Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 14:01, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Исследовать значение и задачи работы над морфемным составом слова в начальных классах.
2. Рассмотреть лингвометодические основы изучения состава слова в начальной школе методы и приемы изучения темы «морфемика» и «словообразования» в начальной школе.
Введение
1. Значение и задачи работы в начальных классах над морфемным составом
2. Методика изучения морфемного состава слова начальной школе.
2.1. Лингвометодические основы изучения состава слова в начальной школе
2.2. Приемы и методы изучения морфемного состава слова в начальной школе.
Заключение
Литература
Приложение
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ
ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Курсовая работа
на тему: «МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА»
по специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования»
Содержание
Введение______________________
2. Методика изучения морфемного состава слова начальной школе. 2.1. Лингвометодические основы изучения состава слова в начальной школе 2.2. Приемы и методы изучения морфемного состава слова в начальной школе. Заключение
|
3 | ||
Введение |
|||
1. |
Лингвометодические основы изучения состава слова в начальной школе |
||
2.
2.1
2.2 |
Методика изучения морфемного состава слова начальной школе. Лингвометодические основы изучения состава слова в начальной школе Приемы и методы изучения морфемного состава слова в начальной школе.
|
||
Заключение |
|||
Введение
«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получает навык распоряжаться им свободно в изустной или письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении всякого другого предмета», - подчеркивал К. Д. Ушинский.
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.
Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе - заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты освоения других школьных предметов. Одним из ведущим разделом в русском языке считается – морфемика и словообразование. Изучение материала по морфемному составу слов и словообразованию служит целью развития мышления и речи учащихся, целью вооружения их системой знаний о языке, что имеет большое общеобразовательное значение. Получаемые знания, формируемые умения и навыки помогают младшим школьникам разобраться в закономерностях слово- и формообразования (без чего невозможно полноценное усвоение грамматики), создают базу для сознательного овладения правописанием.
Несмотря на то, что исследования морфемики и словообразования ведутся несколько веков, вопрос остается актуальным до сих пор. Множество методических задач встает перед учителем при разработке уроков по темам данных разделов, и одна из важнейших – формирование у детей действий морфемного и словообразовательного анализа слов.
Тема моей курсовой работы: «Методика изучения морфемного состава слова».
Тема морфемика и словообразование представлена в трудах многих известных лингвистов Л. А. Булаховский, В. В. Виноградов, Е. М. Галкина-Федорук, Е. А. Земская, Н. М. Шанский и др. - новые слова создаются из тех морфем, из того строительного материала, который уже существует в языке, и по тем моделям, которые исторически сложились и закрепились в системе русского словообразования. Наблюдения над образованием слов оказывают положительное влияние на формирование у учащихся активного отношения к слову, подводят к пониманию закономерностей развития языка.
Также вопросом об изучении словообразования в начальной школе уже давно занимались такие крупнейшие методисты как Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, К.Д. Ушинский, Д.И. Тихомиров. В частности, Ф.И. Буслаев обращал внимание на необходимость словообразовательной работы на уроках русского языка с целью более полного понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи. Важность словообразовательной работы на начальной ступени обучения русскому языку, её развивающий характер отмечал и К.Д. Ушинский.
Эти обстоятельства и определили актуальность выбранной темы.
Предмет исследования: методика изучения морфемного состава слова в начальной школе.
Цель работы: рассмотреть методику изучения морфемного состава слова.
Задачи исследования:
Русский язык в начальных классах рассматривается как часть единого курса обучения родному языку, важнейшими целями которого являются:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной
Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка. Линия темы «Состав слова» в этом аспекте очень важна, поскольку для формирования чувства языка необходимо понимание особенностей морфемного состава слова, словообразования и словоизменения.(14,с. 16)
Членение слова на морфемы в целях установления
его лексического значения имеет свое
теоретическое обоснование в самой науке
о языке.
Морфемам, как установлено многочисленными
лингвистическими исследованиями, свойственно семантико-словообразовательное
и грамматическое значения. Лексическое
значение слова «создается» путем взаимодействия
и слияний в единое целое присущих отдельным
морфемам, составляющим данное слово.
Поскольку слияние морфем представляет собой не механическое соединение,
а взаимодействие и, кроме того, многие
префиксы, корни и суффиксы многозначны,
то только по морфемному составу трудно
(а иногда и невозможно) определить лексическое
значение слова. Тем не менее лексическое
значение многих мотивированных слов
определяется его морфемным составом
(например, последователь, разведчик, сотрудник,
прибрежный, прилуниться и т. д.). Особая
роль принадлежит корню как смысловому
ядру, дающему семантическую общность
однокоренных слов.
Указанная особенность языка является
одной из причин, обусловливающих возможность
использования членения слова на морфемы
в целях выяснения его смысла.(36, с.196)
Итак, значение работы над морфемным составом слов состоит, во-первых, в том, что школьники овладевают одним из ведущих способов раскрытия лексического значения слов. Отсюда вытекает задача учителя — создать оптимальные условия для осознания детьми взаимосвязи, существующей в языке между лексическим значением слова в его морфемным составом, целенаправленно руководить на этой основе уточнением словаря учащихся.
Во-вторых, даже элементарные знания об образовании слов очень важны для понимания учащимися основного источника пополнения нашего языка новыми словами. Как представлено в трудах многих известных лингвистов (Л. А. Булаховский, В. В. Виноградов, Е. М. Галкина-Федорук, Е. А. Земская, Н. М. Шанский и др.), новые слова создаются из тех морфем, из того строительного материала, который уже существует в языке, и по тем моделям, которые исторически сложились и закрепились в системе русского словообразования. Наблюдения над образованием слов оказывают положительное влияние на формирование у учащихся активного отношения к слову, подводят к пониманию закономерностей развития языка.(37,с.237)
В-третьих, ознакомление с основами морфемики способствует обогащению знаний школьников об окружающей их действительности. Слова опосредованно (через понятия) соотносятся с предметами, процессами, явлениями. Установление семантико-структурной связи между словами опирается на связь между соотносимыми понятиями (например, слова граница и пограничник семантически и структурно связаны, так как они являются наименованиями соотносимых между собой понятий). Фактически познание школьниками семантико-структурной соотносимости слов означает углубление их представлений о связях между предметами, процессами, имеющими место в окружающей жизни.
В-четвертых, осознание роли морфем в слове, а также семантического значения приставок и суффиксов содействует формированию у школьников точности речи. Задача учителя — максимально способствовать не только пониманию учащимися лексического значения слова, но и развитию у них осознанного употребления в контексте слов с определенными приставками и суффиксами.
В-пятых, изучение морфемного состава слова имеет большое значение для формирования орфографических навыков. Обусловлено это тем, что ведущим принципом русского правописания является морфологический. Формирование навыков правописания корня, и приставок, суффиксов и окончаний на теоретической основе (а только такое письмо может быть сознательным) требует целенаправленного применения фонетических, словообразовательных и грамматических знаний. Поэтому одной из важных задач изучения морфемного состава слова является создание основы знаний и умений, необходимых для формирования навыков правописания морфем слова, и прежде всего корня.
Наконец, немаловажен и тот факт, что изучение морфемного состава слова заключает в себе большие возможности для развития умственных способностей учащихся и, в частности, для формирования у них специфических умственных умений, без которых невозможно сознательное владение словом как языковой единицей, например: умения абстрагировать семантическое значение корня, приставки и суффикса от лексического значения слова, умения анализировать слово на составляющие его значимые части (морфемы) с учетом их взаимодействия в слове, умения сравнивать слова в целях установления их семантико-структурной общности или различия и т. д. Задача учителя — создать в учебном процессе такие условия, при которых усвоение знаний сочетается с формированием адекватных им умственных действий.
Последовательность изучения темы «Состав слова» определяется следующим исходным положением: в слове все его значимые части взаимосвязаны, поэтому в отдельности каждую часть слова можно изучать только после того, как учащиеся познакомятся в целом со структурой слова, со всеми его частями.(37, с.238)
Процесс работы над словообразовательными понятиями можно условно разделить на четыре этапа:
1. Анализ языкового материала и выделение существенных признаков понятия;
2.Обобщение признаков понятия,
установление связей между
3. Осознание формулировки понятия (определение);
4. Конкретизация
В результате изучения морфемного состава решаются следующие задачи:
- формирование понятий: «однокоренные слова», «корень», «приставка», «суффикс»;
- развитие представлений о
- формирование навыка
- развитие умений осознанно употреблять в речи слова с приставками и суффиксами, объясняя значение слов.
2. Методика изучения морфемного состава слова
2.1. Лингвометодические основы изучения состава слова
в начальной школе
Русский язык в начальных классах рассматривается как часть единого курса обучения родному языку, важнейшими целями которого являются: 1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения; 2) формирование элементарной лингвистической компетенции. Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Информация о работе Методика изучения морфемного состава слова