История образования как наука и учебный предмет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:29, реферат

Краткое описание

История образования является одной из областей педагогики как науки и имеет тот же предмет, но несколько иные задачи. Ее отличительный признак – не отражение устоявшегося, принятого и наиболее широко используемого современной педагогической наукой взгляда на методологические основы, цели, содержание, принципы, методы и средства обучения и воспитания, а прослеживание характера и особенностей их эволюции в истории развития общества, смены исторических эпох, возникновения новых педагогических теорий.

Вложенные файлы: 1 файл

История педагогики(экзамен).docx

— 94.57 Кб (Скачать файл)
  1. История образования как наука и учебный предмет.

История образования является одной  из областей педагогики как науки  и имеет тот же предмет, но несколько  иные задачи. Ее отличительный признак  – не отражение устоявшегося, принятого  и наиболее широко используемого  современной педагогической наукой взгляда на методологические основы, цели, содержание, принципы, методы и  средства обучения и воспитания, а  прослеживание характера и особенностей их эволюции в истории развития общества, смены исторических эпох, возникновения  новых педагогических теорий.

В ее предмет также входит и анализ причин, вызывающих отмирание одних  и модернизацию или возникновение  других педагогических теорий, методик, способов организации учебно-воспитательного  процесса. Эти причины могут быть вызваны как изменениями исторической ситуации, так и появлением нового знания в смежных областях, оказывающих  значительное влияние на формирование и изменение педагогических взглядов на ребенка и задачи формирования его личности.

Предмет и задачи истории  образования и педагогической мысли:

Предмет истории образования и педагогической мысли тот же, что и педагогики как науки: методологические основы, цели, принципы, содержание, методы и средства обучения и воспитания.

Отличие – выявление особенностей их эволюции в истории развития общества, анализ причин, вызывающих отмирание  одних и возникновение или  модернизацию других педагогических теорий, методик, способов организации учебно-воспитательного  процесса.

Задачи: - как науки:

1. Выявление тенденций и закономерностей  развития педагогики как науки,  чтобы прогнозировать направления  ее будущего развития.

2. Знакомство с тем положительным  опытом, который может быть адаптирован  к условиям сегодняшнего дня  и успешно использован в практике  современной школы.

3. Ознакомление с имевшими место  в истории педагогики ошибками, чтобы не повторять их в  будущем.

- как учебного предмета:

1. Проследить эволюцию наиболее  прогрессивных взглядов в истории  педагогики и выйти на современный  уровень понимания их значения.

2. Ознакомить с выдающимися педагогами  прошлого, их работами, педагогическими  взглядами и теориями, которые  прошли проверку временем.

3. Научить будущего учителя аналитически  подходить к общим реформам  и частным изменениям в педагогической  науке и практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Трансформация целей и содержания образования на ранних этапах развития человеческой цивилизации (первобытное общество).

На самой ранней ступени развития общества, в период первобытнообщинного  строя, условия жизни были очень  тяжелыми, и, чтобы выжить, людям  нужно было держаться всем вместе, трудиться только коллективно. Все  в этом Обществе было коллективным, не существовало социального неравенства  и классов, люди жили в общих жилищах  и сообща воспитывали детей, которые  принадлежали всему роду.

В бесклассовом обществе всех детей  воспитывали одинаково, рано вовлекая их в доступную для них деятельность. С малых лет они принимали  участие в добывании средств пропитания — собирали съедобные растения, плоды. С возрастом. степень их участия в совместном труде со взрослыми увеличивалась. Вместе со. старшими и под их руководством дети и подростки приобретали необходимые жизненные. и трудовые умения и навыки. Было естественным некоторое различие в воспитании мальчиков и девочек. Мальчики участвовали вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле, их учили бороться, стрелять из лука, ездить верхом; девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Всех детей приучали ухаживать за животными, заниматься земледелием; с развитием ремесел обучали их ремеслам.

Дети являлись непременными участниками  общинных праздников, включавших в  себя обрядовые игры, пляски, пение, жертвоприношения. Родовая община поручала старшим, умудренным опытом людям знакомить  молодое поколение с обрядами, традициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспитывать у младших  почитание старших и умерших. Большое место в воспитании нравов и поведения детей занимало устное народное творчество: предания, песни  и др.

