Философия японского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 13:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы:
изучить философию японского менеджмента
Задачи работы:
рассмотреть сущность и дать понятие японской модели менеджмента
рассмотреть различные системы управления японского менеджмента
изучить японский менеджмент на конкретном примере

Содержание

Введение 3-4
Глава 1. Японская модель менеджмента
1.1 Сущность японской модели менеджмента 5-10
1.2 Системы управления трудовыми ресурсами в Японии 10-13
1.3 Система управления качеством 13-20
Глава 2. Менеджмент по-японски
2.1 Характеристика и отличительные черты японского
управления, его изучение на примере фирмы "Мацусита дэнки" 21-26
Заключение 27-28
Список литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Курсовая работа

Тема:  Философия японского менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение 3-4 

 Глава 1. Японская модель менеджмента        

         1.1 Сущность японской модели менеджмента                                 5-10

         1.2 Системы управления трудовыми ресурсами в Японии           10-13

         1.3 Система управления качеством                                                 13-20

Глава 2. Менеджмент по-японски

2.1 Характеристика и отличительные черты японского  

 управления, его изучение на примере фирмы "Мацусита дэнки"       21-26     

Заключение  27-28

Список литературы        29

Приложения                                                                                               30-33 

Введение

 

          Философия менеджмента – те принципы и идеи, которые заложены в основу деятельности организации. Актуальность этого вопроса возрастает с каждым днем. Не имея четкой цели организации, не сформулировав ясной и понятных принципов, организация обречена на медленное вымирание.

       Наиболее ярко философия менеджмента проявляется, прежде всего, в Японии. Японская модель менеджмента до сих пор находит своих сторонников во многих странах мира и вызывает всесторонний интерес, как модель государства, сделавшего огромный рывок в своем развитии за столь короткий срок.

Менеджмент в Японии, как и  в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно  связан с общественно-экономическим  укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.

В условиях рыночных отношений необходимо иметь в виду, что достижения в  управленческой науке одного государства  являются неотъемлемой составной частью мировой управленческой мысли, поэтому  необходимо рассматривать модель японского  менеджмента как звено всей управленческой системы мирового хозяйства. Если говорить любимым японцами языком сравнений, то экономика всего мира - это хороший автомобиль, в движении которого главную роль играют не колеса, не руль, не дизайн, а водитель. Если водитель не знает правил дорожного движение, устройства и тонкостей своего автомобиля - перспектива поездки может быть мрачной, а то и непоправимой. Японский опыт в работе с персоналом позволяет выделить те конкретные идеи, способные обеспечить и ускорить выход экономики многих стран из кризиса, дает возможность научить работника и руководителя так, чтобы он смог направить свою экономику по нужной траектории развития. Понимание японского менеджмента наверняка поможет российским хозяйственникам, экономистам, бизнесменам глубже разобраться в проблемах экономики своей страны, даст возможность к совершенствованию производства.

       Экономический рывок, который продемонстрировала Япония в послевоенное время, уже многие десятилетия вызывает неизменный интерес у менеджеров и бизнесменов по всему миру. Экономисты отмечают, что Япония на пути от послевоенной разрухи к превращению в грозного конкурента Америки в самых различных сферах, прошла несколько фаз перестройки. Среди этих фаз традиционно выделяют широкомасштабное освоение технологий, импортируемых из США и Европы, борьбу за повышение качества и производительности труда и наконец, создание многонациональных корпораций [6].

         Таким образом, актуальность рассматриваемого вопроса становиться еще более очевидной. Овладение стержнем японского менеджмента – отказ от узкой специализации, универсальное развитие работника и связанные с таким развитием стабильная занятость, ротация кадров внутри фирмы, обучение в процессе работы и т.д.– необходимо каждой фирме, желающей не только преуспеть, но и хотя бы существовать.

        Цель данной курсовой работы:

    • изучить философию японского менеджмента

   Задачи работы:

    • рассмотреть сущность и дать понятие японской модели менеджмента
    • рассмотреть различные системы управления японского менеджмента
    • изучить японский менеджмент на конкретном примере

         В данной работе используется 11 литературных источников, которые были подробно изучены и проработаны.

