Современный менеджер и требования, предъявляемые к нему

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой работы актуальна в силу того, что в настоящее время Россия претерпевает ряд преобразований, касающихся, прежде всего сферы управления. Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, и методы управления, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам. В эпоху острой конкуренции и глобальных перемен, очевидно, что не только настоящее, но и будущее состояние организации во многом зависит от качеств, знаний и способностей менеджера, его умений организовать эффективную работу сотрудников и в целом всего, стремления достичь лучших результатов.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Современный менеджер и требования, предъявляемые к нему.....................5
1.1. Управление как функция и процесс...........................................................5
1.2. Понятие, социальные роли и функции менеджера в современных организациях................................................................................................9
1.3. Требования к профессиональной компетенции менеджеров: портрет идеального менеджера...............................................................................13
2. Оценка функций современного менеджера в деятельности организации...17
2.1. Характеристика анализируемого предприятия.......................................17
2.2. Общие сведения и работе менеджера магазина «Эльдорадо»...............21
2.3. Предложения по совершенствованию функций управления.................25
Заключение............................................................................................................30
Список литературы...............................................................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по теории вероятности №1.docx

— 90.68 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................................................................................................................3

1. Современный менеджер и требования, предъявляемые к нему.....................5

1.1. Управление как функция и процесс...........................................................5

1.2. Понятие, социальные роли и  функции  менеджера в  современных  организациях................................................................................................9

1.3. Требования к профессиональной  компетенции менеджеров: портрет  идеального менеджера...............................................................................13

2. Оценка функций современного  менеджера в деятельности организации...17

2.1. Характеристика анализируемого  предприятия.......................................17

2.2. Общие сведения и работе менеджера  магазина «Эльдорадо»...............21

    2.3. Предложения по совершенствованию функций управления.................25

Заключение............................................................................................................30

Список литературы...............................................................................................33


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Тема данной курсовой работы актуальна в силу того, что в настоящее время Россия претерпевает ряд преобразований, касающихся, прежде всего сферы управления. Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, и методы управления, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам. В эпоху острой конкуренции и глобальных перемен, очевидно, что не только настоящее, но и будущее состояние организации во многом зависит от качеств, знаний и способностей менеджера, его умений организовать эффективную работу сотрудников и в целом всего, стремления достичь лучших результатов. Несомненно, и то, что менеджер играет важную роль в развитии и функционировании организации.

В последнее  время больше внимания уделяется  вопросам определения комплекса  знаний, способностей, личных и деловых  качеств, которыми должны обладать современные  менеджеры. Однако сформулировать основные требования, предъявляемые к идеальному руководителю, оказалось довольно трудно, поскольку они различаются в  зависимости от особенностей среды, в которой работает менеджер. Так, например, для руководителей технических  служб необходимым требованием  является наличие глубоких технических  знаний, а для начальника производственного  отдела знаний организации производства и управления. Чем крупнее подразделение  или отдел, который возглавляет  менеджер, тем большим объемом  знаний он должен обладать. Несомненно, знания эти должны быть не только теоретическими, но и практическими, полученными  в процессе работы. Кроме того, профессиональный менеджер понимает сущность протекающих  процессов преобразования в сфере  экономики, менеджмента, финансов, учитывает  ситуацию на рынке труда, т. е. внимательно  следит за положением дел как внутри фирмы, так и вне ее. Но не все, даже самые высококвалифицированные, специалисты, обладающие соответствующими знаниями, способны успешно руководить организацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖЕР И ТРЕБОВАНИЯ

ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НЕМУ

 

1.1. Управление как функция и процесс

 

В годы перехода российской экономики на рыночные основы ведения хозяйства наряду с привычным  словосочетанием «управление организацией или предприятием» стало нередким и другое - «менеджмент организации  или предприятия». В настоящее  время они чаще всего используются как понятия идентичные, взаимозаменяемые. Основанием для этого является одинаковая сущность категорий, выражаемых русским  словом «управление» и английским «менеджмент». Это находит отражение в определениях данных понятий в фундаментальных работах отечественных и зарубежных авторов, где раскрывается их содержание.

Менеджмент  и управление в специальной управленческой литературе рассматриваются практически  с одних и тех же позиций, что  в известной мере отражено в табл.1, где представлены наиболее часто используемые подходы к определению их сущности и роли в обществе.

Таблица 1

Подходы к определению сущности и роли управления и менеджмента

 

Такое совпадение не случайно, так как его основу составляют объективные процессы общественного развития, оказывающие влияние на трактовку понятий и подходы к раскрытию их содержания. С учетом этого мы используем термины «менеджмент» и «управление» как тождественные.

Многовековое  развитие менеджмента предопределило выделение деятельности по управлению в отдельную функцию, которая  по своему назначению и содержанию выполняемых работ принципиально  отличается от производственной функции. Это произошло в связи с  зарождением капитализма и началом  индустриального прогресса европейской  цивилизации. Главным революционным  преобразованием этого периода  в области менеджмента было его  отделение от собственности и  зарождение профессионального менеджмента. В нем существенную роль стали  играть менеджеры, профессионально  подготовленные для того, чтобы направлять деятельность других членов организации  и эффективно решать задачи, отражающие предназначение организации.

Управление  как функция реализуется через  выполнение ряда управленческих действий, получивших название функций управления. Впервые их состав был сформулирован  А. Файолем, который выделил пять исходных функций управления: планирование, организовывание, распоряжение, координирование и контроль.

В последующих  разработках состав универсальных  управленческих действий несколько  видоизменялся, отражая важность или  приоритетность тех или иных видов  работ. В течение 20 лет, начиная с  середины 1950-х гг., во многих зарубежных учебниках функции управления рассматривались  как процессы планирования, организовывания, работы с персоналом, командования и контроллинга. В отечественных работах в 1960-е гг. было введено понятие «общие функции управления». В их составе выделялись: планирование, организация, координирование, мотивация и контроль.

В настоящее  время в большинстве учебников  управленческий процесс рассматривается  в составе четырех базовых  составляющих: планирование, организовывание, руководство (лидерство) и контроль.

Их содержание раскрывается следующим образом:

• планирование - вид управленческой деятельности, связанной с установлением целей, разработкой стратегии и планов организации и ее составных частей;

• организовывание — формирование структуры организации и управления, а также обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы: персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами, рабочими местами и пр.;

• руководство (лидерство) — деятельность по мотивации персонала, активизации людей, работающих в организации, выбору наиболее эффективных каналов коммуникации и разрешению организационных конфликтов;

• контроль — мониторинг исполнения, сравнение результатов с целями, корректировка существенных отклонений, а также количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации.

Рассмотрение  управления как функции связано  с разработкой состава, содержания всех видов управленческой деятельности, а также их взаимосвязи в пространстве и времени. Подробно эти вопросы  рассматриваются в последующих  главах.

Процессный  подход к управлению отражает необходимость  интегрировать все виды деятельности по решению управленческих задач  в единую цепочку, разорванную в  результате «чрезмерного увлечения» функциональным подходом, при котором каждая из функций рассматривается вне  связи с другими. При этом внимание фокусируется на взаимосвязанности  отдельных действий, каждое из которых, в свою очередь, является процессом. Таким образом, управление представляется как динамически изменяющиеся в  пространстве и времени, связанные  между собою управленческие функции, целью которых является решение  проблем и задач организации.

 

Процесс управления обеспечивается профессионально подготовленными  специалистами в области управления, которые формируют организации  и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Умение ставить и реализовывать  цели основатель школы научного менеджмента  Ф.У. Тейлор определял как искусство  точно знать, что предстоит сделать  и как сделать это самым  лучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей — менеджеры, чья работа состоит в организации  и руководстве усилиями всего  персонала для достижения целей. Они обеспечивают условия для  производительного и эффективного труда занятых в организации  работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому  управление — это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя  труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.

Отсюда появляется необходимость внимания к таким  факторам, как организационная культура, различные формы демократизации управления, участие работающих в  прибылях, собственности, управлении, стиль руководства и лидерство. Автократический стиль управления должен уступить место более демократическим  отношениям между менеджерами и  прочими работниками; это обязательное условие повышения качества менеджмента  на современном этапе.

Организационная культура определяется как наличие  у всех работающих единых ценностей, общих целей, их непосредственное участие  в выработке путей достижения целей, заинтересованность в обеспечении  конечных результатов организации.

