Сущность, роль и
функции контроля в управлении
Контроль – это система наблюдений и
проверки соответствия процесса функционирования
управляемого объекта принятым управленческим
решениям, определение результатов управленческих
воздействий на управляемый объект и отклонений,
допущенных в ходе выполнения этих решений.
В стране действуют более 260
федеральных законов, указов, постановлений,
в которых регулируется контрольная и
надзорная деятельность. Переход к рыночной
экономике требует новых подходов к управлению.
Предприятиям и фирмам предоставлены
права самостоятельно действовать в соответствии
с принятой учетной политикой и международными
стандартами бухгалтерского учета и отчетности.
Контроль на предприятии (контроллинг)
включает текущий сбор и обработку информации,
проверку отклонений фактических показателей
деятельности фирмы от нормативных или
плановых и, что более важно, – подготовку
рекомендаций для принятия решения.
Контроль выявляет слабые стороны
предпринимательской деятельности, позволяет
оптимально использовать ресурсы, вводить
в действие резервы, а также избежать банкротства
и кризисных ситуаций. Контроль на предприятии
включается в процесс управления, установление
целей, разработку бизнес-планов, бюджетов,
мониторинга, оперативной работы, отклонений
от намеченных целей на всех этапах жизни
товара: от его создания до реализации.
В современных условиях при создании новых
изделий, организации работы, научных
исследованиях и опытно-конструкторских
разработок (НИОКР), получение достижений
в науке и технике роль контроля будет
усиливаться.
Понятие «контроль в управлении»
следует рассматривать в трех основных
аспектах:
контроль как систематическая и конструктивная
деятельность руководителей, органов
управления, одна из их основных управленческих
функций, т. е. контроль как деятельность;
контроль как завершающая стадия процесса
управления, основой которой является
механизм обратной связи;
контроль как неотъемлемая составляющая
процесса принятия и реализации управленческих
решений, непрерывно участвующая в этом
процессе от его начала и до завершения.
Наряду с внутренним контролем,
внутрихозяйственным расчетом, созданием
мер по ограничению риска и безопасности
хозяйственной деятельности фирмы большое
значение в финансовой и налоговой сфере
в современной обстановке имеет ревизия
– как инструмент контроля. Неплатежи,
задержки заработной платы, налоговое
бремя, инфляция и нестабильность экономики
в стране требуют со стороны государства
радикальных мер, соответствующих международным
стандартам: проверок финансовых результатов,
правил документооборота и контроля учетной
политики. Эти функции контроля и ревизий
в стране выявляют фирмы, укрывающиеся
от налоговых платежей, нарушения в использовании
бюджетных ассигнований. Наполняемость
бюджета и внебюджетных фондов позволит
своевременно выдавать заработную плату,
пенсии и стипендии, пособия, улучшить
социальную помощь, финансировать в должной
мере здравоохранение, образование, правоохранительные
органы и финансировать в должной мере.
Государство контролирует предприятия
всех форм собственности с помощью эффективных
форм финансового конторля.
Объектом финансового контроля
выступает как бюджетно-налоговая сфера
и бюджетный процесс, так и весь процесс
финансово-хозяйственной деятельности
субъектов рыночных отношений. Этим определяется
большая роль и значение финансового контроля
как основного элемента государственного
контроля и управления.
Субъектами государственного
финансового контроля являются государственные
органы и структуры предприятия с государственным
участием, организации полностью или частично
финансируемые из бюджета, организации
и предприниматели в части уплаты налогов
в бюджет.
3. Виды контроля
В зависимости от субъекта контроля
различают следующие его виды.
Государственный финансовый контроль – неотъемлемая
часть государственного устройства, одна
из важнейших функций управления страной,
обязательное условие нормального функционирования
финансово-кредитной системы. Его цель
– контроль над исполнением государственного
бюджета и внебюджетных фондов, организацией
денежного обращения, использованием
кредитных ресурсов, состоянием государственного
внутреннего долга, государственных резервов,
осуществлением финансовых и налоговых
льгот; а также контроль над своевременным
и полным поступлением всех видов государственных
доходов, использованием кредитных и привлеченных
средств на покрытие дефицита госбюджета,
своевременным финансированием затрат
на социальную сферу, в том числе на оплату
труда, выплаты пенсий, стипендий и других
социальных выплат.
