Налоговая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение экономической сущности налогов, их роли и значения, анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе и выработка направлений и путей ее совершенствования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….6
Понятие о налогах и налоговой системе…………………………………….8
Налоги и их функции……………………………………………………..8
Классификация налогов………………………………………………….13
Налогообложение и налоговая система…………………………………16
Налоговая система Республики Беларусь…………………………………...20
Субъекты и объекты налогообложения…………………………………20
Состояние налоговой системы РБ……………………………………….24
Анализ налоговой системы РБ…………………………………………...29
Основные направления совершенствования налоговой системы РБ……...37
Реформирование косвенных налогов……………………………………37
Основные пути совершенствования некоторых прямых налогов
и налогов, включаемых в себестоимость…………………………………….40
Заключение…………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………………………………43

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….6

  1. Понятие о налогах и налоговой системе…………………………………….8
    1. Налоги и их функции……………………………………………………..8
    2. Классификация налогов………………………………………………….13
    3. Налогообложение и налоговая система…………………………………16
  2. Налоговая система Республики Беларусь…………………………………...20
    1. Субъекты и объекты налогообложения…………………………………20
    2. Состояние налоговой системы РБ……………………………………….24
    3. Анализ налоговой системы РБ…………………………………………...29
  3. Основные направления совершенствования налоговой системы РБ……...37
    1. Реформирование косвенных налогов……………………………………37
    2. Основные пути совершенствования некоторых прямых налогов

и налогов, включаемых в себестоимость…………………………………….40

Заключение…………………………………………………………………….42

Список использованной литературы…………………………………………43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На  протяжении всей  истории  человечества  складывалась  система  налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.

Государство может  воздействовать на ход экономической  жизни, лишь располагая определенными  денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

В современном  обществе налоги - основной источник доходов  государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для  экономического воздействия государства на  общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса, поэтому данная тема очень актуальна в настоящее время.

Также актуальной является проблема создания оптимальной  системы налогообложения и распределения налогового бремени, особенно остро просматривается в условиях рыночной экономики.  Её формирование требует больших средств и эти средства, кроме кредитов, могут дать только налоги.

Именно поэтому в последнее годы возникла необходимость во внедрении принципиально нового подхода к выполнению налоговых обязательств перед государством ― самостоятельной уплаты налогов в зависимости от величины полученного дохода.

Объектом изучения в данной работе выступают налоги, налогообложение, налоговая система  государства, налоговое администрирование,  налоговые ставки.

Предметом изучения выступает современная система  налогообложения в Республике Беларусь.

Целью данной работы является рассмотрение экономической сущности налогов, их роли и значения, анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе и выработка направлений и путей ее совершенствования.

Для достижения этой цели в работе:

  • рассмотрена сущность налогов, дана экономическая характеристика налоговой системы;
  • рассмотрены принципы налогообложения и налоговой системы;
  • рассмотрены основные этапы развития  и нынешнее состояние налоговой системы Республики Беларусь;
  • произведен анализ состояния налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе;
  • обоснованы основные направления совершенствования существующей налоговой системы Республики Беларусь, как в части прямых, так и косвенных налогов.

При подготовке курсовой работы были использованы законодательные  акты, постановления правительства  Республики Беларусь, статистические издания, учебники и учебные пособия по налогообложению, научные статьи в ежемесячных периодических изданиях, работы ученых-экономистов Беларуси, а также российских авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие  о налогах и налоговой системе

1.1 Налоги и их функции

В сфере научных знаний о закономерностях общественного развития трудно назвать более неоднозначную и противоречивую систему отношений, чем система налогообложения.

Ещё с прошлых  лет и до настоящего времени это  общественное явление характеризуется  разногласием между сборщиками налогов и налогоплательщиками, т.е. лицами, обязанными выплачивать налоги. В некоторой степени, в обществе сложилось мнение о том, что налоги являются наихудшим из зол, а также использование их как средство подчинения интересов одной социальной группы интересам другой. Наиболее негативно это явление воспринимается в экономически слабых государствах, в которых правительства тратят средств гораздо больше, чем величина созданного валового внутреннего продукта (ВВП).

В связи с  этим возникают вопросы: неужели налоги и в самом деле зло, от которого нужно избавляться?  Какова сущность налогов и их прямые функции?

Необходимость налогов  вытекает из функций и задач государства, которое выполняет разнообразную  деятельность (экономическую, политическую, оборонную , внешнеэкономическую, социальную и др.), требующую средств. Кроме налогов, у государства, по существу, нет иных методов мобилизации средств. Оно может использовать для покрытия своих ресурсов государственные займы (кредиты), но они требуют возврата и уплаты процентов, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску денег в обращение (эмиссии). Однако это может привести к тяжелому экономическому последствию для страны - инфляции. В результате для государства существует один главный доход - налоги. В настоящее время на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится 80 - 90 % всех бюджетных поступлений в развитых странах.