Управление  нередко идентифицируются с органами или аппаратом управления. Менеджмент   —   специфический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. Без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно. Главная  задача  людей, занятых в этом аппарате,  —  это эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий,

оборудования, материалов, труда, информации) для  достижения ее целей. Поэтому они  должны:

• знать, как планировать, организовать и управлять организацией и людьми;

• знать и уметь применять технологию управленческих работ в определенной области (например, общем менеджменте, финансах или маркетинге);

• учитывать особенности отрасли и организации, в которой они работают (цели, политику, историю, сильные и слабые стороны, роль в отрасли, культуру).

Аппаратный  подход к управлению фокусирует внимание на его структурном составе, на характере  связей между звеньями и элементами структуры управления, на степени  централизации и децентрализации  распределения функций, на полномочиях  и ответственности работников, занимающих разные позиции (должности) в аппарате.

 

1.2. Понятие, социальные роли и функции менеджера в   современных организациях

 

Менеджмент  неразрывно связан с людьми, занятыми управлением. Труд в этой сфере носит  название управленческого. По сравнению  с другими видами труда в организации  он имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его  предмете, результатах и применяемых  средствах.  Особенности труда менеджеров вытекают из сущности управления как деятельности, направленной на постановку целей и объединение усилий множества людей для их своевременного и эффективного достижения. Выполняя эти функции, менеджеры непрерывно сталкиваются с проблемами, представляющими собой отклонение фактического состояния организации от заданного или желаемого. Таких проблем великое множество, и они носят самый разнообразный характер. Нередко они требуют немедленного вмешательства, в иных же случаях их решение связано с выработкой концепции развития организации или с радикальным изменением ранее принятой политики. Это означает, что менеджеры должны не только вовремя выявлять проблемы, но и владеть методами их решения, иметь четкое представление о том, какие подходы надо применять в каждом конкретном случае.

Наиболее  полное описание видов работ, которые  менеджеры выполняют в организации, приведено в работе известного канадского ученого Генри Минцберга «Работа менеджера: вымыслы и факты», в которой выделено 10 специфических видов работ, объединенных по признаку однородности в три группы: межличностные контакты, работа с информацией и принятие решений (рис.2).

В межличностных  контактах менеджер, выполняющий  роль главного руководителя, выступает  прежде всего как символическая  фигура, которая представляет организацию, являясь как бы ее флагом. В этой роли на менеджера возлагаются обязанности  по выполнению церемониалов, посещению  разных социальных мероприятий, по участию  в приемах, связанных с уходом работников на пенсию и т.д.

Очень важна  роль менеджера как лидера, т.е. человека, оказывающего влияние на других работников организации. Обычно это связано  с ответственностью, а также формальными  полномочиями по поводу труда других людей, которые предоставляются  менеджерам в организации. Но лидерское  поведение менеджеров зависит от их способности использовать эти  полномочия с целью мотивирования  и активизации людей для наиболее эффективного достижения целей.

Рис. 1.1 Роли менеджеров в организации

 

Роль связующего звена обязывает менеджеров налаживать контакты с теми, кто формально  им не подчиняется. Это и менеджеры  данной организации, и многие люди за ее пределами, например: потребители, поставщики, официальные правительственные  лица, менеджеры из других организаций. Формы контактов, которые при  этом используются, самые разные, включая  переписку, участие в совещаниях, телефонные разговоры, личные контакты и пр.

Информационные  роли менеджеров пронизывают процессы их межличностных контактов и  отражают важность сети коммуникаций, создаваемых и поддерживаемых ими. В этой группе Г. Минцберг выделил три специфические роли.

1. Роль приемников информации, характеризующая менеджеров как людей, находящихся в постоянном поиске информации, необходимой для управления организацией и выполнения собственной работы. Эта информация может быть письменной и устной, внутренней и внешней.

2. Роль распространителей информации характеризует менеджеров не только как получателей, но и как распространителей информации по тем каналам связи, которые обеспечивают решение целей и задач организации или подразделений. В частности, они переда ют информацию своим подчиненным, если у последних нет иного способа ее получения.

3. Менеджеры выступают как представители организации, передающие информацию о ее планах и политике для налаживания внешних контактов с другими заинтересованными лицами и компаниями.

Информация о работе Современный менеджер и требования, предъявляемые к нему