Негосударственный финансовый контроль необходим государству
как информация о результатах деятельности
всех предприятий для принятия решений
в области экономики, бюджетной политики
и налогообложения. С этой целью создан
новый вид контроля – аудит. Аудит построен
на принципе полного хозрасчета, проводимого
на основе договора между хозяйствующим
субъектом и аудитором.
Целью аудита является выражение
мнения о достоверности финансовой отчетности
и соответствии порядка ведения бухучета
законодательству РФ.
В зависимости от того, кто проводит
проверку, аудит подразделяют на внутренний
и внешний.
Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской
службой и направлен на повышение эффективности
управленческих решений по экономичному
и рациональному использованию ресурсов
предприятия с целью максимизации прибыли
и рентабельности.
Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы.
Основной задачей данного вида аудита
является установление достоверности
и дача заключения по финансовому отчету
проверяемого предприятия, а также разработка
рекомендаций по устранению имеющихся
недостатков.
К негосударственному
контролю относится контроль со стороны
коммерческих банков, которые в соответствии
с действующим законодательством обязаны
контролировать соблюдение клиентами
установленного государством порядка
ведения расчетно- кассовых операций и
валютного законодательства.
В случае предоставления ссуды
контролировать, платежеспособность и
ликвидность клиента для большей вероятности
возврата ссуды с причитающимися процентами
в установленный срок. Такой контроль
со стороны банков – важный элемент управления
кредитным риском.
Общественный финансовый контроль осуществляется
неправительственными организациями
и отдельными физическими лицами на основе
добровольности и безвозмездности. К общественному
финансовому контролю можно отнести контроль
со стороны профсоюзов. Профсоюзные организации
осуществляют контроль лишь косвенно,
контролируя соблюдение трудового законодательства,
условий труда и оплаты на предприятиях
различных форм собственности.
Внутрихозяйственный контроль осуществляется финансово-экономическими
службами предприятий (бухгалтерией, финансовыми
отделами и др.). В ходе проведения данного
вида контроля могут проверяться вопросы,
связанные с уплатой налогов в бюджет
и налоговым планированием, с использованием
выделенных бюджетных средств.
Правовой контроль проводится правоохранительными
органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской
экспертизы.
Гражданский контроль осуществляется физическими лицами при
их налогообложении налоговыми органами,
при составлении и подаче налоговых деклараций,
а также при получении средств из бюджета
(заработной платы, пенсий, пособий и др.).
http://www.be5.biz/ekonomika/k003/01.htm
ВВЕДЕНИЕ
В теории управления вопрос
о функциях управления – один из центральных,
поскольку касается сущности и содержания
управленческой деятельности. Анализ
функций, их четкая, обоснованная классификация
имеют важное значение для разработки
научных основ построения аппарата управления,
определения его структуры и степени централизации
и децентрализации, установления круга
прав и обязанностей структурных звеньев
(отделов, секторов, групп), каждого управленческого
работника и др.
В зависимости от задач исследования
управление может быть подразделено на
функции по следующим признакам: содержание
процесса управления; принадлежность
к сферам (видам) производственно-хозяйственной
деятельности; принадлежность к различным
видам управленческого труда (производственный,
экономический, технологический, организационный
и т.д.); содержание выполняемых работ и
операций внутри функции управления (общее
руководство, специализированное, техническое
обслуживание).
Основополагающее значение
имеет классификация функций, отражающая
содержание процесса управления, его стадии:
планирование (перспективное, текущее,
оперативное), организация, регулирование
(координирование, распорядительство),
контроль, учет и анализ. Процесс управления
начинается с постановки целей (планирования)
и заканчивается учетом и анализом их
выполнения. Только всей совокупностью
этих функций реализуется цель, для достижения
которой и создается управляющая система.
Организация управления строится
на основе шести известных принципов:
специализации, пропорциональности, параллельности,
точности, непрерывности и ритмичности.
Контроль состоит в непрерывном
наблюдении, анализе и оценке реального
хода управленческого процесса и сопоставлении
данных с установленными в программе,
плане нормами и нормативами, в выявлении
необходимых действий в следующем цикле
управления. Системы, формы и методы контроля
многообразны и определяются поставленными
задачами, характером производственного
процесса. Управление любой системой возможно
лишь тогда, когда ее действие надежно,
непрерывно и контролируется.
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=461665
. УЧЕТ И КОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ
Поскольку многие ученые соединяют
функции учета и контроля в одну функцию
рассмотрим подробно управленческий учет.
Учет - необходимая информационная база
менеджера. Его главная цель - предоставление
достоверной информации о ходе и результатах
деятельности фирмы, которая кладется
в основу принятия управленческих решений.
Важнейшими задачами учета
являются:
· сбор, обработка и отображение
первичных данных о хозяйственной деятельности,
· систематизация данных с целью
получения и обобщения итоговой информации
о хозяйственной деятельности,
· создание исходной информационной
базы для планирования и осуществления
контроля выполнения планов.
Различают три вида хозяйственного
учета:
· оперативный,
· статистический,
· бухгалтерский.
Оперативный учет - сбор текущей
информации (учет явок, простоев оборудования,
запчастей, запасов и т.д.). Данные его используются
для текущего управления фирмой.
Статистический учет - изучение
и контроль наиболее типичных хозяйственных
процессов с помощью статистических методов.
Он обеспечивает фирму данными о состоянии
и движении производственных фондов и
другими информационными материалами.
Бухгалтерский учет - постоянный,
непрерывный, сплошной, достоверный учет
хозяйственных операций, охватывающий
всю деятельность фирмы и всех ее подразделений.
Данные бухучета обязательно подтверждаются
документально в строго определенной
форме.
Ольга Гаращенко - генеральный
директор группы компаний «Эксклюзив-консалтинг»
считает, что основной функцией управленческого
учета является обеспечение всех уровней
организационной структуры предприятия
релевантной информацией для разработки
и принятия управленческих решений, а
также обеспечение их информацией для
эффективного выполнения ими функций
процесса управления.
Стратегические управленческие
решения являются основополагающими решениями,
имеют особое значение для развития организации,
направлены на ее перспективу и сопряжены
со значительной неопределенностью из-за
влияния неконтролируемой внешней среды.
Они принимаются высшим уровнем управления,
требуют особой ответственности, так как
связаны с вовлечением значительных ресурсов,
и могут иметь серьезные долгосрочные
последствия для организации.
Вид используемой информации
зависит от уровня принимаемых управленческих
решений и информационных потребностей,
связанных с их разработкой. Стратегические
управленческие решения несут в себе наибольший
риск для предприятия, так как их реализация
будет осуществляться в будущем в условиях
неопределенности внутренней и окружающей
среды предприятия. К таким управленческим
решениям должен быть применен механизм
оценки риска управленческого решения.
Результаты стратегического
управленческого решения чаще всего зависят
от качества решения, нежели от быстроты
его принятия, поэтому они действуют в
долгосрочной перспективе и принимаются
относительно редко. Они являются основой
для принятия тактических и оперативных
решений.
При подготовке информации
для стратегических решений должен использоваться
стратегический управленческий учет.
Тактические и оперативные
решения отличаются от стратегических
тем, что принимаются в более определенной
среде и направлены на задачи настоящего,
а не на перспективу (хотя могут оказать
влияние и на будущее предприятия). Они
принимаются менеджерами среднего и низшего
уровня управления организацией, носят
ситуационный характер, действуют в краткосрочной
перспективе, зависят от принятой в результате
стратегического планирования ассортиментной
политики, структуры управления организацией,
структуры производственных мощностей
и т.п.
Для разработки и принятия оперативных
и тактических управленческих решений
необходима организация первичного учета
и оперативного анализа исполнения производственных
программ, планов по снабжению и продажам,
данных по отклонению в разрезе центров
ответственности и т.п.