуправления в России в современный период, начиная с 1990 года по 2003 год, насчитывает несколько принципиально отличающихся друг от друга и по форме и главное, по содержанию законов федерального уровня, регулирующих вопросы организации местного самоуправления. Как известно, начало реформированию системы власти в России положили первые выборы в органы государственной власти СССР в 1989 году и последующие в 1990 году выборы депутатов Съезда народных депутатов Российской Федерации и депутатов местных советов. Верховный Совет СССР принял в 1990 году закон, который впервые ввел в законодательную практику понятие "местного самоуправления". С этого закона началось практическое реформирование системы власти в России. Основная проблема заключалась в необходимости разделения функций и полномочий единой государственной власти по вертикали на государственную и местную власть.

До 1993 года преобразование системы единой государственной  власти, системы местного государственного управления в систему местного самоуправления основывалось на системе административно-территориального деления. Как известно, и в СССР, и в Российской Федерации действовала система административно-территориального деления, унифицированная для всех субъектов Федерации. В соответствии с принятым в 1991 году Законом Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" система местного самоуправления строилась по административно-территориальному принципу. Административно-территориальные единицы одновременно являлись и единицами местного самоуправления.

С принятием в 1990 году Закона СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" началось выделение системы местного самоуправления из системы единой государственной власти путем передачи местным органам управления определенных властных полномочий. Союзный закон был значительным шагом вперед. Однако отсутствие в законах детального регулирования предметов ведения и полномочий и, в особенности, конкретного административно-правового механизма распределения правомочий и ответственности порождало в первый год деятельности новых представительных органов - советов конфликты между исполнительными и представительными органами местной власти.

Этот конфликт был  практически разрешен с принятием Закона РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" в 1991 году. Закон, в частности,   предусматривал   не  только   разграничение полномочий советов и исполнительных органов местного самоуправления - местных администраций, но и закреплял унифицированную систему территориальной организации местной власти в соответствии с административно-территориальным делением,  предусматривал   многоуровневость   местного самоуправления.   Практика   деятельности   советов доказала необходимость постепенности реформирования. Именно такой подход в те годы и обеспечил ряд положительных результатов:  к 1992 году местные советы,  особенно  на уровне  городов и районов, превратились в реально функционирующие и дееспособные органы местной власти.

Постепенное эволюционное реформирование местной власти продолжалось до 21 сентября 1993 года, когда советы были распущены первым Президентом России. В этот день было, по существу, ликвидировано местное самоуправление. Восстанавливалась властная "вертикаль", но не в виде системы "советов-исполкомов", а в виде исполнительной вертикали государственной власти. Вновь возникшая ситуация практически полностью повторяла ситуацию, существовавшую до 1990 года. Различия состояли лишь в том, что до 1990 года советы юридически провозглашались полновластными, а реально такими полномочиями не обладали. После же 21 сентября 1993 года представительные органы были и формально-юридически лишены властно-распорядительных полномочий. Таким образом, воссоздавалось местное государственное управление.

Указы Президента РФ № 1760 от 26 октября 1993 г. "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации", № 1797 от 27 октября 1993 г. "Об утверждении основных положений о выборах в органы местного самоуправления" и № 557 от 21 марта 1994 г. "О мерах по обеспечению реформы местного самоуправления", провозглашая общепризнанные права местного самоуправления, в конкретных нормах о разграничении полномочий представительных собраний (советов) и глав администраций восстановили назначение глав администраций, наделенных правами единоличного решения широкого круга вопросов, вернувшись таким образом к советской системе "вертикального" подчинения.

Если субъекты Федерации  добились значимых прав и полномочий от федерального центра, то на уровне местного самоуправления все права в отношении бюджета, собственности и властных полномочий, которые имели местные органы власти до 1993 года, были ликвидированы или оказались под прямым непосредственным контролем со стороны глав исполнительной власти субъектов Федерации.

Принимая Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции 1995 года, федеральный законодатель попытался устранить ряд существенных искажений конституционных принципов местного самоуправления путем установления однозначных императивных норм, конкретизирующих эти конституционные принципы. К ним, в частности, относятся нормы: о приоритете представительных органов местного самоуправления, с которыми связывается в первую очередь деятельность муниципального образования как субъекта публичного права, наделенного правами юридического лица; о допустимости организации местного самоуправления на уровне районов; об установлении компетенции местного самоуправления; конкретизирующие полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по вопросам местного самоуправления и устанавливающие их исчерпывающие перечни; о процедурах поэтапного реформирования органов местного самоуправления. К числу основных проблем в организации и деятельности местной власти, которые привели к необходимости подготовки новой редакции Федерального закона, его разработчики отнесли следующие:

  • неопределенность, а в ряде случаев множественность   моделей   территориальной   организации местного  самоуправления  и  удаленность органов местного самоуправления от населения;
  • нечеткость в определении компетенции муниципальных образований и не проработанность механизмов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • несоответствие ресурсов муниципалитетов реально исполняемым ими обязанностям.

Задача разрешения указанных  проблем была поставлена перед Комиссией о разграничении полномочий, образованной Президентом Российской Федерации. В ходе работы Комиссии над разрешением проблемы разграничения полномочий, концептуальные идеи четкого и однозначного установления полномочий для местного самоуправления с выделением расходных обязательств местных бюджетов, необходимости ликвидации "нефинансируемых мандатов" и безусловной передачи на местный уровень финансовых средств, предназначенных для исполнения полномочий, были дополнены не менее фундаментальным положением о необходимости введения двухуровневой организации местного самоуправления во всех субъектах Российской Федерации.1

Информация о работе Реформирование системы муниципального управления: проблемы и перспективы