 

 

Глава 1 Японская модель менеджмента

 

1.1 Сущность  японской модели менеджмента

 

Мы любим  людей и землю.

Лозунг фирмы  «Sanyo electric»

 

         За последние десятилетия Япония  заняла лидирующее положение  на мировом рынке. И одной из главных причин столь стремительного успеха  Японии на международном поприще является применяемая ею модель   менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. За весь период развития  Японии  как сверхдержавы, а также за период всего ее исторического  развития сложились определенные принципы и методы труда, соответствующие специфическим чертам национального характера. Японцы уверены, что основное богатство их страны составляют человеческие ресурсы.  Их система хозяйствования опирается на древние традиции групповой  сплоченности и прирожденное стремление к созданию продукции наивысшего качества.

         Среди отличительных черт японского характера психологи выделяют прежде всего прирожденную экономию и бережливость, что находит прямое отражение в экономической политике страны. Лозунги об экономии и   бережливости встречаются в Японии на каждом шагу, так как в сознании японцев выпуск высококачественной продукции непосредственно связан с   экономией и бережливостью.

         Сущность японского менеджмента составляет в управлении людьми,  причем японцы никогда не рассматривают одного человека (личность), в отличие от американцев, а ориентируются на группу людей. Кроме того, в   Японии существует традиция беспрекословного подчинения старшему по   возрасту, которая находит свое широкое применение не только в рамках  семей, но и в производственных группах.

         Известно, что поведение человека неразрывно связано с его потребностями. Для японцев характерной чертой является приоритет  социальных потребностей (принадлежность к социальной группе, место работника в группе, внимание и уважение окружающих). Поэтому и  вознаграждение за труд (стимулы) они воспринимают через призму  социальных отношений, хотя в последнее время на японский метод  оказывает сильное влияние отдельные мотивационные концепции американского менеджмента, ориентированного на психологию индивида. Свое выражение это получило в большем приобретении японцами товаров личного потребления.

       Японцы преклоняются перед трудом. В иерархии   ценностей   японского

народа труд стоит  на первом месте. Поэтому жесткая дисциплина, высокий ритм работы и напряженность труда не оказывает на  них такого разрушающего воздействия как на американцев или европейцев. Для них это одна из традиций, которой они должны неукоснительно следовать. Все работники трудятся группами и поддерживают друг друга в работе.

       Японская модель менеджмента ориентирована на «социального  человека», концепция которого была  выдвинута  возникшей  в  США  «школой  человеческих отношений» (приложение 1), пришедшей на смену тейлоризму (приложение 2), который во главу угла ставил материальные запросы. «Социальный человек» имеет специфическую систему стимулов и мотивов. К стимулам можно отнести заработную плату, уровень условий труда, стиль руководства, межличностные отношения сотрудников. Мотивами к труду являются трудовые успехи работника, признание его заслуг, продвижение по служебной лестнице, творческий подход к работе. Однако отношение японцев к этому понятию более гибкое, чем у тех же американцев. Японцы учитывают сложившуюся ситуацию и пытаются приспособиться к ней. Для них в управленческом процессе  главным  является изучение нюансов обстановки, которые позволяют  управляющему звену принять правильное решение. Отношения с партнерами японцы строят на основе доверия.

       Каждый работник сливается с фирмой и ощущает себя ее частью. В  основе «корпоративного духа» фирмы лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личностных интересов отдельных работников. Работая на цели фирмы, каждый японец понимает, что он работает на  группу и на себя.

Для японцев характерно тщательное отслеживание своего положения в  группе. Они чутко реагируют на изменение места каждого человека в  группе  и стараются не переступать очерченные для каждого из них границы.  Поэтому, говоря о специфике японской модели менеджмента, необходимо еще раз отметить главное - это модель, ориентированная на человека,  живущего интересами общества.

