Коррекционная работа по развитию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить трудности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП и разработать содержание коррекционной работы по их преодолению.
Задачи:
1) Изучить теоретические основы формирования навыков самообслуживания у дошкольников;
2) Осуществить подбор диагностических методик для исследования сформированности навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;
3) Выявить особенности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;
4) Осуществить подбор игр, упражнений, стихов, рассказов, направленных на формирование навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;
5) Осуществить анализ результатов коррекционно-педагогической работы по формированию навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………..………….……………………………….…..6
Проблема формирования самообслуживания у детей дошкольного возраста в научной литературе………………………………………………….6
Закономерности формирования навыков самообслуживания у детей в
период дошкольного детства…………………………………………..………10
Выводы по 1 главе………………………………………………………………18

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ……………………………………………..19
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с детским церебральным параличом ………………………………………………...…..19
2.2. Своеобразие и подходы к формированию навыков самообслуживания у детей с детским церебральным параличом ......….……….…...……………….25
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..30

ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ ……………………………....31
3.1. Диагностика сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом……………………………………………………………….……...31
3.2. Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом ……………………………………………42
3.3. Анализ результатов коррекционно-педагогической работы …………….52
Выводы по 3 главе………………………………………………………………57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….……………………………………………………60
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………67

Вложенные файлы: 1 файл

итоговый исправленный.doc

— 423.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Челябинский  Государственный Педагогический Университет»

(ФГПОУ ВПО  «ЧГПУ»)

Факультет коррекционной  педагогики

 

 

 

 

 

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик,

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

Коррекционная работа по развитию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного  возраста с детским церебральным параличом

 

 

 

Выполнила:

студентка 543 группы

Лобова Е.С.

Научный руководитель:

Лысова А.А.

к.п.н., доцент кафедры  СПП и ПМ


 

 

 

 

Челябинск

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ  НАВЫКОВ  САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………..………….……………………………….…..6

    1. Проблема формирования самообслуживания у детей дошкольного возраста в научной литературе………………………………………………….6
    2. Закономерности  формирования навыков самообслуживания у детей в

период дошкольного  детства…………………………………………..………10

Выводы по 1 главе………………………………………………………………18

 

ГЛАВА  2. ОСОБЕННОСТИ  ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ   С ДЕТСКИМ  ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ……………………………………………..19

2.1. Клинико-психолого-педагогическая  характеристика детей с детским церебральным параличом ………………………………………………...…..19

2.2. Своеобразие и подходы к формированию навыков самообслуживания у детей с детским церебральным параличом ......….……….…...……………….25

Выводы по 2 главе……………………………………………………………..30

 

ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ ……………………………....31

3.1. Диагностика сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом……………………………………………………………….……...31

3.2. Содержание коррекционно-педагогической  работы по формированию навыков  самообслуживания у детей старшего  дошкольного возраста с детским  церебральным параличом ……………………………………………42

3.3. Анализ результатов  коррекционно-педагогической работы …………….52

Выводы по 3 главе………………………………………………………………57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….……………………………………………………60

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………67

 

ВВЕДЕНИЕ

В Проекте стандарта  общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) уделяется внимание необходимости формирования у них жизненных компетенций. На этапе дошкольного детства  формирование навыков самообслуживания является приоритетным для всех категорий детей, но дети с ОВЗ, испытывая ограничения  в процессе восприятия, трудности с развитием мелкой моторики, отстают в формировании навыков самообслуживания.

Одной из распространенных причин инвалидности являются детские  церебральные параличи (далее ДЦП), возникающие как следствие органического повреждения головного мозга (Л.О. Бадалян, В.А. Бронников, И.Н. Иваницкая, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, и др.). Особенностью детских церебральных параличей является органическое поражение преимущественно двигательной сферы с рождения, что нарушает развитие и формирование моторных функций ребенка. Исследования И.М. Сеченова убедительно показали, что реализация функций нервной системы «не сводится к одному лишь явлению –  «мышечному движению», поэтому при ДЦП  наблюдаются так же нарушения развития высших аналитических функций, речи, задержка психического развития. Все это существенно осложняет процесс формирования у данной категории детей навыков социально-адаптивного поведения.

Актуальность  нашего исследования обусловлена противоречием  между необходимостью использования навыков самообслуживания в своей жизнедеятельности детьми с ДЦП и трудностями реализации этой потребности в связи с особенностями психофизического развития, ограниченными двигательными возможностями, низким уровнем самостоятельности, условиями гиперопеки в семье. В связи с этим нами и была выбрана тема нашего исследования.

Объект  исследования: формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста

Предмет исследования: особенности формирования  навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с ДЦП

Цель  исследования – выявить  трудности  формирования  навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП и разработать содержание коррекционной работы  по их преодолению.

Задачи:

1) Изучить теоретические  основы формирования навыков самообслуживания у дошкольников;

2) Осуществить  подбор диагностических методик  для исследования сформированности  навыков  самообслуживания у  дошкольников с ДЦП;

3) Выявить особенности  формирования навыков самообслуживания  у дошкольников с ДЦП;

4) Осуществить подбор игр, упражнений, стихов, рассказов, направленных на формирование навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;

5) Осуществить  анализ результатов коррекционно-педагогической  работы по формированию навыков  самообслуживания у дошкольников  с ДЦП;

Гипотеза исследования. Использование в коррекционной работе по формированию навыков самообслуживания у старших дошкольников с ДЦП подобранных нами игр, упражнений, стихов и рассказов позволит преодолеть имеющиеся трудности и особенности этих жизненно необходимых навыков у данной категории детей.

Методы исследования: анализ литературных источников по теме исследования, изучение медицинских карт учащихся, наблюдение, беседа, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, анализ и обобщение полученных результатов.

База  исследования: Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения, детского сада №181 г. Челябинска. В исследование принимали участие 6 детей, в возрасте 6-7 лет, страдающих детскими церебральными параличами разной степени выраженности.

Квалификационная  работа состоит из 3 глав, выводов  по главам, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

    1. . Проблема формирования самообслуживания у детей дошкольного возраста в научной литературе

Философские и  психологические исследования последних  лет раскрывают такую закономерность деятельности, как единство двух ее сторон ее социальной сущности или  проекции на «мир вещей» и «мир людей». Проекция на «мир вещей»  - предметная деятельность (познавательная и практическая),  которая обеспечивает ребенку усвоение знаний, умений и навыков в общении с взрослыми. В Педагогическом словаре  знания  определяются как совокупность сведений в какой – либо области, элементарное умение как действие, которое образуется сознательно на основе знаний. Но действие при этом еще недостаточно отработано, выполняется медленно. Однако это действие может быть доведено до навыка. Навык – автоматизированное умение. Это действие, которое совершается быстро, легко, уверенно, по привычке, не задумываясь. Функционирует при отсутствии или минимальной затрате умственных, волевых усилий.

В словаре С.И. Ожегова самообслуживание определяется как процесс обслуживания себя собственными силами [31]. Очевидно, что формирование навыков самообслуживания у дошкольников является процессом постепенным, проходит в тесном общении со взрослым и проходит несколько ступеней: от знаний к умению и затем к навыку.

По определению известного физиолога и педагога Н.Н. Щелованова, режим дня в первые годы жизни ребенка определяет  взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка во  сне, кормлении, а также в деятельности. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию навыков самообслуживания: мыть руки, полоскать рот, пользоваться ложкой, одеваться и раздеваться и пр.[1]. Исходя из места и роли навыков самообслуживания  в структуре человеческой деятельности, Е. В. Гурьянов определяет их как автоматизированные способы действий, которые  вырабатываются в процессе упражнений [10]. С. Л. Рубинштейн также определяет навыки самообслуживания как автоматизированные компоненты сознательной деятельности, формирующиеся в процессе упражнений по формированию этих навыков [46]. В дополнение к данной точке зрения И.Б. Ительсона определяет навык как психическую подготовленность человека к сознательному выполнению определенных действий с максимальной точностью, скоростью, целесообразностью, которые были достигнуты благодаря устойчивому применению наиболее рациональных способов осуществления стандартизируемых компонентов этих действий [56]. С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, раздевание и одевание, прием пищи, пользование туалетом и пр. От ребенка требуется много усилий, чтобы научиться пить из чашки, пользоваться ложкой, одеваться.

Самообслуживание  является одним из видов трудового  воспитания дошкольников. Всего различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему К. Ушинский, А.C. Макаренко, В.A. Сухомлинский, Н.К. Крупская.

В.А. Сухомлинский писал, что труд становится великим  воспитателем, когда он входит в  духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека [17]. Мысли Ушинского о трудовом воспитании достаточно глубоки. Ушинский утверждает что, материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья[52]. Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым [22]. Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым [28]. В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, С.М. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие). По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к работе [41].

Самообслуживание, являясь одним из видов трудового  воспитания, направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в его жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

При обычном  варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом. Помимо этого, обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, по ориентировке на образец [58,62].

У детей с  особенностями развития формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам  составляет целое направление работы специалистов и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей не формируются, во всяком случае, полностью. Необходима целенаправленная работа по формированию этих навыков с учетом особенностей развития ребенка [26].

Под навыками самообслуживания ученые понимают культуру человека, которая  осваивается через формирование у детей умений и навыков ухода  за своим телом, культуры еды, бережного  отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке.

Итак, самообслуживание как процесс обслуживания себя собственными силами основывается на формировании у детей определенных знаний, на основе которых формируются умения, а при длительной тренировке и навык самообслуживания.

 

    1. Закономерности формирования  навыков самообслуживания у детей  на этапе дошкольного детства

  Большинство ученых подчеркивает, что своевременное формирование культурно-гигиенических умений, навыков самообслуживания и труда на этапе дошкольного детства явится залогом успешной социализации ребенка [35,50].     Самообслуживание – это обслуживание себя собственными силами. К навыкам самообслуживания относятся навыки приема пищи, навыки одевания и раздевания, культурно-гигиенические навыки. Многие ученые  отмечают, что формирование навыков социально-адаптивного поведения имеет первостепенное значение для развития познавательной деятельности ребенка, а, следовательно, и для его психического развития в целом. Учась самостоятельно удовлетворять свои первичные потребности (в пище, в защите организма, от какого – либо вредного воздействия), ребенку так или иначе приходится обследовать различные предметы и орудия.  В результате ознакомительной деятельности у ребенка формируются образы как самих предметов, потребностей (например, видов пищи), так и средств (орудий) и способов их удовлетворения (например, ложка и действие ложкой) [62].  Со временем круг предметов, которые вызывают у ребенка ориентировочную реакцию, расширяется, и он начинает интересоваться (активно обследовать и действовать) предметами, не служащими удовлетворению его естественных нужд. В раннем возрасте через овладение практическими бытовыми действиями может развиваться и игровая деятельность. Сначала ребенок знакомится с ложкой при кормлении, учится действовать с нею, лишь после этого становится способным «кормить куклу».

Информация о работе Коррекционная работа по развитию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом