Функции менеджмента, их взаимосвязь и динамизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Управление в организации — это процесс, состоящий из последовательных действий по реализации функций управления для того, чтобы сформулировать и достичь ее цели. Управление организацией представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми заученными формулами. Руководитель должен понимать общие истины и значимость многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой. Руководитель должен понимать и учитывать критические факторы или составляющие организаций (внутренние переменные), а также силы, воздействующие на организацию из вне (внешние переменные), а также учитывать влияние организации на общество.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
2. Сущность и содержание функций менеджмента ……………………….…4
3. Основные функции управления, их взаимосвязь и динамизм……………6
4. Характеристика основных функций управления…………………………...9
4.1. Функция планирования …………………………………….………….……9
4.2. Функция организации………………………………………………..……..21
4.3 Функция мотивации…………………………………………………………27
4.4. Функция контроля…………………………………………………………..35
5. Выводы………………………………………………………………………..41
6. Список литературы……………………………………………………………44

Вложенные файлы: 1 файл

Функции менеджмента, их взаимосвязь и динамизм..doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)


МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

На тему: «Функции менеджмента, их взаимосвязь и динамизм».

 

 

 

 

 

 

 

Студента  Зориной Ольги Васильевны

Руководитель _____________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА 2010 г.

Содержание

 

  1. Введение…………………………………………………………………….3

2.    Сущность и содержание функций менеджмента ……………………….…4

3.    Основные функции управления, их взаимосвязь и динамизм……………6

4. Характеристика основных функций управления…………………………...9

4.1. Функция планирования …………………………………….………….……9

4.2. Функция организации………………………………………………..……..21

4.3 Функция мотивации…………………………………………………………27

4.4. Функция контроля…………………………………………………………..35

5. Выводы………………………………………………………………………..41

6. Список литературы……………………………………………………………44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «менеджмент» быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия «управление». Многовековое развитие менеджмента предопределило выделение деятельности по управлению в отдельную функцию, которая по назначению и содержанию выполняемых работ принципиально отличается от производственной функции. Это произошло в 17-18 вв. и связано с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации. Главным революционным преобразованием этого периода в области менеджмента были его отделение от собственности и зарождение профессионального менеджмента.

Управление в организации — это процесс, состоящий из последовательных действий по реализации функций управления для того, чтобы сформулировать и достичь ее цели. Управление организацией представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми заученными формулами. Руководитель должен понимать общие истины и значимость многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой. Руководитель должен понимать и учитывать критические факторы или составляющие организаций (внутренние переменные), а также силы, воздействующие на организацию из вне (внешние переменные), а также учитывать влияние организации на общество. Широкое распространение получила точка зрения, что существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять каждый руководитель.

Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.

Среди основных характеристик функций управления можно выделить:

- однородность содержания работ, выполняемых в рамках функции управления;

- целевую направленность этих работ;

- обособленный комплекс выполняемых задач.

Общие функции  менеджмента, которые отражают его  суть, были сформулированы в 1916 г. А. Файолем, выделившим в качестве основных организацию, планирование, координацию, контроль и распорядительство. Сегодня к ним можно добавить мотивацию персонала, развитие.  
  Наиболее распространена классификация, при которой к ним относятся функции планирования, организации, мотивации, контроля. Эти функции  характерны для любого процесса управления, вне зависимости от особенностей той или иной организации (ее размера, профиля деятельности, форм собственности и т.д.

 

   

Функции менеджмента

   


Планирование

 

Организация

 

Мотивация

 

Контроль


 

Эти функции реализуются  на всех уровнях управления (высший, средний и нижний уровни) и во всех видах деятельности организации. Содержание этих функций и сложность  управленческой деятельности на каждом уровне управления определяется конкретным перечнем задач, их спецификой и объемом.

Каждая функция менеджмента  представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных  единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента.

Под функциями менеджмента  можно понимать:

  • целевое назначение управленческой деятельности вообще;
  • ту или иную общую задачу, которую необходимо решить;
  • относительно самостоятельный вид управленческих действий;
  • определенную сферу управления, обособившуюся в результате разделения управленческого труда, где принимаются специфические решения.

 

 

 

 

Функция планирования может  быть определена как способ, с помощью  которого руководство обеспечивает единое скоординированное направление усилий всех сотрудников на достижение общих целей организации (включая и формулирование самих целей).

Функция организации  представляет вид управленческой деятельности, направленной на обеспечение нормального  функционирования организации в соответствии с определенным планом достижения желаемого результата. Она обеспечивает координацию деятельности всех подразделений и сотрудников организации для достижения доставленных целей.

Функция контроля в управлении реализуется как процесс, посредством которого руководство организации удерживает ее на запланированной траектории достижения целей, получая информацию о текущих результатах деятельности и устраняя выявленные отклонения от установленных показателей.

Функция мотивации предусматривает действия, направленные на то, чтобы побудить всех сотрудников организации к результативной деятельности для достижения ее целей.

Приведенные функции  управления находятся в тесной взаимосвязи: функция планирования взаимодействует  с функциями организации и контроля, функция организации, в свою очередь, тесно связана с функциями планирования и контроля, а последняя (то есть функция контроля) взаимосвязана с функцией организации и функцией планирования. Функции планирования, организации и контроля тесно взаимосвязаны с функцией мотивации.

