Дидактическая игра на уроке математики как средство реализации адаптации учащихся 5 класса при переходе их из начальной школы в основную

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 14:59, дипломная работа

Краткое описание

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают, и усиливает интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.

Содержание

Введение

1. Адаптация учащихся 5 класса при переходе их из начальной школы в основную. Её виды и способы.
1.1. возрастные и психологические особенности подросткового возраста.
1.2. Способы адаптации учащихся.
2. Дидактическая игра как средство осуществления адаптации учащихся 5 класса.
2.1. Понятие дидактической игры.
2.2.методические рекомендации по организации дидактических игр.
2.3. Обоснование использования дидактических игр на уроках математики в адаптационный период.
3. разработанные дидактические игры.
3.1. В царстве, в государстве.
3.2. меньше или больше.
3.3. Доли. Обыкновенные дроби.
3.4. сложение и вычитание дробей

Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

дидактическая игра как средство реализации адаптации учащихся 5 класса при переходе их из начальной школы в основную.docx

— 376.28 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Свердловский областной педагогический колледж»

Кафедра образования периода детства

 

 

 

Дидактическая игра на уроке  математики как средство реализации адаптации учащихся 5 класса при  переходе их из начальной школы в  основную.

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

 

 

 

 

Бурков А.В. 
Специальность 05020152 «Математика» группа 39 м

Научный руководитель: Заварыкина О.Г.

Допустить к защите:

Зав. кафедрой:

Пономарева Е.В.

 


Екатеринбург 

2010

Содержание

Введение 

 

1. Адаптация учащихся 5 класса  при переходе их из начальной  школы в основную. Её виды и  способы.

1.1. возрастные и психологические  особенности подросткового возраста.

1.2. Способы адаптации учащихся.

2. Дидактическая игра как  средство осуществления адаптации  учащихся 5 класса.

2.1. Понятие дидактической  игры.

2.2.методические рекомендации  по организации дидактических  игр.

2.3. Обоснование использования  дидактических игр на уроках  математики в адаптационный период.

3. разработанные дидактические  игры.

3.1. В  царстве, в государстве.

3.2. меньше или больше.

3.3. Доли. Обыкновенные дроби. 

3.4. сложение и вычитание  дробей

 

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

 

Введение 

Цели образования  в 5-6 классах определяются, прежде всего, той ответственностью, которая возлагается  на переходный (от начального к основному) период обучения. Ответственность связана  с необходимостью обеспечить благополучную  адаптацию школьника в 5-6 классах. С учетом развития качеств (самостоятельности, активности, инициативности, умения рассчитывать собственные силы), которые формируются  в начальной школе, приоритетной целью обучения является развитие учебной  самостоятельности как ответственного, инициативного поведения, независимо от посторонних влияний, совершаемого без посторонней помощи, собственными силами. Это важно с двух позиций  – поддержки усилий начальной  школы, которая заложила основы контрольно-оценочной  самостоятельности, сформировала желание  и умение учиться, а также дальнейшего  решения задач профильной старшей  школы.

Увеличение  умственной нагрузки учащихся на уроках математики заставляет задуматься над  тем, как поддержать у учащихся интерес  к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи  с этим ведутся поиски новых эффективных  методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали  бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Возникновение интереса  к математике у значительного  числа учащихся зависит в большей  степени от того, насколько умело  будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную  точку для возникновения и  развития любознательности, глубокого  познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда  еще только формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному учебному предмету. Именно в тот период нужно стремиться раскрыть притягательные свойства математики.

Немаловажная  роль здесь отводится дидактическим  играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и  воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей  функциями, которые действуют в  ограниченном единстве.

Современная дидактика, обращаясь к игровым  формам обучения на уроках, справедливо  усматривает в них возможности  эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими  им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

Игра –  творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к  знаниям. Увлекшись, дети не замечают что  учатся: познают, запоминают новое, ориентируется  в необычных ситуациях, пополняют  запас представлений, понятий, развивают  фантазию.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с  «серьезным» учением. Включение  в урок дидактических игр и  игровых моментов делает процесс  обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее  настроение, облегчает преодоление  трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или  иная умственная задача, поддерживают, и усиливает интерес детей  к учебному предмету. Игра должна рассматриваться  как могущественный незаменимый  рычаг умственного развития ребенка.

Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно  путать с забавой, не следует рассматривать  ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую  игру нужно смотреть как на вид  преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

В термине  «Дидактическая игра» подчеркивается ее педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Поэтому есть основания утверждать, что использование  дидактической игры в системе  обучения математики  в 5-6 классах  является важным средством интенсификации учебной деятельности школьников.

В результате этого возникает противоречие между разработанностью в науке понятия «Дидактическая игра» и недостаточностью рекомендаций, позволяющих использовать дидактическую игру в адаптационный для учащихся период  при переходе из начальной школы в основную.

Проблемой исследования является выявление особенностей адаптационного периода и особенностей разработки и содержания дидактических игр. И учет особенностей адаптационного периода учащихся для разработки дидактических игр с использованием их на уроке математики. 

Объектом исследования является процесс адаптации учащихся при переходе из начальной школы в основную.

Предметом исследования считается особенности организации дидактических игр на уроках математики.

