Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами ритмики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:55, дипломная работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ ИСЛЕДОВАНИЯ: выявить эффективность занятий ритмикой в системе комплексного преодоления общего недоразвития речи.





ЗАДАЧИ:
Проанализировать литературу по проблеме коррекционной работы с детьми имеющими общее недоразвитие речи;
Выявить особенности развития психомоторики дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием;
Проанализировать возможности использование ритмики в коррекционной работе с детьми имеющих общее недоразвитие речи;
Отобрать методический материал, обеспечивающий системность в работе воспитателя по формированию коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами ритмики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3

ГЛАВА 1. Теоретическое изучение проблем связной речи детей с общим недоразвитием речи……………………………………………………….………...5
Характеристика детей дошкольного возраста с нормой и общим недоразвитием речи………………………………………………………….……...5
Особенности речи детей с общим недоразвитием речи………………..…11
Роль воспитателя в организации коррекционной работы детей с общим недоразвитием речи……………………………….………………..………..…….14

ГЛАВА 2. Ритмика как средство коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи ………………….………………………………….…16

2.1. Возникновение чувства ритма у детей………………………………………16

2.2. Возникновение и развитие ритмики………………………………………….16

2.2. Коррекционное значение ритмики в воспитании дошкольников…………..18

2.3. Основные направления ритмической работы с детьми с общим недоразвитием речи……………………………………………………..…………21

2.4. Использование ритмики в системе коррекционно-педагогического воздействия на детей с общим недоразвитием речи…………………………..….23

2.4.1. Особенности двигательной сферы детей с общим недоразвитием речи…23

2.4.2. Обзор методик проведения ритмических занятий с детьми с общим недоразвитием речи…………………………………………………………..….…24

ГЛАВА 3. Проект коррекционной работы педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами ритмики …………………………………………………………………………………..…

3.1. Характеристика базы исследования………………….……………………

3.2. Проектирование педагогической деятельности с учетом результатов теоретического анализа литературы ……………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Анны Свиридовой.docx

— 82.82 Кб (Скачать файл)

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «НОВОСИБИРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

КОЛЛЕДЖ №1 ИМ. A.C. МАКАРЕНКО»

Дипломная работа

Тема: Коррекционная работа с детьми дошкольного  возраста с общим недоразвитием  речи средствами ритмики

Выполнила:

Свиридова Анна Сергеевна Специальность 050710

Специальное дошкольное образование

Курс 5 группа 502

Руководитель: Прокопьева Марина Николаевна

Форма обучения: очная

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3

ГЛАВА 1. Теоретическое изучение проблем связной речи детей с общим недоразвитием речи……………………………………………………….………...5

    1. Характеристика детей дошкольного возраста с нормой и общим недоразвитием речи………………………………………………………….……...5
    2. Особенности речи детей с общим недоразвитием  речи………………..…11
    3. Роль воспитателя в организации  коррекционной работы детей с общим недоразвитием  речи……………………………….………………..………..…….14

ГЛАВА 2. Ритмика как средство коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи ………………….………………………………….…16

2.1. Возникновение чувства  ритма у детей………………………………………16

2.2. Возникновение и развитие ритмики………………………………………….16

2.2. Коррекционное значение  ритмики в воспитании дошкольников…………..18

2.3. Основные направления  ритмической работы с детьми  с общим недоразвитием  речи……………………………………………………..…………21

2.4. Использование ритмики  в системе коррекционно-педагогического  воздействия на детей с общим  недоразвитием речи…………………………..….23

2.4.1. Особенности  двигательной  сферы детей с общим недоразвитием  речи…23

2.4.2. Обзор методик проведения  ритмических занятий с детьми  с общим недоразвитием речи…………………………………………………………..….…24

       ГЛАВА 3. Проект коррекционной работы педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами ритмики …………………………………………………………………………………..…

3.1.  Характеристика базы исследования………………….……………………

3.2. Проектирование педагогической деятельности с учетом результатов теоретического анализа литературы ……………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..

 

ВВЕДЕНИЕ

В наше время достаточно большое количество детей дошкольников имеют проблемы с речью.

Начиная с 30-х гг. изучения детей с речевыми нарушениями  возникла идея использования музыкальной  ритмики в системе коррекционно-педагогического  процесса. В результате появилась проблема включения музыкальной ритмики в этот процесс и ее адаптации в зависимости от речевого нарушения.

Эмиль Жак - Далькроз, Александрова Н. Г., Збруева Н. П., Румер М. А., Ветлугина  Н. А., Радынова О.П. и многие другие авторы говорили о большой значимости музыкальной  ритмики для всестороннего развития ребенка, для формирования и коррекции  нарушенных функций, речевых нарушений  у детей дошкольного возраста. Благодаря занятиям музыкальной  ритмикой дети развиваются как психически, так и физически, эмоционально, эстетически.

Проблема формирования лексической  стороны речи дошкольников занимает важнейшее место в дошкольной педагогике и психологии. Вопросы  состояния словарного запаса при  различных речевых нарушениях и  методики его развития являются одними из актуальных вопросов логопсихилогии, логопедагогики и логопедии.

Изучение детей с нарушениями  речи и накопленный опыт их воспитания и обучения убеждают в возможности  успешной коррекционной работы с  ними и в необходимости дальнейшего  изучения, совершенствования и детализации  специальных методик работы по формированию речи дошкольников с общим недоразвитием речи средствами ритмики.

Известно, что наиболее благоприятным  для развития всех сторон речи и  для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Трудности, которые  испытывают дети с недоразвитием  речи при усвоении программы детского сада, во многом обусловлены недостаточным развитием мелкой моторики, который определяется объемом и качеством формирования словаря дошкольников. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления. Одной из важнейших предпосылок овладения чтением, письмом и счетом является достаточный уровень сформированности лексической системы языка: определенный объем словаря, точность понимания и употребления слов, сформированность структуры значения слова.

Дети с общим недоразвитием  речи, по мнению Волковой Г. А., Рачковой Н. А., Шашкиной Г. Р. и других авторов, имеют недостатки психомоторного развития, устранение которых недостаточно отражено в программе обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи.

Актуальностью является то, что в раннем детстве речь ребенка, выступает как средство общения со взрослыми и с другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой им, или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Деятельность ребенка этого возраста осуществляется в большинстве случаев или совместно со взрослыми, или при их помощи; поэтому и его общение носит ситуативный характер. Это придает речи особую форму - форму ситуативной речи, носящей в большинстве случаев диалогический характер. Эта речь представляет собой или ответы на вопросы взрослого, или вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникающими в ходе деятельности, или требование об удовлетворении тех или иных потребностей, или, наконец, вопросы, возникающие при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности.

ОБЬЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: коррекционная работа с детьми имеющими

общее недоразвитие речи.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ритмика как средство коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи.

ЦЕЛЬ ИСЛЕДОВАНИЯ: выявить эффективность занятий ритмикой в системе комплексного преодоления общего недоразвития речи.

 

 

ЗАДАЧИ:

  1. Проанализировать литературу по проблеме коррекционной работы с детьми имеющими общее недоразвитие речи;
  2. Выявить особенности развития психомоторики дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием;
  3. Проанализировать возможности использование ритмики в коррекционной работе с детьми имеющих общее недоразвитие речи;
  4. Отобрать методический материал, обеспечивающий системность в работе воспитателя по формированию коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами ритмики.

Методы исследования: теоретический  анализ и синтез литературы, моделирование (по В.И.Загвязинскому).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Коррекционная работа с детьми имеющими общее недоразвитие речи.

1.1. Характеристика детей  дошкольного возраста с нормой и общим недоразвитием речи

В дошкольном возрасте речь ребёнка приобретает  новые качественные особенности. Наряду с быстрым ростом словаря (от 1000—1200 слов у трёхлетнего ребёнка до 3000—4000 слов у старшего дошкольника) идёт практическое овладение более  сложными формами предложения, грамматическим строем родного языка.

Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее  благодаря накопленным ребёнком знаниям и участию в различных  коллективных играх и занятиях. Усовершенствование речи неразрывно связано с развитием  мышления ребёнка, в частности с  переходом от наглядно-действенного к рассуждающему, логическому мышлению, которое начинает складываться в  дошкольном возрасте [2].

Всё это побуждает ребёнка овладевать средствами языка, переходить к новым, более сложным формам словесных  высказываний. Изменяется взаимоотношение  двух сигнальных систем, соотношение  между словом, с одной стороны, и наглядными образами и непосредственными  действиями, с другой. Если речь ребёнка  раннего возраста связана, главным  образом, с тем, что он воспринимает и делает в данный момент, то дошкольник, помимо этого, начинает понимать и сам  вести разговоры о вещах более  отдалённых, которые он может себе лишь вообразить, лишь мысленно себе представить. Так получается, например, когда  дошкольник слушает какую-либо сказку или сам связно описывает то, что  он раньше наблюдал или узнал из рассказов взрослых, из прочитанной ему книги и т. д.. Легкс понять, как вырастают в этих условиях требования к связной речи, к умению грамматически правильно строить предложения и связывать их друг с другом. Ребёнок должен научиться правильно употреблять служебные слова — отрицательные частицы не, ни,

предлоги, союзы; он должен научиться понимать и употреблять  многообразные суффиксы, меняющие значение слова; он должен научиться правильно  согласовывать слова в предложении  в соответствии с родом, числом и  падежом.

На протяжении дошкольного возраста, при правильной организации воспитательной работы, ребёнок практически усваивает  основные правила грамматики родного  языка и пользуется ими в своей  устной речи [15]. Однако путь усвоения ребёнком грамматики в дошкольном возрасте весьма своеобразен и существенно отличается от того, по которому идёт школьное обучение.

Развитие речи в дошкольном детстве  является много аспектным процессом, который органически связан с умственным развитием ребенка. Дошкольное детство - это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок. Поэтому нельзя упустить развитие речи и других психических функций в этом возрасте. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Наукой доказано, что без речевого общения, то есть без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком.

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она  основывается на данных не только психологов и педагогов, но и лингвистов. Работы представителей разных направлений  науки отчетливо доказывают, насколько  велика в речевом развитии роль правильно  организованной коммуникации.

Дети с нарушениями речи - это  дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном  интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляется в нарушении  произношения, грамматического строя  речи, бедности словарного запаса, а  также в нарушении темпа и  плавности речи.

По степени тяжести речевые  нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и  тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

Однако в массовых детских учреждениях  дети с нарушениями речи также  нуждаются в специальной помощи. Во многих «общеобразовательных» детских  садах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед  и воспитатели со специальным  образованием. Помимо коррекции речи с малышами занимаются развитием  памяти, внимания, мышления, общей и  мелкой моторики, обучают грамоте  и математике.

Основной признак тяжелого нарушения  речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при  нормальном слухе и сохранном  интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение  с окружающими в этом случае очень  ограничено. Несмотря на то, что большинство  таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности  в словесной форме общаться с  окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх  со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения  оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные  возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное  отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.

Характерно для тяжелых нарушений  речи общее ее недоразвитие, что  выражается в неполноценности как  звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у  большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности  в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную  сохранность умственного развития.

Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, ринолалия и различного типа дизартрии

Специальные исследования детей с общим недоразвитием речи показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Схематично их можно разделить на три основные группы:

У детей первой группы имеют  место признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений  нервно-психической деятельности. Это не осложненный вариант общего недоразвития речи. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. В их анамнезе нет четких указаний на выраженные отклонения в протекании беременности и родов. Лишь у одной трети обследуемых при подробной беседе с матерью, выявляются факты не резко выраженного токсикоза второй половины беременности или недлительной асфиксии в родах. В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Отсутствие парезов и параличей, выраженных подкорковых и мозжечковых нарушений свидетельствует о сохранности у них первичных (ядерных) зон речедвигательного анализатора. Отличаемые же малые неврологические дисфункции в основном ограничиваются нарушениями регуляции мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформированностью кинестетического и динамического праксиса. Это преимущественно дизонтогенетический вариант общего недоразвития речи. Несмотря на отсутствие выраженных нервно-психических нарушений в дошкольном возрасте, дети этой группы нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе, а в дальнейшем в особых условиях обучения. Практика показывает, что направление детей с не резко выраженными речевыми нарушениями в массовую школу может привести к возникновению вторичных невротических и неврозоподобных расстройств.

Информация о работе Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами ритмики