Экскурсионный менеджмент в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 21:50, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является экскурсионная деятельность.
Задачи дипломного проекта:
- создать условия для изучения истории родного города Уфа.
- разработать экскурсионный маршрут «История в лицах» по г.Уфа.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломный проект.docx

— 3.83 Мб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Наверное, вы живете в этом городе не первый год. Но подумайте, что  вы знаете об истории этого города.  Каждый день мы проезжаем или проходим мимо архитектурных сооружений и даже не догадываемся, что каждое из этих зданий имеет огромную историю. По данным моего опроса около 60% жителей Уфы не знаю архитектурных памятников и монументальных сооружений. А что уж говорить о детях и школьниках. Мир современных технологий настолько заполонил им головы, что их больше ничего не интересует. Дети не хотят учиться и в школах не проводят экскурсии. Но хоть историю родного края они должны знать.  Это проблема всерьез заинтересовала меня, когда мои друзья , окончившие различные университеты, не смогли назвать мне памятники, кроме Салавата Юлаева и Ленина.

Целью дипломного проекта является разработка экскурсионных маршрутов по г.Уфа для жителей и гостей столицы. Расширение культурного образования; Введение обзорных экскурсий в образовательных учреждениях.

Актуальность  темы дипломного проекта заключается в том, что нынешнее поколение имеет минимальные  знания об истории своего родного города, какое же будет будущее поколение? И что они дадут своим детям? После поездки в такие города, как Казань, Екатеринбург и Челябинск, эта проблема всерьез заинтересовала меня. Необходимо в корне менять ситуацию в образовательных учреждениях нужно вводить в обязательном порядке обзорные городские экскурсии и экскурсии по музеям столицы. А не ограничивать изучение истории и культуры республики, материалом школьной программы.

Выбранная тема актуальна  тем, что на протяжении нескольких лет  ситуация не меняется. Хотя для этого не требуются огромные усилия.

Экскурсионное дело в России развивалось с XVIII века и, причем, весьма успешно. Но в наше время существуют некоторые факторы которые этому мешают:

– отсутствие финансирования в образовательных учреждениях. Каждую экскурсию должны оплачивать родители учащегося.

– недостаток профессиональных экскурсоводов. Не каждый учитель сможет провести экскурсию, это очень трудоемкий  и сложный процесс.

– не желание учителей тратить время на проведение экскурсий, так как  доставка детей до места экскурсии требует внимательности и осторожности, и накладывает на учителя огромную ответственность.

– жители и гости столицы не имеют возможности обратиться в ту или иную фирму, которая обеспечит их полным пакетом экскурсии по причине не знания и надобности.

Объектом исследования являются исторические места и известные люди г.Уфа.

Предметом исследования является экскурсионная деятельность.

Задачи дипломного проекта:

- создать условия для  изучения истории родного города  Уфа.

- разработать экскурсионный  маршрут «История в лицах»  по г.Уфа.

Значимость данной разработки это возможность изменения ситуации, что и явилось причиной выбора данной темы дипломного проекта.

В первой главе описывается теоретическая часть, которая включает в себя историю развития туризма в России. Во второй главе рассматривается методика проведения экскурсий и нормативно – правовые аспекты. В третьей главе рассчитывается разработанный маршрут «История в лицах», рассчитывается оплата труда задействованных лиц . Разрабатывается возможность изменения экскурсионных маршрутов.

Основными трудами для  написания данного дипломного проекта  послужили: Седова Н.А, Емельянов Б. В., Квартальнов В. А., Сенин В. С., Курило Л. В.

Практической значимостью является внедрение экскурсии «История в лицах» в туристические агентства города Уфа, а также возможность внедрения данного проекта в образовательные учреждения.

ГЛАВА I   ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКСКУРСИОННОГО

ДЕЛА В РОССИИ

    1. История развития экскурсионного дела в России.

 

Экскурсионное дело в России начинает свое развитие со II половины XVIII  века. Экскурсионное дело очень тесно связано с развитием педагогики. Лучшие в то время педагоги такие как Н.И.Новиков, Ф.И.Янкович де Мериево, В.Ф. Зуев предлагали идеи о необходимости проведения так называемых «прогулок в природу», т.е. вывод детей за пределы учебных заведений с целью образования и расширения кругозора. Благодаря чешскому педагогу  Я.М.Коменскому который большое значение уделял наглядности в системах воспитания и обучения, Российские педагоги пришли к такому выводу. Спустя некоторое время такие экскурсии начали свое существование, но к сожалению проводились очень редко. Также рекомендации педагогов были отражены в «Уставе народных училищ» (1786 г.). Чуть позже в «Школьном уставе» (1804 г.) в котором говорилось, о необходимости проводить подобные экскурсии не ограничиваясь выходами на природу. К примеру осуществлять данные экскурсии  на разных предприятиях, мануфактурах и мастерских [30].

В России проведение экскурсий  как активный метод обучения, поддержал известный педагог К.Д.Ушинский. С течением времени данный метод использовался в различных коммерческих училищах и высших учебных заведениях. В начале развития экскурсионная методика базировалась на основах школьной педагогики. Учителя и методисты готовясь к проведению экскурсий отталкивались от общих требований их учебного учреждения. В тот период проводились экскурсии по естественной тематике.

Во II половине XIX века появляются первые внеучебные экскурсии. Они существовали в основном в Крыму и на Кавказе. Посещали их представители господствующего класса и больше для развлечения, поэтому экскурсии были немногочисленными.

В Москве, Петербурге и в  других крупных городах создавались  различные выставки с художественной или промышленной направленностью. Что повлекло за собой появление нового, музейного вида экскурсии. Впервые внешкольные бесплатные экскурсии проводились в 1872 г. в Москве в Политехническом музее. В этот период сильно расширяется слой  населения, который активно интересуется литературой и  наукой. Самые образованные люди путешествуют и совершают различные экскурсии с целью самообразования, просвещения познавательности. Для этого они сами создавали клубы, которые существовали за счёт их личных средств, либо за счёт крупных  меценатов. В 1877 г. создаётся «Общество любителей естествознания» с целью изучения географии, этнографии, флоры и фауну. Члены  данного клуба не только изучают, но и проводят экскурсии для интересующихся. Через некоторо время в 1980 г. в Одессе открывается Крымский горный клуб который имеет свои филиалы. В связи с созданием многих обществ и клубов различной направленности,  в 1895 г. создаётся Российское общество туристов (РОТ), объединившее всех вместе. Делалось это для распространения  всех видов туризма, а также для организации экскурсий в крупных городах и путешествий с целью образования. РОТ пользовалось успехом в основном в аристократических кругах.

В 1900 г. организация и деятельность Русского горного общества поспособствовало развитию экскурсионного дела в России. В общество в качестве учредителей входили такие ученые, как Д. И. Анучин, В. И. Вернадский,   И. В. Мушкетов, П. П. Семенов-Тяньшанский, а членами являлись писатель В. А. Гиляровский, географы Ю. М. Шокальский, В. Е. Шуровский и другие ученые–энтузиасты. Общество издавало журнал «Ежегодник Русского горного общества», в котором публиковалась его исследовательская и просветительская работа.

«Кавказское горное общество» созданное  в Пятигорске просуществовало не долго, с 1902 г. по 1909 г. За время существования данное общество подготавливало специальных руководителей экскурсий, которые руководили группой и давали пояснения объектам интересовавших экскурсантов.  Сделав этим большой шаг в  развитии экскурсионного дела России.

В 1986 г. в Министерстве просвещения  был поднят вопрос о возможности осуществления дальних поездок учащимся, на что Министерство отреагировало положительно. И уже в 1902 г. было издано распоряжение о желательности проведения местных экскурсий. Далее в 1910 г. для помощи школьникам-экскурсантам создается Комиссия по организации и осуществлению учебно-воспитательных экскурсий для учащихся средних учебных заведений Московского учебного округа, которая после преобразования становится постоянной Центральной экскурсионную комиссией. Ей руководителем является В. И. Комарницкий. Комиссия издаёт различные пособия и журналы для экскурсантов.

В 1907 г. при РОТ была создана организация «Экскурсии по России», главной задачей которой являлось проведение экскурсионной работы среди учителей и преподавателей. С 1910 г. в Москве работала Комиссия по организации образовательных экскурсий, которая занималась организацией поездок русских учителей за границу.

Всё чаще и чаще предметом обсуждения на Всероссийский съездах учителей (1906 г. - 1916 г.)  являлся вопрос методики и проведения экскурсий. В этот период заметно увеличивается число экскурсантов. Тут же формируется самостоятельный вид городской экскурсии. На городских экскурсиях экскурсанты знакомились с памятниками и архитектурными сооружениями городов, но прежде всего Москвы.

В XX веке, а именно в его начале известные педагоги и методисты  Д. Н. Кайгородов, В. В. Половцев, Е. А. Звягинцев, Н. Г. Тарасов, С. П. Аржанов, Н. П. Анциферов, В. А. Герд, И. М. Гревс, Б. Е. Райков начинают  заниматься систематизацией материала по экскурсионному общению. Ими были заложены основы теории и методики экскурсионного дела.

В 1910 г.на свет появляется  книга  Б. Е. Райкова «Школьные экскурсии, их значение и организация» это одно из значительных вкладов в развитие экскурсионного дела. Впервые в этой книге было четко сформулированы основные принципы методики проведения школьных экскурсий преимущественно по естественнонаучной тематике, а также по другим предметным экскурсиям с учетом программных требований школы того времени.

По итогам данного периода развития экскурсионного дела в России можно  отметить следующее, что до 1907 г. экскурсионное  дело развивалось как метод обучения, а далее до 1917 г.  упор делался  на открытие различных экскурсионных  организаций, развитие и научную  разработку теории экскурсионного дела. В конце XIX и начале XX веков наблюдался очевидный подъем экскурсионной деятельности. Но даже благодаря подъёму, экскурсии не получают широкого распространения и не становятся общедоступными. И существуют только на энтузиазме отдельных лиц.

Главный перелом в экскурсионной  деятельности пришелся на период Октябрьской  революции 1917 года. В то время туристско-экскурсионная  деятельность начинала строится на государственной основе.

При Советской власти, а именно в её первые годы, экскурсии главным образом осуществлялись для уменьшения безграмотности в народных массах. Для этого в 1917 г. создается внешкольный отдел под руководством Н.К. Крупской. Отдел руководил всеми возможными политическими, культурными и просветительскими работами среди взрослых, а также занимался разработкой экскурсионных программ для школ. Существовали определенные рекомендации по проведению экскурсий для некоторых предметов, таких как, география, литература, естествознание, физика, история. Рекомендовалось проводить данные экскурсии в учебное время, и для этого выделялись определенные средства. С 1920 г. по 1921 г. в постепенно образовывается Центральный музейно-экскурсионный институт, который занимается разработкой методики проведения школьных экскурсий. Одновременно с этим в некоторых городах России появляются базы, т.е. филиалы этого института. В этот же период времени создаются два центра по разработке теории, методики и практики экскурсионного дела. Один центр существовал как кафедра экскурсионного дела и краеведения при Московском университете. Этот центр был направлен больше на воспитательные моменты. Другой центр был создан с помощью Петроградского губернского отдела народного образования, назывался он Научно-исследовательским институтом. И в отличии от московского университета, большее внимание направлял на познавательные аспекты. В первые годы Советской власти экскурсии тесно связаны с пропагандой социалистического строя и его строительства, но уже в 1924 г. появляются экскурсии о жизни и деятельности В.И. Ленина.

Российское общество туристов (РОТ) в 1929 г. реорганизовано в Общество пролетарского туризма (ОПТ), а в 1930 г. постановлением Совнаркома создается единое Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Благодаря образованию ОПТЭ в Советском союзе началась массовая организация туристско-организационной работы. В начале своего существования ОПТЭ накапливало опыт, искало новые методы и формы проведения экскурсий.  В первый год ОПТЭ имело в своём подчинении 300 баз, которые могли осуществлять экскурсионное обслуживание для 11 млн. человек. Наконец экскурсии становятся общедоступными. Для расширения массового туризма и экскурсий, руководство возлагается на Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов (ВЦСПС). В его системе организуется центральное туристско-экскурсионное управление (ЦТЭУ), которое располагает 34 республиканскими, краевыми и областными центрами [30]. В 30 - е годы заметно расширяется география туристических маршрутов и тематика экскурсий. Экскурсии проводятся с учетом возрастного и образовательного уровня экскурсантов. Популярными экскурсиями становятся новостройки страны, такие как Днепрогэс (Днепропетровская гидроэлектростанция имени В.И. Ленина), Магнитка (Магнитогорский металлургический комбинат) и Турксиб (Туркестано-Сибирская магистраль). Объектами показа также становятся первые колхозы, совхозы и новые города. В послевоенный период популярной оказывается военно-историческая, литературная и производственная тематика. Для школьников появляются автобусные экскурсии с профессиональным экскурсоводом, где учитель выступает в роли  организатора. С 1971 г. профсоюзным комитетам дано право, оплачивать 70% стоимости экскурсий и путешествий из средств, выделенных на культурную работу. После всех принятых мер количество туристов возрастает с 9,3 млн. до 30 млн. человек, а экскурсантов с 40,2 млн. до 173 млн. человек. К 1985 году статистика зарегистрировала 208,7 млн. экскурсантов. Подводя итого Советского период можно отметить следующее, что 1970 – 80-е годы  были годами наивысшего подъёма экскурсионной работы в Советском Союзе.  А в 90-е годы туризм переживал глубокий кризис, во-первых, из-за распада профсоюзного туризма, и во-вторых  из-за  развала советской идеологии. Также историко-революционная и советская тематика становится не актуальной.

 

1.2 Современное состояние  экскурсионного дела в России

 

На рубеже веков в России появляется множество туристских фирм и индивидуальных предпринимателей, которые все меньше и меньше уделяют  внимание развитию экскурсионного дела в России. В основном они отправляют туристов за рубеж. Благодаря этому колоссально снижается поток туристов внутри страны. В это же время перестают существовать курсы по подготовке экскурсоводов. Становится меньше профессионалов. Но ряд негативных моментов не повлиял на дальнейшую стабилизацию  в этой сфере туризма. Выявлена динамика спроса на экскурсионно-познавательный туризм в России, т.е. он не только стабилизировался, но и возрос. Улучшилось качество автомобильных дорог, появились современные комфортабельные автобусы, реконструируются старые и строятся новые помещения для временного проживания туристов и предприятия общественного питания. Поток индивидуальных экскурсантов и их организованных групп возрос, увеличился спрос на разнообразную экскурсионную тематику. Постепенно экскурсионное дело выходит на новый качественный уровень. Социальные и экономические факторы не могли не отразиться на деятельности туристско-экскурсионных предприятий всех регионов страны.  Не исключением стала Республика Башкортостан и сопредельные с ней области.

Информация о работе Экскурсионный менеджмент в России