Сущность японской модели менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 21:30, контрольная работа

Краткое описание

Цель этой работы – изучить философию менеджмента в японских компаниях.
Вопросы, рассматриваемые в работе:
1. Какова сущность японской модели управления?
2. Основные системы управления в Японии.
3. Как возникает и развивается философия менеджмента?

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Глава I. Японская модель менеджмента
Сущность японской модели менеджмента………………………..6
Системы управления в Японии……………………………………10
Глава II. Менеджмент по-японски
История компании Sony……………………………………….…...17

Заключение………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 65.03 Кб (Скачать файл)

1. Сущность японской модели менеджмента.

2. Экономические методы управления и их развитие в условиях перехода к рыночным отношениям.

 

 

1 Содержание

 

Введение………………………………………………………………….3

 

Глава I. Японская модель менеджмента

    1. Сущность японской модели менеджмента………………………..6
    2. Системы управления в Японии……………………………………10

Глава II. Менеджмент по-японски

    1. История компании Sony……………………………………….…...17

 

Заключение………………………………………………………………28

Список литературы……………………………………………………..31

 

Введение

 

Философия менеджмента – те принципы и идеи, которые заложены в основу деятельности организации. Актуальность этого вопроса возрастает с каждым днем. Не имея четкой цели организации, не сформулировав ясной и понятных принципов, организация обречена на медленное вымирание.

Наиболее ярко философия менеджмента  проявляется, прежде всего, в Японии. Японская модель менеджмента до сих  пор находит своих сторонников  во многих странах мира и вызывает всесторонний интерес, как модель государства, сделавшего огромный рывок в своем  развитии за столь короткий срок.

Менеджмент в Японии, как и  в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно  связан с общественно-экономическим  укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских  и американских. Это не значит, что  японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.

Как правило, история развития управленческой мысли опережает процесс совершенствования  систем управления на практике. Поэтому, изучая позитивный опыт системы управления в Японии, было бы возможным изыскать пути совершенствования управления общественным производством в любой  стране мира. В условиях рыночных отношений  необходимо иметь в виду, что достижения в управленческой науке одного государства  являются неотъемлемой составной частью мировой управленческой мысли, поэтому  необходимо рассматривать модель японского  менеджмента как звено всей управленческой системы мирового хозяйства. Если говорить любимым японцами языком сравнений, то экономика всего мира - это  хороший автомобиль, в движении которого главную роль играют не колеса, не руль, не дизайн, а водитель. Если водитель не знает правил дорожного движение, устройства и тонкостей своего автомобиля - перспектива поездки может быть мрачной, а то и непоправимой. Японский опыт в работе с персоналом позволяет  выделить те конкретные идеи, способные  обеспечить и ускорить выход экономики  многих стран из кризиса, дает возможность  научить работника и руководителя так, чтобы он смог направить свою экономику по нужной траектории развития. Понимание японского менеджмента  наверняка поможет российским хозяйственникам, экономистам, бизнесменам глубже разобраться  в проблемах экономики своей  страны, даст возможность к совершенствованию  производства. Тем более что предприятия, работающие «по-японски» уже созданы  в США, Великобритании, Малайзии, Таиланде и во многих других странах. Один из примеров – германский концерн «Порше», оказавшийся к 1992 году на грани банкротства. Помощь японской консалтинговой фирмы, состоящей из бывших служащих «Тойоты», дала блестящий результат: выпуск автомашин увеличился, численность персонала уменьшилась на 19%, занимаемая территория – на 30%, появилась прибыль, увеличился ассортимент продукции.

Таким образом, актуальность рассматриваемого вопроса становиться еще более  очевидной. Овладение стержнем японского  менеджмента – отказ от узкой  специализации, универсальное развитие работника и связанные с таким  развитием стабильная занятость, ротация  кадров внутри фирмы, обучение в процессе работы и т.д.– необходимо каждой фирме, желающей не только преуспеть, но и хотя бы существовать.

 

Цель этой работы – изучить философию  менеджмента в японских компаниях.

Вопросы, рассматриваемые в работе:

1. Какова сущность японской модели  управления?

2. Основные системы управления  в Японии.

3. Как возникает и развивается  философия менеджмента?

 

Глава I. Японская модель менеджмента

 

1.1 Сущность японской  модели менеджмента

За последние десятилетия Япония заняла лидирующее положение на мировом  рынке. И одной из главных причин столь стремительного успеха Японии на международном поприще является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. За весь период развития Японии как  сверхдержавы, а также за период всего ее исторического развития сложились определенные принципы и  методы труда, соответствующие специфическим чертам национального характера. Японцы уверены, что основное богатство их страны составляют человеческие ресурсы. Их система хозяйствования опирается на древние традиции групповой сплоченности и прирожденное стремление к созданию продукции наивысшего качества.