Налоги являются одним из важнейших понятий в налогообложении.

В отечественной  экономической литературе дано следующее  определение налогам: налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет,  установленные и принудительно изымаемые  государством в форме перераспределения части  общественного продукта, используемого  на удовлетворение общегосударственных потребностей.

Сущность налогов  выражается в отношениях  между  государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения  национального дохода на  общегосударственные нужды.  Эти отношения не являются равноправными. По своей сути налог – это одностороннее движение средств в бюджет, а приводным механизмом к его осуществлению служит принудительный и бесспорный характер взимания.

Рассматривая налог  как сложное системное образование, соединяющее в себе элементы различных сфер знаний: экономики, права, философии и других наук, Т.Ф. Юткина считает, что для раскрытия категориального смысла понятия «налог» следует исследовать его категориальные свойства, причем в строго определенной иерархической последовательности. [10]

1. Налог как философская  категория.

Высший философский  смысл категории «налог» —  это потребность каждого жертвовать часть своих «богатств» для обеспечения всеобщего благополучия. Соответственно философия налогообложения базируется на этических поступках и принципах обязательного согласования финансовых интересов казны и плательщиков. «Философская» налоговая система — это своеобразный маяк, к которому должны устремиться все усилия налоговых реформаторов. Важно, что и в работах основоположников экономической науки А.Смита, Д.Рикардо налоги рассматриваются как добровольное подаяние на благо развития нации, да и русское слово «подать», использовавшееся для обозначения государственных сборов в России до середины XVIII в., произошло от того же корня, что и слово «подаяние». Термин «подать» как обозначение государственных налогов и сборов в Беларуси сохранился до наших дней.

Вместе с тем после  уплаты налогов, исполнив свой общественный долг, налогоплательщик обретает полную хозяйственную самостоятельность. Именно этот смысл хотел донести до нас А.Смит, утверждая, что налоги для тех, кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы.

2. Налоги как финансово-перераспределительная категория.

Налоги — это важнейших  элемент перераспределения ВВП  между государством и налогоплательщиками. Налоги обеспечивают государство финансовыми  ресурсами, и в этом, пожалуй, их главный  отличительный признак. Кроме того, участвуя в процессе перераспределения, налоги оказывают решающее влияние на другие фазы движения общественного продукта: производство, обмен, потребление.

3. Налоги как правовая  категория.

Данное свойство налогов  выражается через правовую формализацию системы отношений «государство — налогоплательщик», установление конкретных видов налогов и методов управления ими. Причем эти отношения не являются равноправными. Главенствующая роль в этих отношениях принадлежит государству, которое на условиях безвозвратности в законодательном порядке устанавливает правила изъятия доходов налогоплательщиков.

Таким образом, к признакам налогов относят:

  • легитимность (налоги взимаются только с законных операций),
  • индивидуальную безвозмездность для налогоплательщика,
  • принудительность.

Наиболее полно свое назначение налоги выражают через функции. Функция налога - это способ выражения его свойств, проявление его сущности в действии. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Отсюда вытекает распределительная функция налогов, отражающая их сущность как особого централизованного звена распределительных отношений. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на расширение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, (финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ  научно-технических, экономических и др.).

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это, прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: пополнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, государственный аппарат, а со временем и социальную сферу (образование, здравоохранение и т.д.). Но с того времени, как государство стало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм.

С помощью налогов  государство перераспределяет часть  прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие социальной и производственной инфраструктуры, на инвестиции, фондоемкие и капиталоемкие отрасли с длительным сроком окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

Перераспределительная функция налогов носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим  образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в ряде европейских стран (Германии, Швеции и др.). Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.[3]

Налоги как важнейшая  экономическая категория развитого  товарного производства тесно связаны с более общей категорией — государственным бюджетом, так как участвуют в его формировании.

Свое назначение и  функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную, контрольную, распределительную и  стимулирующую функции.

Фискальная функция  реализуется посредством изъятия  части доходов населения, предприятий для выполнения плана бюджета, которая выражается через экономические рычаги воздействия на усиление мотивов к труду, экономичное расходование ресурсов, расширение и техническое перевооружение производства.

Выполняя свою фискальную функцию, налоги должны обеспечить аккумуляцию части ресурсов юридических и физических лиц в бюджет, формирование устойчивой его доходной части. При определении объектов обложения налогами целесообразно учитывать оптимальную величину ставок, сочетая личные интересы граждан и общегосударственные, а также интересы отдельных звеньев хозяйства. Поступления в виде налогов должны покрывать основные финансовые потребности общества, но при этом не лишать заинтересованности всех плательщиков в увеличении своих доходов. Иначе при возрастании поступлений в бюджет за счет высоких налогов подорвется материальная основа устойчивости его доходной базы - рост производства и повышение его эффективности.

Следующая функция налогов  как экономической категории  состоит в том, что появляется возможность отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "процесса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь