Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 17:13, курсовая работа
Исследование систем управления - научное изучение профессиональными исследователями или менеджерами соответствующего предмета систем управления (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.
Введение 2
Глава 1. Методологические подходы к исследованию систем управления: Диалектический, процессный, ситуационный 5
1.1. Диалектический подход к исследованию, основные положения 5
1.2. Процессный подход к исследованию, сущность и технология 7
1.3. Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования 9
Глава 2. Функциональный, рефлексивный и системный подход к исследованию система управления 13
2.1. Функциональный подход к исследованию, сущность и использование 13
2.2. Рефлексивный подход к исследованию 14
2.3. Системный подход к исследованию, его сущность 21
2.4. Интегративно-конвергенциальный характер системного подхода 27
Заключение 30
Список литературы 33
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 2
Глава 1. Методологические подходы к исследованию систем управления: Диалектический, процессный, ситуационный 5
1.1. Диалектический подход к исследованию, основные положения 5
1.2. Процессный подход к исследованию, сущность и технология 7
1.3. Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования 9
Глава 2. Функциональный, рефлексивный и системный подход к исследованию система управления 13
2.1. Функциональный подход к исследованию, сущность и использование 13
2.2. Рефлексивный подход к исследованию 14
2.3. Системный подход к исследованию, его сущность 21
2.4. Интегративно-
Заключение 30
Список литературы 33
Введение
Исследование систем управления - научное изучение профессиональными исследователями или менеджерами соответствующего предмета систем управления (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.
Методология, позволяет определить цели. Она также находит свое воплощение в формулировании исходных гипотез, выборе подхода, принципов и методов исследования.
По содержанию различают методологии:
- агностицизма,
предполагающего невозможность
познания реальной
- дуализма, построенного на предположении наличия в явлении двух сущностей;
- материализма,
в основе которого находится
материалистическое понимание
- позитивизма,
исходные положения которого
сводятся, в основном, только к
изучению объекта с точки
- теологизма, в основе которого вера в Бога (т.е. в высшее существо), абсолютную идею и т.п.;
- экзистенциализма,
основывающегося на априорном
преувеличении фактических
Использование
любой методологии определяет применение
того или иного подхода к
- механистический,
основанный на изучении в
- метафизический,
в котором приоритет отдается
связям движения в виде
- биологический,
в котором приоритет отдается
функциональным связям
- диалектический,
основанный на законах
Цель курсовой работы рассмотреть основные подходы к исследованию систем управления.
Исходя из поставленной цели основные задачи, которые будут решены при написании работы следующие:
1. Диалектический подход к исследованию, основные положения;
2. Процессный подход к исследованию, сущность и технология;
3. Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования;
4. Функциональный подход к исследованию, сущность и использование;
5. Рефлексивный подход к исследованию;
6. Системный
подход к исследованию, его сущность.
Интегративно-
При написании работы автор использовал литературы отечественных авторов таких как Мишин В.М., Игнатьева А.В., Коротков Э.М. и другие.
Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе мы рассмотрим диалектический, процессный и ситуационный подход к исследованию систем управления. Во второй главе мы рассмотрим функциональный, рефлексивный и системный подход к исследованию систем управления, их сущность и случаи использования.
Глава 1. Методологические подходы к исследованию систем управления: Диалектический, процессный, ситуационный
1.1. Диалектический подход к исследованию, основные положения
Выбор методологического
подхода к исследованию оказывает
самое существенное влияние на процесс
его проведения и результативность,
так как от этого во многом зависит
направленность всех исследовательских
работ. Большая часть изучаемых объектов
- динамичные, внутренне взаимосвязанные
объекты, взаимодействующие с внешней
средой, поэтому одним из наиболее приемлемых
подходов их исследования является диалектический.
Данный подход
происходит из сущности диалектики, которая
представляет собой учение о всеобщих
связях явлений и наиболее общих закономерностях
развития бытия и мышления. Базовым законом
этого учения выступает закон единства
и борьбы противоположностей, а основополагающим
принципом - принцип всеобщих связей явлений.
Это значит, что для изучения какого-либо
предмета необходимо рассмотреть все
его стороны и связи. При этом развитие,
как общий процесс, проходит периодически
повторяющиеся ступени, но каждый раз
на более высоком уровне и все это осуществляется
по спирали. Глущенко В.В., Глушенко И.И.
Исследование систем управления: Социоло-гические
и экономические исследования, прогнозные
и плановые иссле-дования, экспериментальные
исследования. -- Московская область: Крылья,
2002.
Спиралеобразное движение обеспечивает постоянное накопление знаний и достижение с течением времени новых уровней развития. Помимо закона единства и борьбы противоположностей диалектики в ходе познания следует руководствоваться такими законами, как переход количества в качество, отрицание отрицания, реализуя при исследовании принципы восхождения от абстрактного к конкретному, единства анализа и синтеза, логического и исторического, выявления в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.
Рассматриваемый подход предопределяет необходимость использования соответствующих принципов:
- непрерывного
движения и развития всех
- научности,
требующий использования всего
нового и прогрессивного и
обеспечивающий предвидение
- взаимодействия, предполагающего использование разнообразных связей, многовариантности, и целостности отображения и исследования явлений;
- объективности и достоверности;
- противоречивости;
- преемственности;
- относительности;
- исторической определенности.
Диалектический подход к исследованию определяет практика, которая является:
1) основным методологическим инструментом исследования;
2) движущей силой исследования, так как определяет то, что может быть для нее актуальным;
3) важнейшим
потребителем результатов
4) основным критерием
истинности результатов
Диалектический
подход к исследованию в связи
с его положениями о
Диалектический подход во многом определил развитие целого спектра других подходов, и в первую очередь системного.
1.2. Процессный подход к исследованию, сущность и технология
Процессный подход (процесс - последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь; развитие какого-либо явления) известен применительно к управлению в целом. Он рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование и планирование, организация и т.д.). Причем выполнение каждой работы и общих функций управления здесь также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты (рис.1).
Часто выход одного процесса является входом для другого, а сам процесс управления определяется суммой всех связанно выполняемых функций. В рамках такого подхода изучение СУ следует рассматривать как выполнение исследовательских работ и общих управленческих функций по их реализации (исследовательского управленческого цикла) в виде процесса - непрерывной серии взаимосвязанных действий, т.е. как работу по достижению целей исследования. При процессном подходе характерна ориентация на совокупность непрерывно осуществляемых действий по всем исследовательским работам с их идентификацией и взаимосвязанным общим управленческим функциям (прогнозированию, планированию, организации работ, координации, выполнению работ, регулированию, активизации и стимулированию, учету, контролю и анализу), преобразующих входы в выходы и представляет собой процессный подход к исследованию СУ. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб-ное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Рис.1. Основные составляющие процесса исследования
Технологически процессный подход к исследованию осуществляется последовательно, параллельно и последовательно-параллельно (рис.2), однако наиболее жизнеспособным из названных подходов является последовательно-параллельный.
Рис.2. Виды процессного подхода к исследованию: А - последовательный; Б - параллельный; В - последовательно-параллельный
Преимущество процессного подхода состоит в следующем:
- непрерывности
взаимосвязанного проведения
- получении синергетического исследовательского результата;
- более полном выполнении требований к проведению исследований;
- постоянном
улучшении процессов,
1.3. Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования
В настоящее время для ряда целей исследования СУ, обусловленных необходимостью быстротечного изменения управления, крайне важно оперативно провести работы и принять обоснованные управленческие решения. Такие цели могут ставиться по мере возникновения непрогнозируемых проблем управления, требующих быстрого разрешения и связанных, например, с внезапными изменениями на рынках, необходимостью срочного заключения контракта, проведением не в установленные плановые периоды работ по реструктуризации СУ и т.п. В условиях конкуренции цена задержки в проведении исследования и принятия последующего решения по его результатам даже правильных управленческих решений может оказаться очень большой, т.е. необходимо повышать оперативность проведения исследований СУ. Короткое Э.М. Исследование систем управления: Учебник. -- М.: ДЕКА, 2001.
В этих случаях следует использовать ситуационный подход к исследование СУ, сущность которого заключается в оперативном изучении сложившейся ситуации и проведении исследовательских работ на основе использования преимущественно типовых процедур исследования и своего рода методов "моментальных фотографий" управленческой деятельности организации и ее отношений с внешней средой. Однако в любом случае тот или иной метод исследования должен определяться конкретной сложившейся ситуацией. Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. -- М.: Финансы и статистика, 2003.
В общем случае ситуационный подход к исследованию методологически тесно связан с аналогичным подходом к управлению, который сформировался ранее и внес существенный вклад в теорию управления.
Основная принципиальная особенность рассматриваемого подхода - ситуация, т.е. конкретные обстоятельства, которые оказывают влияние на СУ в рассматриваемый момент времени. Изучая сложившуюся ситуацию можно лучше понять как обусловившие ее причины, так и воздействия, которые будут в большей степени способствовать достижению целей исследования СУ в конкретных условиях и обстоятельствах.
Информация о работе Современные подходы к исследованию систем управления