Среди отличительных черт японского  характера психологи выделяют прежде всего прирожденную экономию и бережливость, что находит прямое отражение  в экономической политике страны. Лозунги об экономии и бережливости встречаются в Японии на каждом шагу, так как в сознании японцев  выпуск высококачественной продукции  непосредственно связан с экономией  и бережливостью.

Сущность японского менеджмента  составляет управление людьми, причем японцы никогда не рассматривают  одного человека (личность), в отличие  от американцев, а ориентируются  на группу людей. Кроме того, в Японии существует традиция беспрекословного подчинения старшему по возрасту, которая  находит свое широкое применение не только в рамках семей, но и в  производственных группах.

Известно, что поведение человека неразрывно связано с его потребностями. Для японцев характерной чертой является приоритет социальных потребностей (принадлежность к социальной группе, место работника в группе, внимание и уважение окружающих). Поэтому  и вознаграждение за труд (стимулы) они воспринимают через призму социальных отношений, хотя в последние время  на японский метод оказывает сильное  влияние отдельные мотивационные  концепции американского менеджмента, ориентированного на психологию индивида. Свое выражение это получило в  большем приобретении японцами товаров  личного потребления.

Японцы преклоняются перед трудом. В иерархии ценностей японского  народа труд стоит на первом месте. Японцы испытывают искреннее удовлетворение от хорошо выполненной работы. Поэтому  жесткая дисциплина, высокий ритм работы и напряженность труда  не оказывает на них такого разрушающего воздействия как на американцев  или европейцев. Для них это  одна из традиций, которой они должны неукоснительно следовать. Все работники  трудятся группами и поддерживают друг друга в работе.

Японская модель менеджмента ориентированна на «социального человека», концепция  которого была выдвинута возникшей  в США «школой человеческих отношений», пришедшей на смену тейлоризму, который  во главу угла ставил материальные запросы.

«Социальный человек» имеет специфическую  систему стимулов и мотивов. К  стимулам можно отнести заработную плату, уровень условий труда, стиль  руководства, межличностные отношения  сотрудников. Мотивами к труду являются трудовые успехи работника, признание  его заслуг, продвижение по служебной  лестнице, творческий подход к работе. Однако отношение японцев к этому  понятию более гибкое, чем у  тех же американцев.

Японцы учитывают сложившуюся  ситуацию и пытаются приспособиться к ней. Для них в управленческом процессе главным является изучение нюансов обстановки, которые позволяют  управляющему звену принять правильное решение. Отношения с партнерами японцы строят на основе доверия.

Каждый работник сливается с  фирмой и ощущает себя ее частью. В основе всего «корпоративного  духа» фирмы лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личностных интересов отдельных  работников. Работая на цели фирмы, каждый японец понимает, что он работает на группу и на себя. Для японцев  характерно тщательное отслеживание своего положения в группе. Они чутко  реагируют на изменение места  каждого человека в группе и стараются  не переступать очерченные для каждого  из них границы. Поэтому, говоря о  специфике японской модели менеджмента  необходимо еще раз отметить главное - это модель, ориентированная на человека, живущего интересами общества.

По мнению японского специалиста  по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков  японского управления.

  1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность так же способствует улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улучшения деятельности компании. Стабильность дает возможность количественного увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны, и сознательного направления вектора их активности на цели более значимые, чем поддержание дисциплины. Гарантии занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма - явление уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли.
  2. Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты. Японская система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.
  3. Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение. Во многих фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации, при которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за исправность того или иного узла. Таким образом выявляются не только виновные за неисправность, но, главным образом, причины неисправности, и принимаются меры для недопущения подобного в будущем. Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей и чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.
  4. Управление, ориентированное на качество. Президенты фирм и управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества. При управлении производственным процессом их главная забота - получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя заключается в закреплении усилий по контролю за качеством и, в итоге, в работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством.
  5. Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справится с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникновения, японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.
  6. Поддержание чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве. Руководители японских предприятий стараются установить такой порядок, который может служить гарантией качества продукции и способен повысить производительность благодаря чистоте и порядку.

В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения  между рабочими и управляющими.

 

1.2 Системы управления  в Японии.

Трудовые отношения в Японии развиваются под воздействием 5 известных  во всем мире систем, которые начали формироваться в период с 1868 г. до второй мировой войны, и основаны на традициях и философии народа. В структуру этой пятерки входят:

  1. система пожизненного найма (СПН);
  2. система кадровой ротации (СКР);
  3. система подготовки на рабочем месте (СПРМ);
  4. система репутаций (СР);
  5. система оплаты труда (СОТ).

Прежде чем дать краткую характеристику каждой из этих систем необходимо отметить, что они рассматриваются в  комплексе, а не по отдельности, и  только в таком случае обеспечивают эффективное функционирование. Каждая из них является как - бы подсистемой  в единой системе и не может  существовать одна без другой.