        Группа, к которой принадлежит японец, значима для него так же, как семья. В японской фирме ее глава похож на отца. Члены семьи сотрудничают спонтанно. Царит неформальная атмосфера. Внутренние конфликты сведены к минимуму, в группах дружелюбные отношения. В Японии фирма считается органически целым, живым организмом, наделенным душой. Может смениться руководитель, но фирма останется. Считается, что фирма - долговременная организация, потому что она гарантирует пожизненный найм (приложение 3) а так же и семейный найм. В системе пожизненного найма работник не может быть уволен, если он не совершил тяжкого уголовного преступления, и работает в компании до официального выхода на пенсию и возрасте 55 лет. (Такие отношения закреплены «Законом о корпоративной реорганизации», согласно которому в фирмах, которые столкнулись с финансовыми трудностями и находятся на грани банкротства, проводятся реорганизации). Считается, что предприятие бизнеса является замкнутой социальной группой, а работа должна занимать центральное место в жизни работников.

         Формула «предприятие есть люди» является искренним убеждением работодателей.  Японские управляющие прививают своим работникам не только технические навыки, но и моральные и нравственные ценности [4].

Всего  существует  шесть   характерных    признаков    японского управления:

 

  1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную  возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность  так же способствует улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для   улучшения   деятельности компании. Стабильность дает возможность количественного увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны,  и сознательного направления вектора их  активности на цели более значимые, чем поддержание дисциплины. Гарантии занятости в Японии обеспечивает система  пожизненного найма - явление уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли.
  2. Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты. Японская система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания  корпоративных ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.
  3. Управление, основанное на информации. Сбору данных  и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение. Во многих фирмах, собирающих телевизоры,  применяют систему сбора информации, при  которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за исправность того или иного узла. Таким образом, выявляются не только виновные за неисправность, но, главным образом, причины неисправности, и принимаются меры для недопущения подобного в будущем. Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей и чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.
  4. Управление, ориентированное на качество. Президенты фирм и управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества. При управлении производственным процессом их главная забота - получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя  заключается в закреплении усилий по контролю за качеством и, в итоге, в работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством. 
  5. Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справится с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникновения японцы зачастую  размещают управляющий персонал прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.
  6. Поддержание чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве. Руководители японских предприятий стараются установить такой порядок, который может служить гарантией  качества продукции  и способен повысить  производительность благодаря чистоте и порядку [8].

В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую  ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и управляющими.

Выводы, которые можно  сделать, рассматривая сущность японской модели менеджмента:

  • люди получают удовлетворение от зависимости, определяемой тесной вертикальной связью в структуре коллектива, которая воспринимается как гарантия защищенности и безопасности;
  • основной задачей менеджера является поддержка в коллективе духа корпоративности, объединении работников общими интересами  и  пониманием  общих целей работы;
  • когда создана  обстановка, обеспечивающая групповое принятие решений, все члены коллектива могут вносить вклад в достижение цели в полную меру своих способностей;
  • в японских фирмах существует система пожизненного найма, а так же система семейного найма.

В целом японское управление отличает упор  на  улучшение  человеческих

отношений:  согласованность,  групповую   ориентацию,   моральные   качества

служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения  между  рабочими  и управляющими [2].

1.2  Управление трудовыми  ресурсами

 

Одной из отличительных  особенностей японского управления является управление трудовыми ресурсами. Японские корпорации управляют своими служащими таким образом, чтобы  последние работали максимально  эффективно. Для достижения этой цели японские корпорации используют американскую технику управления кадрами, в том числе эффективные системы заработной платы, анализа организации труда и рабочих мест, аттестации служащих и другие. Но существует и большая разница между американским и японским управлением. Японские корпорации больше используют преданность своих служащих компаниям. Отождествление служащих с корпорацией создает крепкую мораль и ведет к высокой эффективности. Японская система управления стремится усиливать это отожествление, доводя его до жертвенности интересам фирмы.

Японский служащий очень  тесно отождествляет себя с нанявшей его корпорацией. Как высшие должностные лица, так и рядовые исполнители считают себя представителями корпорации. В Японии каждый работающий убежден, что он важное и необходимое лицо для своей компании - это одно из проявлений отождествления себя с фирмой. Другим проявлением является то, что японский работник в ответ на вопрос о его занятии называет компанию, где он работает. Многие служащие редко берут дни отдыха, и часто не полностью используют свой оплачиваемый отпуск, так как убеждены, что их долг работать, когда компания в этом нуждается, тем самым проявляя свою преданность компании [10].

Информация о работе Философия японского менеджмента