Переходу юношей и девушек в  полноправные члены рода предшествовала специальная подготовка под руководством самых авторитетных и мудрых людей. Она заканчивалась посвящением, состоявшим из публичных испытаний, в которых проверялась готовность молодежи к выполнению обязанностей взрослого члена родового общества.

В результате исторического развития первобытнообщинный строй сменился новой общественной формацией –  рабовладельческим строем. На Древнем  Востоке возникли первые классовые  общества и закладывались основы материальной и духовной культуры.

В странах Древнего Востока школы  все более становились привилегией  господствующих групп населения.

 

  1. Религиозно-философские основы образования в странах Древнего Востока.

Процесс воспитания(6-9в) был неотделим от жизнедеятельности племени и осуществлялся через включение подрастающего поколения в трудовую, хозяйственную, бытовую, ритуально-обрядовую деятельность взрослых. особенный педагогический смысл несли обычаи, связанные с почитанием земли, воды, неба, ориентированные на выработку бережного отношения к хлебу, природе в целом, результатам труда, направленные на почитание старших и родителей.

В период матриархата: в раннем возрасте – до 4–5 лет, иногда до 7–8 лет все дети находились под наблюдением женщин; затем мальчики переходили в дом мужчин и усваивали там навыки охоты, собирательства, трудовые умения и т. д.; девочки оставались с женщинами и обучались домоводству и рукоделию. У восточных славян период детства четко делился на определенные возрастные этапы, Ребенок до 6 лет назывался «молодым», от 7 до 12 – «чадом», от 12 до 15 – «отроком». существовал обряд «инициации», знаменовавший переход из одной возрастной группы в другую. позднего матриархата-дома молодежи-подготовка к инициациям, в процессе которой подростки учились охоте и изготовлению орудий труда, постигали тайные мифологические ритуалы, наставники стремились формировать у молодых людей волевые качества, дисциплину и выносливость.

Социальные группы: земледельцы, ремесленники, дружинники и языческие жрецы. Воспитание у земледельцев осуществлялось в основном в семье. Целью воспитания у мальчиков было приобщение к труду, овладение умениями и навыками земледелия, животноводства и сельского хозяйства, девочки учились ведению домашнего хозяйства, ткачеству и рукоделию. Ученик жил в семье ремесленника, помогая в мастерской, осваивал трудные навыки ремесла, мастер стремился привить подростку нравственные и религиозные нормы поведения, сформировать мировоззрение ученика. Жрецы ориентировались на интеллектуальный компонент воспитания и знание мифологии и обрядов. Дружинники жили обособленно от общины в специальных укрепленных лагерях, их дети обучались военному делу. В 12 лет они продолжали постигать это искусство в гридницах – домах, устроенных по типу своеобразных военизированных интернатов. воспитание у восточных славян с VI по IX в. имело семейно-сословный характер.

 

 

  1. Особенности афинской системы образования: цели, структура, содержание.

В Афинах социальное устройство имело  черты демократизма, цель воспитания личности заключалась во всестороннем развитии духовных качеств и физических сил ребенка. До 7 лет мальчики воспитывались в семье, ориентируясь на идеал гармоничного развития. В раннем возрасте дети воспитывались матерью и кормилицами, с 4–5 лет они находились под присмотром раба – педагога. С 7 лет дети поступали в школу.

В Афинах сформировалась сложная система  образовательных учреждений, которая  носила двухступенчатый характер и  включала различные типы начальных  и средних школ. Учебные заведения  в Афинах назывались дидаскалейонами и были частными и платными.

Начальная ступень образования  была представлена мусическими и гимнастическими (палестры) школами, которые позволяли решать в комплексе задачи всестороннего интеллектуального развития и формирования культуры тела. Обучение в мусической школе продолжалось от 7 до 16 лет и включало литературу, искусство и науки, находящиеся, согласно греческой мифологии, под покровительством муз. Центральное место занимало обучение литературе, тесно связанное с музыкальным образованием. Мальчики заучивали наизусть произведения Гомера, Гесиода, Эсхила, Еврипида, Софокла и других греческих авторов. Музыка преподавалась в неразрывной связи с обучением пению. В мусических школах подростки обучались четырем основным арифметическим действиям и началам геометрии, начиная с IV в. в программу обучения добавилось рисование. С 12 лет мальчик одновременно с мусической посещал гимнастическую школу под руководством учителя педотриба, где упражнялся в пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание диска и копья. Приблизительно с 14 лет обучение в палестре выходит на первый план, оттесняя мусическое образование.

