Анализ программы по развитию речи дошкольников и исследование особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.М. Шахнаровича. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно представить следующим образом:
речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития — мышления, воображения, памяти, эмоций;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития речи у старших дошкольников ……………………………………………………………………………………...6
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………....6
Общая характеристика речи детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………11
Методы и средства развития речи у старших дошкольников……….17
Глава 2. Анализ программы по развитию речи дошкольников и исследование особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………...25
2.1. Анализ программы по развитию речи дошкольников …………………...25
2.2. Описание процесса исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………..28
2.3. Анализ результатов исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………….......33
Список литературы …………………

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 90.67 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы  развития речи у старших дошкольников ……………………………………………………………………………………...6

    1. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………....6

    1. Общая характеристика речи детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………11

    1. Методы и средства  развития речи у старших дошкольников……….17

Глава 2. Анализ программы по развитию речи дошкольников и исследование особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………...25

2.1. Анализ программы по развитию речи дошкольников …………………...25

2.2. Описание процесса исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………..28

2.3. Анализ результатов  исследования развития речи у  детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...30

Заключение………………………………………………………………….......33

Список литературы ……………………………………………………………35

Приложение  ……………………………………………………………………37

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Непременным  условием для всестороннего развития ребёнка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители  опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык – «важнейшее средство человеческого общения».

Развития речи старших дошкольников основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики. Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, А.Н. Гвоздев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин). Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации. Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения взрослого с детьми и детей с друг другом как на занятиях, так и вне занятий предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка. При этом первостепенное значение имеет полноценное овладение родным языком в максимально сензитивный период.

Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.М. Шахнаровича. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно представить следующим образом:

речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;

язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития — мышления, воображения, памяти, эмоций;

ведущее направление в обучении родному языку — формирование языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи;

ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельного наблюдения за языком, для саморазвития речи.

Обучение языку и развитие речи рассматриваются не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками — фонетическими, грамматическими, лексическими), но и в сфере общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями). Отсюда важным становится формирование не только культуры речи, но и культуры общения.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Речевое общение в его полном виде — понимание речи и активная речь — развивается постепенно.

Актуальность и цель исследования: рассмотреть особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе.

Объект исследования: процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования: влияние педагогических условий развитию речи детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе

Задачи исследования:

1.  Охарактеризовать  возрастные  особенности детей старшего дошкольного возраста

2.  Описать особенности  речи. Дать характеристику речевого  развития детей старшего дошкольного  возраста.

3.  Описать методы и  средства  развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

4.  Провести исследование  уровня развития словарного запаса  у детей старшего дошкольного  возраста.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы развития речи по теме исследования.

Методологические основы:  труды ученых А.Н. Гвоздева, А.Р. Лурия, А.А.Леонтьева, Д.Б. Эльконина на развитие речи старших дошкольников.

Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы  развития речи у старших дошкольников

1.1 Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

По данным В.С. Мухиной и Л.А. Венгера у старших дошкольников, когда они пытаются что-то рассказать, появляется типичная для их возраста речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимение ("она", "он"), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: "она (девочка) пошла", "она (корова) забодала", "он (волк) напал", "он (шар) покатился" и т.д. Это существенный этап в речевом развитии ребенка. Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника. Вопросы по поводу содержания рассказа вызывают на этом этапе речевого развития желание ответить более подробно и понятно. На этой основе возникают интеллектуальные функции речи, выражающиеся во "внутреннем монологе", при котором происходит как бы разговор с самим собой [8].

В.И. Ядешко считает, что ситуативность речи у старших дошкольников заметно снижается [20].

Словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и на изживание в ней ситуативных моментов. Но опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы связности и увеличивает моменты экспрессивности.

По данным М.Р.Львова, по мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. На занятиях в детском саду детям приходится излагать более отвлеченное содержание, чем в ситуативной речи, у них появляется потребность в новых речевых средствах и формах, которые дети присваивают из речи взрослых.

