Формирование русской национальной композиторской школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 22:57, реферат

Краткое описание

Путь русской музыкальной культуры на протяжении XVIII века характеризуется решительной победой светского начала в мироощущении и художественном дознании русского общества, а также широким освоением русскими музыкантами форм европейской музыки. Этот период завершается рассмотрением процесса формирования русской национальной композиторской школы.

Вложенные файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОМПОЗИТОРСКОЙ ШКОЛЫ.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

  ВВЕДЕНИЕ 

  Главной задачей музыкально исторического  курса является раскрытие основных закономерностей формирования и  развития русской музыкальной культуры.

    Выдвигая на первый план проблемы  музыкального творчества и музыкально-стилевой  эволюции, также раскрываются и другие важные стороны музыкальной культуры: общеисторические условия ее существования, развитие идейно-эстетических воззрений, музыкальной жизни и образования, исполнительского искусства.

  Путь  русской музыкальной культуры на протяжении XVIII века характеризуется решительной победой светского начала в мироощущении и художественном дознании русского общества, а также широким освоением русскими музыкантами форм европейской музыки. Этот период завершается рассмотрением процесса формирования русской национальной композиторской школы. Ее рождение в последней трети века было обусловлено активизацией демократических национальных сил во всех сферах русской культуры и искусства и протекало при обострении социальных противоречий в недрах абсолютистско-дворянского строя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОМПОЗИТОРСКОЙ ШКОЛЫ 

     Последняя треть XVIII века занимает рубежное положение .в истории русской музыки. В  это время в России складывается и созревает своя, национальная композиторская школа. Наступает первый расцвет молодой светской музыкальной культуры, подготовленный реформами Петра I и всем предшествующим развитием музыкально-общественной жизни. Выдвигается группа талантливых композиторов, завоевывающих известность не только в России, но и за рубежом. Березовский, Бортнянскй, Пашкевич, Фомин, Хандошкин утверждают самодеятельное значение молодой русской композиторской школы. 

     Подъем  русской культуры в конце 18 столетия был подготовлен всем ходом общественно-политического  развития России. Крестьянская война под предводительством Пугачева, развернувшаяся в 1773—1775 годах, потрясла основу крепостнического государства и обострила назревшие социальные противоречия. С господствующей идеологией дворянству вступает в борьбу крепнущая идеология «третьего сословия», разночинцев, возникшая на волне народных движений и питавшаяся одной главной мыслью-протестом против деспотизма и произвола крепостничества. . 

     После разгрома крестьянского восстания  в России усилился гнет самодержавия. Наступила реакция последних лет екатерининского царствования, продолжавшаяся затем и в годы правления Павла I. Революционный , переворот 1789 года поставил под угрозу существование монархических режимов в Европе и вызвал горячий отклик среди передовой части русского общества. 

     В кругах передового дворянства и просвещенной интеллигенции назревает протест против сословного неравенства и крепостнического гнета. Гроза революции разбудила общественную мысль и укрепила «мятежный дух» в сердцах лучших людей России: наступила радищевская пора.

С особой полнотой демократические тенденции проявились в литературе. В последней трети  века творчество передовых русских  писателей приобретает новую  социальную окраску. Расширяется и  сфера влияния просветительских идей. Словно отвечая назревшим потребностям читателей — уже не только дворян, а и мещан, ремесленников, купечества,---.литература обогащается и новыми темами, сюжетами и новыми принципами художественного воплощения. Она стремится глубже, полнее отобразить реальную сущность окружающей жизни, уйти от условных канонов дворянского классицизма, преодолеть условную классицистскую иерархию жанров. Формируются  реалистические черты.  

     Углубляется и понимание народности в русском искусстве. Народное творчество все больше привлекает внимание передовых мыслителей и художников этого времени. Растет интерес к народной поэзии, эпосу, песне и сказки.

     

     К передовому направлению русской  литературы близко примыкает русская  композиторская школа. Возникшая на волне общественного подъема, она сложилась как школа подлинно народная и национальная по своим эстетическим принципам. Ее демократические тенденции во многом определялась близостью самих композиторов к народной среде. Нельзя забывать, что создателями русской оперы были Фомин — сын солдата, Пашкевич — музыкант из придворного оркестра; крупнейшими композиторами хоровой музыки — украинские певчие Бортнянский и Березовский; самыми выдающимися мастерами инструментальной музыки — выходцы из народа Хандошкин и Кашин. Рядом с ними работали многие безвестные представители крепостной интеллигенции — композиторы, дирижеры, певцы. 

     Деятельность  всех этих музыкантов развертывалась в условиях ужасающего бесправия, сословного неравенства и социального гнета. Даже самые талантливые из них, как, например, Фомин, влачили существование людей, с трудом добывающих кусок хлеба своим искусством. Их творческие успехи, за редким исключением, оставались незамеченными в печати и общественной жизни. В оперном репертуаре, в театральных афишах и печатных либретто имена композиторов упоминались далеко не всегда, а созданные ими партитуры нередко уничтожались «за ненадобностью». О поразительном равнодушии «высшего» образованного общества к творениям русских музыкантов свидетельствует красноречивый факт почти полной неразработанности их биографий. До сего времени невыясненными остаются многие факты жизни и творчества Березовского, Пашкевича, Фомина, Хандошкина и других деятелей русского музыкального искусства. Их современников мало интересовала личность композитора, его творческий облик, его стремления. И только путем упорного, длительного изучения документальных материалов советским исследователям удалось восстановить общую картину творческой деятельности крупнейших мастеров. 

     Одной из главных проблем в изучении русской композиторской школы XVIII столетия до сих пор остается вопрос о влиянии на русскую музыку установившихся западноевропейских традиций, соотношение в ней «русского» и «западного». 

     Значительность  этих влияний не подлежит сомнению. В условиях стремительного роста светского искусства русские музыканты неминуемо должны были усваивать опыт старших композиторских школ Европы. Ведь именно им, талантливым создателям первых русских опер, ораторий, инструментальных произведений, и надлежало вывести отечественную музыку на путь общеевропейского развития и приобщить ее к достижениям мировой культуры. В первых опытах русских композиторов нетрудно обнаружить следы влияния итальянской или французской оперы, инструментальных традиций итальянской, немецкой, австрийской или .чешской школы, а главное — классических творений Моцарта, Глюка, Гайдна. Но это отнюдь не лишало русскую композиторскую школу национального своеобразия. Скорее напротив: помогало ей обрести свой самостоятельный облик, свое лицо. 

     Как и в других областях русского искусства, в русской музыке нашли отображение различные стилистические направления, сложившиеся в европейском искусстве XVIII столетия,— классицизм, сентиментализм, реализм. Но положение музыки было неодинаковым с литературой, архитектурой, живописью, ибо русская композиторская школа ко времени ее формирования была самой ^молодой среди различных художественных школ нашей  страны.

         

        Русская композиторская школа, развивавшаяся на протяжении всего лишь тридцати лет, не могла за столь короткий срок пройти весь этот сложный путь, в ней не успели оформиться с той же законченностью художественные   направления,   которые   нашли   более   полное   выражение в смежных искусствах. Применительно к музыке можно говорить скорее о своеобразном усвоении, обобщении этих различных стилистических направлений, при общей устремленности композиторов к национальной самобытности своего искусства. Сложившаяся в условиях высокого подъема русской литературы и изобразительного искусства, русская музыка по-своему претворила эти разносторонние художественные тенденции. В то же время жанры музыкального творчества развивались тогда неравномерно и столь же неравномерно, по-разному проявлялись в  каждом  из них  различные стороны  русской эстетики 18 века. 
           

     Наиболее  прогрессивная для литературы критическая  тенденция нашла, например, открытое выражение в опере — самом развитом жанре, фактически выросшем на почве русского драматического театра, а потому и объединившем совместные усилия писателей и музыкантов. В камерной музыке и особенно в романсе, напротив, преобладало влияние сентиментализма, стремление проникнуть в интимный мир человеческих чувств. Поэзия сентиментализма, при всей ее ограниченности, сыграла в целом положительную роль в камерном музыкальном искусстве этого времени, направив творческую мысль музыкантов по пути углубления психологической выразительности, отображения внутреннего мира человека. Этот популярнейший жанр чувствительной песни-романса (или «российской песни», как называли его в то время) был связан с наиболее демократической линией русской сентиментальной поэзии, проявившейся в творчестве поэтов-песенников Чулкова, Попова и их многочисленных подражателей. _

Явственно прослеживается в русской музыке и влияние  классицизма,   этого   господствующего   художественного   направления XVII — XVIII веков. В настойчивом стремлении русских музыкантов овладеть конструктивными законами музыкального искусства, сложившимися музыкальными формами, в уменье подчинить свои замыслы строгой логике музыкального мышления (в том числе закономерностям классической функциональной гармонии и классической полифонии) нельзя не усмотреть воздействия эстетики классицизма, с ее идеалом гармонии форм, пластических образов, ясности выражения. Наиболее отчетливо и наглядно этот эстетический идеал выразился в творчестве Бортнянского — крупнейшего русского композитора XVIII века — в его хоровых композициях, сонатах и увертюрах. Принципы классицизма нашли отражение и в творческой деятельности других русских композиторов — Березовского, Пашкевича; Фомина, Хандошкина, Козловского, умевших развить свое мастерство на почве общих законов классического искусства конца века.