Средняя ступень образования в  Афинах была представлена несколькими  типами школ. Это прежде всего гимнасий (государственное учебное заведение повышенного типа) для юношей 16–18 лет, проявивших старание и достигших высоких результатов в обучении. Далее все юноши с 18 до 20 лет должны были пройти двухгодичный курс в эфебии – государственном учреждении, целью которого была военная подготовка. На первом году обучения молодые люди тренировались в специализированных военных упражнениях – беге с факелами, метании камней, копий, дисков, плавании и т. п. Второй год посвящался несению службы на границах государства.

Характерной тенденцией афинского  образования, сложившейся к VI в. до н. э., стал процесс становления и  развития философских школ (пифагорейской, эпикурейской, софистской и т. д.), которые  давали возможность практиковаться в общественно-политических и философских  дискуссиях будущим политикам.

Женское образование в Афинах не было развито так, как в Спарте, и ограничивалось рамками семейного  воспитания на женской половине дома – гинекее. Здесь от матери, кормилиц и других женщин семьи девочка  получала элементарные знания чтения, письма, навыки игры на каком-либо музыкальном  инструменте, пения, но в основном все  время девочки было занято обучением  рукоделию.

 

 

  1. Государственный характер школьного образования в Спарте.

Античная культура зародилась приблизительно в Ш тысячелетии до н. э. и престала существовать в V в. В ее рамках получили развитие школьные формы обучения, появились новые типы школ, система образовательных учреждений, философами Античности были сформулированы идеи и концепции воспитания и обучения молодежи. В развитии воспитания и школы в античном мире выделяются несколько периодов.

1.Архаичный (древнегреческий) период с IX в. до н. э. по VIII в. до н. э. Обучение и воспитание подрастающего поколения в этот период проходило в домашне-семейных условиях под руководством опытных наставников. В это время школьных форм обучения в государствах Древней Греции еще не существовало, но общественное внимание к обучению и воспитанию подрастающего поколения и представления об идеале физически и нравственно развитого грека вслед за Гомером отразил Гесиод в поэме «Труды и дни».

2.Период расцвета Эллады (новогреческий) длился с VII в. до н. э. по IV в. до н. э. Наибольшую известность и влияние среди греческих городов-полисов в рассматриваемый период имеют Афины и Спарта, в которых развитие воспитания и школы шло по разным направлениям.

Идеал развития личности в Спарте сводился к формированию мужественного, духовно сильного, физически развитого человека. Это было обусловлено объективными причинами: вся Лакония представляла собой военный лагерь, находящийся в постоянной боевой готовности из-за угрозы восстаний рабов (илотов) и непрерывных войн. До 7 лет дети в Спарте воспитывались в семье. Они находились на попечении кормилиц, которые не баловали детей, воспитывая их в строгости, и уделяли внимание развитию физического здоровья. Государство с самого раннего возраста участвовало в деле воспитания мальчика-спартанца, которого уже в первые дни жизни старейшины должны были признать годным или не годным к военной службе.

Молодежь до 30 лет в Спарте не обладала полнотой гражданских прав и воспитывалась под контролем государства. В этом процессе выделялось три возрастных периода: от 7 до 15 лет, от 15 до 20 лет и от 20 до 30 лет, самый интенсивный процесс воспитания и обучения приходится именно на первый из выделенных периодов. С 7 лет все мальчики становились «общественной собственностью», их собирали в агелы – своеобразные военизированные интернаты казарменного типа, где они жили и воспитывались до 14 лет. Контроль над агелой осуществлял пайдоним (пайдоном) – представитель государственной власти, а непосредственное руководство – эйрены – юноши-спартиаты старше 15 лет, проявившие умение руководить.

Информация о работе История образования как наука и учебный предмет