Актуальность исследования: исходя из анкетирования учителей (Приложение 1) математики различных школ можно сделать следующие выводы:

  1. Самая тяжело решаемая из возможных проблем учащихся 5 класса в адаптационный период – чувство «взрослости» у детей;
  2. 60% опрошенных учителей практически не используют никакую из форм взаимодействия с учителем начальной школы (бинарные уроки, и различные формы преемственности);
  3. Не смотря на то, что 50% опрошенных считают, что дидактическая игра является наиболее эффективной формой организации обучения в период адаптации, активно дидактическую игру на уроках математики в 5 классе проводит лишь 7% учителей, предпочитая ей традиционный урок (45%)
  4. Это связано с тем, что учителя сталкиваются с трудностями в организации нестандартного вида уроков и с восприятием психологических особенностей учащихся.

Результаты  анкетирования представлены в виде диаграмм. (Приложение 2)

Цель исследования: обоснование использования и разработка дидактических игр на уроках математики для успешной адаптации учащихся 5 класса.

Задачи исследования:

  1. Изучить понятие «дидактическая игра», ее  типы и  виды
  2. Выявить возрастные  и психологические особенности развития учащихся 5 -6 класса.
  3. Проанализировать способы адаптации учащихся при переходе их из начальной школы в основную.
  4. Обосновать использование дидактических игр на уроках математики в 5 классе для обеспечения адаптации учащихся
  5. Разработать сценарий уроков с использованием дидактических игр.

 

Адаптация учащихся 5 класса при переходе их из начальной школы  в основную. Её виды и способы

1.1. Возрастные особенности подросткового  возраста.

Средний школьный возраст – переходный от детства  к юности. Он характеризуется общим  подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. В  этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма.

Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. У девочек оно начинается с 11 лет  у мальчиков несколько позже, с 12-13 лет. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность  организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания.

В подростковом возрасте продолжается развитие нервной  системы. Восприятие подростка более  целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника.

Характерная черта внимания ученика среднего возраста – его специфическая  избирательность: интересные уроки  или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго  сосредотачиваться на одном материале  или явлении. Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто  становятся причиной непроизвольного  переключения внимания. Оправдывает  себя такая организация учебно-воспитательного  процесса, когда у подростка нет  ни желания, ни времени, ни возможности  отвлекаться на посторонние дела.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится   более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению

Развитие  мышления происходит в неразрывной  связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к  правильным определениям логическим основаниям, доказательным рассуждениям.

Воспитательная  работа со школьниками среднего возраста – важнейшая и сложнейшая из нынешних задач. Педагогам нужно глубоко  осмыслить особенности развития и поведение современного человека. Уметь поставить себя на его место. Ученик среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию, убедиться в ее обоснованности, согласиться  с разумными доводами.

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия  жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, логике старых сложившихся форм взаимоотношений  с людьми. В 5-ом классе школьники  переходят к систематическому изучению наук. А это требует от них психической  деятельности более высокого уровня: глубоких обобщений и доказательств, понимания более сложных абстрактных  между объектами, формирования отвлеченных  понятий. Ученик начинает играть значительно  большую роль в школе, семье, ему  начинают предъявлять более серьёзные  требования со стороны общества и  коллектива, со стороны взрослых.

Существенные  изменения происходят в эмоциональной  сфере подростка. Эмоции подростка  отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении и вспыльчивостью. С этим связано  неумение сдерживать себя, слабостью  самоконтроля, резкость в поведении.

Подросткам  свойственно бурное проявление своих  чувств. Если они чувствуют малейшую несправедливость к себе, они способны взорваться, хотя потом могут сожалеть об этом.

Эмоциональные переживания подростков приобретают  большую устойчивость.

Нередко чувства  подростка бывают противоречны. Очень  важно, чтобы эти противоречия разрешались  в пользу положительных, общественно  значимых чувств.

Учения для  подростка является главным видом  деятельности. И от того, как он учится, во многом зависит его психическое  развитие, становление его как  гражданина. Существенные изменения  происходят в эмоциональной сфере  подростка. Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в  их управлении. Подростки отличаются большой страстностью. С этим связано  неумение сдерживать себя, слабостью  самоконтроля, резкость в поведении.

Ведущей деятельностью  для младших подростков является интимно-личностное общение со сверстниками. Среди наиболее значимых потребностей учащихся данного возраста можно  выделить:

  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников;
  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
  • повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе; 
  • стремление обзавестись верным другом

Именно через  активное общение со сверстниками, ролевое экспериментирование, отстаивание  собственной самостоятельности  во взаимодействии с взрослыми, получение  более широкого социального опыта  подростки формируют и развивают  свое самосознание. При этом развитие самосознания связано с достигнутыми ими уровнем рефлексии.

В связи с  ведущей ролью общения со сверстниками учебная деятельность, хотя она и  занимает большую часть времени  подростков, отходит по значимости на второй план. Для подростков она  становится важной, прежде всего как  средство самоутверждения школьников в коллективе сверстников. Как субъект  учебной деятельности подросток  характеризуется тенденцией к утверждении  своей позиции субъектной исключительности, индивидуальности, стремлением чем-то выделится. Это может усиливать познавательную мотивацию, если соотносится с самим содержанием учебной деятельности – ее предметом, средствами, способами решения задач. Стремление к исключительности входит и в мотивацию достижения, но в составляющую «награды», «успеха». Учебная мотивация как единство познавательной мотивации достижения преломляются у подростка через призму узколичностных значимых и реально действующих мотивов группового, социального бытия. 

Информация о работе Дидактическая игра на уроке математики как средство реализации адаптации учащихся 5 класса при переходе их из начальной школы в основную