            

     При всей незрелости художественных форм, при всем недостатке высокого мастерства, русские композиторы XVIII века стремились выразить в музыке свое национальное содержание, свою тематику, свой образный строй. Об этом свидетельствуют и первые русские оперы, реалистически отображающие нравы и быт русского общества, и первые инструментальные сочинения, основанные на народнопесенных темах, и первые русские романсы, питавшиеся истоками народной песни и канта. Во всех этих жанрах русские композиторы искали свой путь развития, хотя и пользовались приемами общеевропейского классического музыкального стиля XVIII века. Процесс освоения основных форм профессиональной музыки носил у них творческий характер прежде всего потому, что в эти традиционные формы они стремились вложить оригинальное, самобытное содержание и опирались при этом в первую очередь на русскую народную песню. 

     Народная  песня — главный источник творчества композиторов XVIII века. На основе оригинального, самобытного народнопесенного тематизма  формировались, по существу, все музыкальные жанры этого времени: опера, симфония, камерная музыка, камерный ансамбль, вокальная лирика. Овладевая сложными вокальными и инструментальными формами, русские композиторы стремились прежде всего использовать в них богатство своих народных мелодий. Естественно, что первое место в русской музыке XVIII века заняла комическая опера — народная по сюжету и языку, насыщенная народнопесенным материалом. Правда, у композиторов доглинкинской эпохи мы не найдем  еще полного и совершенного владения выразительными средствами народной песни. Далеко не сразу им удалось встать на правильный путь разработки народных мелодий, народных жанров. Русской музыке того времени не хватало еще той глубины и силы .художественного обобщения, того метода высокого реализма, которым   характеризуется   музыкальное   искусство   классической, глинкинской  поры. Русские композиторы 18 века не могли еще сделать народную песню выразительницей больших идей и глубоких дум. Но тем не менее уже в эту раннюю пору национальная композиторская школа обрела свой истинный путь развития, оказавшийся необычайно плодотворным,- путь народности и жизненной правды. Он был указан народной традицией. 
 

                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

НАРОДНАЯ ПЕСНЯ  

           Развитие профессионального композиторского  творчества в России началось с изучения народной песни. Только в XVIII веке ее впервые стали записывать, разрабатывать, изучать. Эта сложнейшая задача привлекала в то время не только музыкантов, но и крупнейших писателей, поэтов, ученых. Не случайно к концу XVIII столетия относится создание первых научных трудов о музыкальном творчестве русского народа. 

     Народная  песня этого времени отличалась редким богатством и многообразием  содержания. Век крепостничества  и крестьянской войны породил в народе новые песни, чутко отображавшие тяжелую долю народа, его чаяния и освободительную борьбу.

Свои заветные думы народ высказывал в песнях крестьянских восстаний. Сложившиеся в эпоху бурных социальных потрясений, борьбы обездоленного крестьянства с гнетом крепостничества, песни эти полны сурового величия и мощи. Такова «бурлацкая» песня «Не шуми, мати зеленая дубровушка», вплетенная Пушкиным в ткань повести «Капитанская дочка» и охарактеризованная поэтом как любимая песня Пугачева.

   

     Большое значение в народном быту по-прежнему сохраняет историческая песня. Исторические песни конца XVII и всего XVIII века — свидетельство глубокого интереса народа к своему историческому прошлому. Преобразования и победы Петра I, события Северной войны, а затем походы Суворова нашли широкое отражение в народной песне, особенно в песнях военной, солдатской среды. 

     К числу новых песенных жанров, порожденных  общественно-историческими условиями XVIII века, принадлежат песни солдатские и рекрутские. Они возникли в эпоху Петра I, установившего обязательную службу в армии. Служба солдата в царской армии, продолжавшаяся не менее двадцати пяти лет, тяжелым бременем ложилась на трудовое крестьянство; в рекрутских песнях, полных глубокой скорби, народ оплакивал тяжелую долю крестьянина, навсегда разлученного с родной семьей. Многие из рекрутских песен того времени стали любимыми в городском быту и распевались в различных вариантах.

          

     Наряду  с рекрутскими, в солдатской среде  зарождались и бодрые походные песни, прославляющие отвагу и доблесть русских воинов, подвиги русских полководцев. Таковы песни о Суворове: продолжая традицию исторического жанра, они в то же время по музыкальному складу и языку уже приближаются к солдатским походным песням XIX века с их маршеобразным ритмом. К XVIII веку относится формирование городской песни. В народном быту этого времени приобретают большое значение песни служилого люда, солдатские и матросские, песни городского мещанства, дворовых крепостных и «фабричных» (рабочих). Старинные крестьянские напевы, попадая в условия городского быта, также существенно меняются и звучат в новых вариантах.

Информация о работе Формирование русской национальной композиторской школы