Ребенок дошкольного возраста в этом направлении делает лишь самые первые шаги. Дальнейшее развитие связной речи происходит в школьном возрасте. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения.

Не менее важным условием для формирования связной речи дошкольника является овладение языком как средством общения. По данным Д.Б. Эльконина, общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер [4].

Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящих не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное высказывание – рассказ, сообщение и т.п. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. В ходе развития разговорной речи происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию на основе собственно языковых средств. Таким образом, начинает развиваться объяснительная речь.

У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их.

На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный или сюжетный рассказы на предложенную ему тему.

Однако дети все еще чаще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь [5].

Интенсивно идущее именно в дошкольном возрасте усвоение родного языка, заключающееся в овладении всей его морфологической системой, связано с чрезвычайной активностью ребенка по отношению к языку, выражающейся, в частности, в многообразных словообразованиях и словоизменениях, совершаемых самим ребенком по аналогии с уже усвоенными формами.

И.В.Артюшков подчеркивает, что в период от двух до пяти лет ребенок обладает необычайным чутьем языка и что именно оно и связанная с этим умственная работа ребенка над языком создают основу столь интенсивно идущего процесса . Происходит активный процесс усвоения родного языка.

"Без такого повышенного  чутья к фонетике и морфологии  слова один голый подражательный  инстинкт был бы совершенно  бессилен и не мог бы привести  бессловесных младенцев к полному обладанию родным языком"[10].

К началу школьного возраста у ребенка совершенно отчетливо выражена ориентировка на звуковую форму существительных, что способствует усвоению морфологической системы родного языка. Усвоение ребенком грамматики выражается и в овладении составом речи. В старшем дошкольном возрасте, по данным С.Н. Карповой, относительно небольшое число детей справляются с задачей вычленения отдельных слов из предложения. Это умение формируется медленно, но применение специальных приемов обучения помогает значительно продвинуть этот процесс. Например, при помощи внешних опор дети вычленяют предлагавшиеся им слова (кроме предлогов и союзов). Самое важное то, что они переносят приемы анализа, выработанные при помощи внешних опор, на действие без них [12].

B речи старших дошкольников возрастает количество распространенных предложений с однородными членами, увеличивается объем простых и сложных предложений. Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления.

B дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения. Этот новый период познания языковой действительности Д.Б. Эльконин назвал периодом грамматического языкового развития.

Психологи Д.Б. Эльконин, А.Н, Гвоздев, Л.С. Выготский и др. и методисты О.С. Ушакова, Т.Н Ушакова , Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др. выделяют следующие особенности развития речи старших дошкольников:

1. Звуковая культура  речи.

- Дети этого возраста  способны четко произносить трудные  звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя  их в речи, они закрепляют их  в произношении.

- Отчетливая речь становиться  нормой для пятилетнего дошкольника  в повседневной жизни, а не  только во время специальных  занятий с ним.

- У детей совершенствуется  слуховое восприятие и развивается  фонематический слух. Дети могут  различать определенные группы  звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть  заданные звуки.

- Дети свободно используют  в своей речи средства интонационной  выразительности: могут читать стихи  грустно, весело, торжественно.

Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями.

2. Грамматический  строй речи.

- Речь детей пяти лет  насыщается словами, обозначающими  все части речи. В этом возрасте  они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов.

- В старшем дошкольном  возрасте дети совершают первые  попытки произвольного использования  грамматических средств и анализа  грамматических фактов.

- Пятилетние дети начинают  овладевать и синтаксической  стороной речи.

Правда, это трудно дается, и поэтому взрослый как бы ведет за собой ребенка, помогая ему устанавливать причинно-следственные и временные связи при рассматривании объектов.

- Дети этого возраста  умеют самостоятельно образовывать  слова, подбирая нужный суффикс.

- У детей пяти лет  появляется критическое отношение  к грамматическим ошибкам, умение  контролировать свою речь.

Информация о работе Анализ программы по развитию речи дошкольников и исследование особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста