Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 23:14, автореферат
Цель исследования разработать целостную историко-педагогичес-кую картину возникновения, становления и развития архитектурного образования в контексте культурно-образовательного процесса.
Общая педагогика, история педагогики и образования
Темы диссертаций по педагогике
« Общая педагогика, история педагогики и образования »
http://nauka-pedagogika.com/
Автореферат
Автор научной работы
Кольстет, Людмила Анатольевна
Ученая степень
кандидат педагогических наук
Место защиты
Ростов-на-Дону
Год защиты
2007
Специальность ВАК РФ
13.00.01
Share on twitter Share on vk Share on facebook Share on mymailru Share on odnoklassniki_ru Share on livejournal Share on google Share on favorites Share on print More Sharing Services
Диссертация
Читать
Читать
Купить
Автореферат диссертации по теме "История архитектурного образования в России"
На правах рукописи
КОЛЬСТЕТ ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА
История архитектурного образования в России
13 00 01 - общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Ростов-на-Дону 2007
003174321
Работа выполнена в Педагогическом институте Южного федерального университета, на кафедре педагогики
Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Карпова Галина Федоровна
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор Михайлычев Евгений Аркадьевич
доктор педагогических наук, профессор Федотова Ольга Дмитриевна
Ведущая организация:
ГОУ ВПО «Рязанский государственный университет им С А Есенина»
Защита состоится 2 ноября 2007 года в 15 00 На заседании диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук Д 212 208 18 при Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» по адресу 344082, Ростов-на-Дону, ул Большая Садовая, 33
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Педагогического института ФГОУ ВПО «Южный Федеральный университет»
Автореферат разослан 2 октября 2007
Ученый секретарь диссертационного совета
П П Пивненко
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы исследования В контексте идей гуманизации и гуманитаризации возрастает роль и значение исторического знания, которое представляет собой социокультурное звено, непрерывно связывающее современное состояние образования с многовековым историческим опытом Ю Лотман отмечал «История плохо предсказывает будущее, но хорошо объясняет настоящее» В наше время проблема изучения истории является приоритетной во всех областях, в т ч и в архитектурном образовании
Данное исследование содержит материал системного историко-педагогического анализа этапов становления и оформления архитектурного образования в нашей стране в процессе развития архитектурно-педагогической мысли и истории образования История архитектурного образования представлена как часть историко-педагогического знания и архитектурно-педагогической деятельности по научению архитектурному мастерству, начиная со времен Древней Руси Х-Х1 вв и до рубежа XX-XXI вв
Роль архитектурного образования непрерывно растет, становится предметом различных исследований социологических, психологических, культурологических и др В педагогическом аспекте архитектурное образование представлено идеями и деятельностью различных авторов
В аспекте исторического становления и развития архитектурных образовательных учреждений большой вклад внесли теоретики и практики архитектурного образования В XVIII в - М П Аврамов, В И Баженов, П М Еропкин, М Г Земцов, М Ф Казаков, Д В Ухтомский, И И Шувалов и др , В XIX в - П С Валуев, Ф А Козен, К А Макаров, А Д Наде-жин, С Г Строганов, А В Ступин и др
В XX в проблемам архитектурного образования посвящен ряд фундаментальных исследований
— по теории и методике изучения архитектурного творчества и условиям развития мастерства архитекторов в ходе профессиональной учебной деятельности - Б Г Бархин, А П Кудрявцев, И Г Лежава, Н Ф Мет-ленков, Н Н Нечаев, А В Степанов и др ,
— по научным методам формирования мастерства архитекторов в процессе изучения архитектурной пропедевтики — Е Д Белоусов, А Э Коротковский, Д Л Мелодинский, Г Ю Сомов, А В Степанов, М А Туркус, В Р Усов и др ,
— по архитектурно-художественной подготовке на довузовском этапе в современных условиях -ИМ Абаева, 3 В Жилкина, В И Кирпичев, А Э Коротковский, Н Ф Метленков, И В Топчий, Н П Чуваргина и др ,
- по аспектам становления и
развития отдельных
Проблемы художественного образования, косвенно связанные с архитектурной подготовкой, представлены в трудах классиков отечественной и зарубежной философской и психолого-педагогической мысли
— с точки зрения развития творческих сил и эстетического воспитания - Р Бретон, А Дистервег, И Кант, Я А Коменский, И Г Песталоц-ци, Ж Ж Руссо, Ф Фребель и др ,
— исследованиями в области художественно-творческой деятельности — А В Бакушинский, П П Блонский, В С Воронков, Г А Гиппиус, С Ф Жуйков, А П. Сапожников, 3 И Калмыкова, Г. Кершенштейнер, Т В Кудрявцев, А М Матюшкин, С Т Шацкий, П И Швырков, Ф И Шмит и др ,
- в области психологии
Проблемы архитектуры и архитектурного образования находятся в центре внимания международных общественных и профессиональных организаций Они представлены в Хартии Международного Союза архитекторов (МСА) и ЮНЕСКО «Об образовании архитекторов», принятой на XIX Международном конгрессе МСА в Барселоне в 1996 г, в международных программах ЮНЕСКО «Всемирное природное и культурное наследие в руках молодых» и в программе МСА «Архитекторы в школе», направленных на воспитание творческой личности, участвующей в художественном преобразовании окружающей среды и бережно относящейся к памятникам культуры
Вопросы непрерывного архитектурного образования регулярно рассматриваются на международных фестивалях «Зодчество», проводимых Союзом Архитекторов в Москве, а также на ежегодных международных смотрах дипломных проектов архитектурно-дизайнерских школ (Ростов-на-Дону, 2005 г , Казань, 2006 г ), были предметом обсуждения на совместной конференции деканов архитектурных школ Германии и России (Веймар, 2005 г )
С 1990 г проблематика довузовского и вузовского архитектурного образования стоит в центре внимания Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) и проблемной научно-исследовательской лаборатории развития архитектурного образования Министерства образования и науки РФ Непрерывное архитектурно-строительное образование как фактор обеспечения качества среды жизнедеятельности явилось тематикой «Круглого стола» общего собрания РААСН в г. Воронеже в 2005 г
Анализ степени разработанности вопроса показал, что все исследования по отдельным частным вопросам и краткие исторические экскурсы в области архитектурного образования не носили системного характера, они не воссоздают целостной картины развития системы архитектурного образования в России и не представлены как часть педагогической образовательной системы в едином историческом процессе В них недостаточно четко обозначена историческая динамика развития основных компонентов системы архитектурного образования, это развитие не выделяется из контекста истории архитектуры в целом Данное обстоятельство создает существенный пробел в осознании архитектурно-художественного образования как педагогического явления Проблема исследования связана с тем, что
— история архитектурного образования в профессиональном архитектурном сообществе рассматривается, прежде всего, в контексте истории архитектуры (стилей, школ навыков и традиций), а не в рамках истории образования,
— систематизированная целостная картина архитектурного образования практически не нашла своего отражения в научных педагогических исследованиях В научных трудах представлены отдельные традиционные, исторически сложившиеся архитектурные центры Москвы, Петербурга и не исследованы молодые региональные школы, появившиеся во второй половине XX в , и этап довузовской подготовки в системе непрерывного отечественного архитектурного образования,
— в истории остались примеры авторских школ, в которых прогрессивные архитекторы-педагоги удачно совмещали профессиональную проектную деятельность с педагогической Включение современных архитекторов-практиков в педагогический процесс очень низкое из-за отсутствия у них необходимых знаний в области архитектурной педагогики,
— архитектурное образование как область педагогики развивается крайне медленно в силу дефицита исторических исследований, с позиций которых можно рассматривать тенденции и перспективы отечественного архитектурного образования
Всем вышеизложенным определяется актуальность и выбор темы нашего исследования
Объект исследования архитектурное образование в России Предмет исследования исторический процесс становления и развития системы отечественного архитектурного образования
Хронологические рамки исследования начиная со времен Древней Руси (Х-Х1 вв ) до начала XXI в включительно
Цель исследования разработать целостную историко-педагогичес-кую картину возникновения, становления и развития архитектурного образования в контексте культурно-образовательного процесса
Приступая к исследованию, мы исходим из следующих гипотетических предположений
1 История архитектурного
2 Воссоздание исторического процесса становления и развития отечественного архитектурного образования возможно на основе историко-педагогического анализа, направленного на выявление исторической динамики взаимодействия архитектурной практики и форм архитектурного образования
3 Состояние архитектурного
4 Развитие отечественного
В соответствии с объектом, предметом и целью были сформулированы основные задачи исследования
— выявить и проанализировать источники и формы научения зодчеству в Древней Руси,
— проанализировать основные тенденции, внешние и внутренние факторы, способствующие становлению систематизированного архитектурного образования на основе регулярного учебного процесса в XVIII в ,
— исследовать состояние архитектурного образования в XIX в ,
— рассмотреть ситуацию в архитектурном образовании в XX в ,
— раскрыть исходные предпосылки регионализации архитектурного образования в конце XX в.,
— определить место и функции довузовской подготовки в системе отечественного архитектурного образования
Методологическую основу исследования составили принцип историзма в историко-педагогическом познании, основания логико-исторического подхода к анализу развития образовательных систем и образовательного процесса, системный подход в исследовании образования, позволяющий преодолеть обычное расчлененное рассмотрение образовательной реальности и анализировать ее целостно, во всей ее сложности и взаимообусловленности, дающей возможность исследовать процесс становления и развития системы образования в ее органических «внешних» взаимосвязях с развитием общества как макросистемы и в глубинных «внутренних» взаимосвязях и взаимозависимостях ее различных структурных компонентов, положения диалектики и теории образования о ведущей роли социальных условий в развитии педагогического процесса, о
взаимосвязи и взаимообусловленности педагогических процессов, об опережающем развитии образования, о соотношении государственных и общественных факторов в этом развитии, о важности познания прошлого в интересах современной образовательной практики и др
Теоретическую основу исследования составили научно-теоретические положения и выводы, содержащиеся в трудах по теории и методике изучения архитектурного творчества и условиям развития мастерства архитекторов в ходе профессиональной учебной деятельности -Б Г Бархин, А Э Коротковский, Н А Нечаев, А В Степанов, А А Тиц, С О Хан-Магомедов и др , по научным методам формирования мастерства архитекторов в процессе изучения архитектурной пропедевтики — В Ф Кринский, Д Л Мелодинский, А В Степанов, М А Туркус, В Р Усов, и др , по архитектурно-художественной подготовке на довузовском этапе в современных условиях - ИМ Абаева, З.В Жилкина, В И Кирпичев, Н Ф Метленков, Е Б Топчий, Н П Чуваргина и др , по аспектам становления и развития отдельных архитектурно-художественных учреждений - Б Г Бархин, Р Н Блашкевич, Л И Иванова-Веэн и др , по теории художественного творчества и эстетического воспитания — И Кант, Я А Коменский, И Г Песталоцци, Ж Ж Руссо, П П Блонский, С Т Шацкий, Л С Выготский и др
Источниковую базу исследовании составили монографии специалистов в области архитектурного образования, истории педагогики и образования, научные труды архитекторов, искусствоведов и историков, посвященные изучаемым нами периодам архитектурного образования и архитектурным учебным заведениям, фундаментальные работы и статьи классиков и современных теоретиков педагогики и психологии, официальные документы (постановления, правительственные решения, приказы), диссертационные исследования, психологическая, учебно-методическая, публицистическая литература, учебные программы и альбомы чертежей и рисунков, опыт образовательной деятельности архитектурных вузов России
Информация о работе История архитектурного образования в России