Первым, ключевым элементом единого  механизма японской системы подготовки и использования кадров является Система пожизненного найма. Она в классическом виде применяется в настоящее время на крупных предприятиях и в государственной службе. В принципе, нет юридически оформленного пожизненного найма. Скорее здесь речь идет о джентльменском соглашении между работодателем и наемным работником. Смысл пожизненного найма не в формальном правовом, юридическом его закреплении, а в реальном обеспечении заинтересованности работников максимальное время трудиться на данном предприятии и пожизненно связать с ним свою судьбу.

Практика пожизненного найма заключается  в том, что для обеспечения  необходимой рабочей силой предприятие  принимает на работу молодежь, в  основном из числа только что окончивших учебные заведения, причем новые  работники проходят обучение и подготовку на предприятии, благодаря чему обеспечивается развитие кадров, соответствующих потребностям предприятия, и работают на нем практически  до предельного возраста службы. Работнику  выгодно «состариться» на том  предприятии, где он начинал работать - ему оказывается максимальное уважение и почтение, а ставка оплаты труда  увеличивается пропорционально  времени, отработанному на данном предприятии. В основном владельцы предприятия  стараются избегать увольнения как  средства приведения в соответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке, старается обеспечивать непрерывную занятость работника на предприятии. Имеющаяся практика пожизненного найма напрямую связана с расширением использование рынка труда внутри предприятий. В основном все вакантные должности, за исключением не требующих квалификации, замещаются работниками самого предприятия за счет их продвижения по службе, в результате чего работники в большей степени «привязываются» к предприятию, у них развивается стремление лучше трудиться и дух коллективизма. В современной Японии с учетом стремительного изменения внутренней и внешней обстановки, в которой находятся предприятия, активно обсуждается возможность пересмотра практики пожизненного найма и оплаты по выслуге лет. Однако позитивное отношение к системе пожизненного найма, как у нанимателей, так и у работников сохраняется и переход к системе «свободного приема и увольнения» вряд ли осуществится.

Следующая важная составляющая единого  японского механизма подготовки и использования кадров на предприятии - система кадровой ротации. Ее суть состоит в перемещении работников по горизонтали и вертикали через каждые 2-3 года выполнения функций на определенном рабочем месте. Ротация проводится без согласия работника с целью расширения его кругозора, развития у работника более широкого взгляда на свое предприятие, выявления резервов его роста и повышения качества продукции. Впоследствии такого специалиста, руководителя, в тонкостях знающего всю специфику производства своего предприятия, сложно ввести в заблуждение, меньше вероятность принятия им непрофессиональных решений, повышается гибкость взаимодействия между различными звеньями руководства.

Есть и другое , весомое обстоятельство, гарантирующее в условиях ротации  не только добросовестную, качественную, но и творческую перспективную деятельность всех сотрудников компании. Это - система репутаций. Суть ее в том, что где бы ни работал сотрудник, специалист, он обязан выполнять свои обязанности так, чтобы за ним закрепилась репутация прекрасного, инициативного работника, порядочного человека, для чего на каждого составляется письменная характеристика. Характеристика, следуя за специалистом, влияет на ротацию и определяет, как правило, его дальнейшую трудовую карьеру, хотя у всех есть шанс ее улучшить. Этому, кстати, способствует следующая система - система подготовки на рабочем месте. Японские предприятия не требуют от школ и Вузов специальной подготовки. Они сами доводят обучение своего работника до уровня, нужного предприятию. То есть, в Японии образовательные функции четко разделены между школьным образованием, обеспечивающим фундаментальное обучение, внутрифирменным, обеспечивающим профессиональное обучение, и по поводу этого достигнуто согласие всего общества. Такое распределения функций тесно связано с курсом, которые предприятия проводят в отношении найма и подготовки персонала. Широко распространенной практикой является то, что решение вопроса о конкретной работе внутри предприятия происходит уже после принятия на работу в результате выявления пригодности и способностей каждого лично.

В Японии существуют особая модель внутрифирменного обучения и подготовки персонала. Обычная  форма подготовки и обучения внутри предприятия в Японии включает: обучение во время работы, проводимое на рабочем  месте; обучение вне работы, проводимое на форме и вне ее ; и самообразование. На предприятиях современной Японии основными считаются обучение во время работы и самообразование, но при этом для разных категорий  работников организуются краткосрочные  курсы обучения вне работы, дифференцированные по должностям и квалификации, по темам, необходимым для профессионального  роста. Внутрифирменное образование  рассчитано в основном на руководящий  персонал уровня начальников секторов и лишь затем, по убыванию, на средний  руководящий персонал, заведующих, начальников отделов и т.д. Обучение во время работы воспринимается как  метод, при котором подчиненный  учится в процессе выполнения работы под руководством начальника или  более опытного работника по принципу «смотри и подражай», однако в  Японии на эту подсистему оказывают  влияние следующие факторы:

Информация о работе Сущность японской модели менеджмента