На рисунке 1 показана последовательность реализации основных функций процесса управления в организации и взаимосвязь этих функций друг с другом:

 

 

Рис. 1 Взаимосвязь функций  управления

 

Приведенную взаимосвязь  функций управления принято называть внешней. Вместе с тем существует и тесная внутренняя взаимосвязь  рассматриваемых функций, проявляющаяся  в том, что элементы всех этих функций являются составной частью каждой из них. Например, информация, собранная посредством функции контроля, свидетельствует о выполнении планов (функция планирования). В то же время контроль должен быть надлежащим образом организован и мотивирован (функции организации и мотивации). Вместе с тем планирование как функция управления составляет основу для других функций и поэтому считается главнейшей из них, функции организации, мотивации и контроля фактически ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.

Динамизм функций выражается в необходимости их подстройки на все возрастающие изменения во внешней  среде, которые сегодня приобрели  характер турбулентности. Для этого  требуется освоение существующих методов и способов выполнения функций, использование нестандартных решений, творческого подхода к решению проблем. Согласно кибернетическому принципу Эшби, который гласит: только разнообразие может уничтожить разнообразие, можно утверждать, что только применение разнообразных методов функционирования системы может сделать ее поведение предсказуемым, т. е. можно утверждать, что для поддержания интереса, чувства удовлетворенности сотрудников процессом и результатом труда, которые являются основой мотивации, при применении методов воздействия на поведение сотрудников необходимы новизна (для того, на кого направлено воздействие) с элементами приятной неожиданности. Чем большим диапазоном инструментов управления владеет менеджер, чем выше его понимание среды, тем эффективность функционирования предприятия выше.

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим подробнее  приведенные выше универсальные  функции управления.

 

Стратегическое планирование имеет дело не с будущими

решениями, а с будущим  решений, принимаемых сегодня.

Питер Дракер.

Планирование – это очень динамичный процесс выработки и принятия решений, позволяющий организации в будущем обеспечить эффективное функционирование. Планирование – это также функция менеджмента, включающая комплекс деятельности организации:

- анализ ситуаций и факторов внешней среды;

- оценку и оптимизацию альтернативных вариантов достижения целей, сформированных на стадии стратегического маркетинга;

- разработку бизнес–плана;

- реализацию плана.

Планирование является основной функцией управления, от которой  зависят все другие функции.

Чтобы эффективно работать, менеджеры ставят перед организацией конкретные, измеримые, уместные, стимулирующие, заметные цели на определенный период времени. Выработка эффективных  целей усиливает побудительные  мотивы, устанавливает четкие ориентиры деятельности и создает ясную картину ожидаемых результатов.

 Целью планирования является организационная, экономическая и иная деятельность, направленная на сознательное поддержание пропорционального и эффективного использования ресурсов.

План – это сложная социально-экономическая модель будущего состояния организации.

По содержанию и периоду  планы могут быть:

1) стратегическими, долгосрочными  (на 5 и более лет);

2) тактическими, среднесрочными (от 1 года до 5 лет);

3) оперативными, краткосрочными (на 1 год и менее).

Процесс планирования осуществляется соответственно уровнем иерархии организации.

 

 

 

 

Высший уровень 

 

 

 

 

-

Стратегическое  планирование – взгляд на долгосрочную перспективу основополагающих элементов организаций; оценка тенденций внешнего окружения элементов организации, оценка вероятного поведения конкурентов. Главной задачей является определение положения организации в своей рыночной нише на перспективу.

   

 

Средний уровень

 

-

Тактическое планирование – определение промежуточных целей и задач на пути достижения стратегических целей и задач

   

 

 

Нижний уровень

 

 

-

Оперативное планирование – разработка краткосрочных планов-бюджетов (сроком до одного года), в которых содержится детальная разработка рычагов и инструментов воздействия на производственный процесс


 

Показатели тактических  и оперативных планов – основа разработки стратегического плана. Все три плана составляют общий  план или бизнес-план.

Бизнес-план – это документ, в котором образуются все основные элементы деятельности предприятия и анализируются проблемы, с которыми оно может столкнуться, и определяются пути и способы решения этих проблем.

При составлении бизнес-план необходимо руководствоваться следующими принципами планирования:

  • полнота планирования – должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации;
  • точность планирования – применение современных методов, средств, тактики и процедур, обеспечивающих точность прогнозов;
  • ясность планирования – цель  меры планирования должны иметь простые и четкие при воспроизводстве формулировки, доступные всем членам организации;
  • непрерывность планирования – непрерывный процесс;
  • экономичность планирования – расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем.

Методы планирования:

  • бюджетный метод – с его помощью можно наглядно представить приток и отток наличности, капитала и других ресурсов;
  • анализ окупаемости – с его помощью на основе аналитических методов можно просчитать и соотнести затраты, доходы и производственные мощности;
  • оперативное исследование – основано на применении современных методов и моделей (теория очередей, теория игр, имитационное моделирование и др.).

Состав, структура и  объем бизнес-плана определяются спецификой вида деятельности, размером предприятия, его целями и задачами.

Основными задачами планирования работы организации являются:

1. Выбор оптимальной  стратегии организации на перспективу  с учетом прогнозов альтернативных  вариантов стратегического маркетинга.

2. Обеспечение стабильности функционирования и развития организации.

3. Формирование оптимального  по номенклатуре и ассортименту  портфеля инноваций на основе  научных подходов.

4. Структуризация целей  деятельности организации.

5. Комплексное обеспечение  выполнения планов.

6. Разработка организационно–технических и социально–экономических мероприятий, обеспечивающих эффективное выполнение планов.

Информация о работе Функции менеджмента, их взаимосвязь и динамизм