Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 09:30, курсовая работа
Всякое искусство, как форма общественного сознания, пред¬ставляет собой художественно-образное отражение жизни. Ро¬дившись из потребностей жизни, оно призвано давать верное отражение действительности и отвечать эстетическим запросам человека. В художественном образе, как правило, выражаются общие черты многих явлений.
ВВЕДЕНИЕ 1
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ЖИВОПИСИ 4
1.РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОПИСИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 4
2.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ЖИВОПИСЬ 8
IIМЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОСНОВАМ ЖИВОПИСИ В УЧРЕЖДЕНИИ СПО 34
1.ЗАДАЧИ ЖИВОПИСНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 34
2.ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЖИВОПИСИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
ЛИТЕРАТУРА 41
Всякое искусство,
как форма общественного
Произведения искусства живописи тоже несут в себе определенную идейно-образную концепцию. Но структура художественного образа и форма его выражения имеют здесь свою специфику: они являются зрительно достоверными. Живописец отражает сущность и красоту жизни в формах самой жизни, в богатстве их пластических и колористических качеств, которые он познает в постоянном соприкосновении с природой, с самой жизнью.
Художественная образность в живописи не достигается прямым зрительно достоверным изображением предметов и объектов природы. Создавая картину, художник, конечно, опирается на натуру, исходит из нее как в общем замысле, так и в формах выражения. Однако по содержанию картина является итогом многих наблюдений и размышлений. Ее созданию предшествуют наброски, зарисовки, этюды, эскизы, в которых художник не просто фиксирует отдельные явления, а собирает материал, ищет основу композиции и колорита картины. Следовательно, произведения живописи создаются на основе социального и профессионального опыта: образного мышления, воображения, наблюдательности, умения живописными средствами правдиво воспроизводить натуру, передавать ее конструктивные, объемные, материальные, пространственные, тонально-колористические качества. Без единства этих составных элементов творческого процесса и профессионального мастерства полноценные художественные произведения живописи создать невозможно, к какому бы жанру мы не обратились.
В портрете, например, чтобы подойти к решению сложных психологических задач, выразить индивидуальные черты портретируемого, необходимо овладеть профессиональными средствами изображения головы и фигуры человека: конструктивно, на основе анатомии, строить живую форму, выявлять движение и характерные пропорции, связывать детали с целым, обобщать и приводить рисунок головы или фигуры к тоновому единству, достигать пластической выразительности. Не освоив теоретически и практически профессиональные требования, невозможно передать внешний облик человека, его индивидуальность, духовные интересы, социальное положение, а также характерные признаки эпохи, раскрыть свою творческую манеру. Такова суть реалистического изображения портрета.
Богат и значителен реалистический опыт, накопленный в жанре натюрморта, воздействующего на зрителя в результате ассоциативных чувств, представлений и мыслей, возникающих при восприятии правдиво изображенных предметов натуры. Достоверное изображение предметов, передача их красоты, неповторимых живописных качеств — основное условие создания полноценного художественного образа в этом жанре. Художник целенаправленно подбирает и группирует предметы, наполняет картину смысловым и эмоциональным содержанием. Предметы, объединенные в одной композиции, слагаются в эмоционально насыщенный художественный образ, передающий существенные стороны жизни, стиль эпохи и конкретное историческое время.
В пейзажной живописи художник тоже непосредственно обращается к натуре, передает пространство по принципам линейной и воздушной перспектив, создает подобие реальной среды и правдивое состояние освещения. Изображая пейзаж, художник стремится передать то колористическое состояние природы, которое, благодаря эмоциональному воздействию на зрителя, могло бы ассоциативно вызвать мысли и чувства, пережитые самим художником. Передача различных состояний природы способствует, таким образом, выражению глубоких человеческих чувств, определенного настроения, духовному собеседованию художника и зрителя. Как прекрасно понята и передана русская природа, ее бескрайние и беспредельные просторы в картине И. И. Левитана «Над вечным покоем»! Картина побуждает к глубоким философским раздумьям о сущности жизни, о вечности природы. При работе над композицией картины, сборе этюдного материала с натуры художник постарался понять ее колористическую сущность, избавиться от лишнего, случайного и усилить все, что способствовало выражению замысла и настроению пейзажа.
Итак, благодаря своей реалистической специфике, станковая живопись способна выразить сложные духовные процессы, происходящие в сознании человека. Она может затрагивать самые глубокие чувства человека, влиять на формирование его эстетической культуры, воспитывать мощь и силу человеческого духа.
Таким образом, чтобы овладеть профессиональным мастерством, необходимо изучить теоретические вопросы изобразительной грамоты: основы линейной и воздушной перспективы; закономерности светотени и метод работы цветовыми отношениями; правила передачи на изобразительной плоскости объема, материала и пространства; особенности создания, гармоничного цветового строя этюда, или картины.
Но, кроме теоретических
знаний, начинающему художнику
Учебные задачи реалистической живописи отличаются постепенным усложнением натурных постановок, удлинением сроков работы, а, следовательно, значительным возрастанием требований к завершенным этюдам, глубоким изучением теории и совершенствованием выполнения. Это связано с овладением профессиональной изобразительной грамотой и с развитием умения видеть в окружающей действительности многообразие форм и красок. Зрение художника благодаря целенаправленному развитию острее, тоньше улавливает характеристику форм и красок, подмечает интересные ситуации в жизни. Художники любят повторять, что без развития глаза можно «смотреть да не видеть». Во время выполнения постановок с натуры, студенты учатся использовать средства живописи для правдивой передачи цветового и тонального богатства окружающей действительности.
Вся система заданий, на которой базируется овладение живописью, противоположна бездумному механическому копированию натуры и строится на основе осознанного отображения реального мира. Уже с первых занятий студент должен отбирать существенно необходимое для выявления главного в изображении.
Профессиональное владение средствами реалистической живописи способствует развитию индивидуальности художника. На протяжении истории искусства мы знаем множество самобытных талантливых художников, различных по творческим свершением, которых объединяет глубокое изучения натуры, правдивость созданных ими образов, единство формы и содержания.
Изучение произведений выдающихся мастеров является прекрасной школой для молодых художников, наглядно воспринимающих многие практические советы в области технологии и техники живописи.
Многообразие и богатство реальной действительности по сравнению с ограниченным диапазоном красок художник передает не копируя каждый отдельно взятый цвет «в упор», а сравнивая несколько цветовых тонов в натуре, старается верно определить соотношения между ними. Он выявляет ряд «цветовых отношений» натуры. По существу обучение живописи с натуры начинается с того момента, когда студент перестал копировать цвет в упор и начинает передавать цветовые отношения натуры с учетом возможностей красочной палитры.
В живописи тон характеризует светосилу цвета, в которую входит и его окрашенность. Так как у имеющих одинаковую окраску объемных предметов одни поверхности находятся на свету, другие в тени, то на них попадают различные рефлексы и цветовые тона имеют различные характеристики, цветовой тон изменяется также в зависимости от того, на каком расстоянии от глаза наблюдателя находятся предметы (в соответствии с законами воздушной перспективы).
Краски отличаются по светлоте. Так, например, желтые светлее синих или коричневых, а потому и их тональный диапазон различен. Если к любой краски добавить серые или мутные тона, то яркость ее убывает и, как принято говорить, она делается менее насыщенной по цвету.
Живописцы в очень редких случаях применяют краски прямо с палитры. Обычно на этюде надо подбирать смешение двух и более красок, чтобы получить нужный оттенок, который определяют также и по светлоте, получая тот или иной цветовой тон. Все подбираемые на палитре и положенные на живописном этюде краски имеют определенные характеристики по интенсивности, то есть степени насыщенности цветовых тонов. Умение улавливать зрительные взаимовлияния цветов в натуре и передавать это на этюдах – одна из важнейших задач при овладении средствами живописи. Передача теплых и холодных оттенков неразрывно связана с определением цветовых отношений. Каждая составленная на палитре краска может быть воспринята более теплой или холодной в зависимости от того, насколько теплы или холодны рядом находящиеся цвета.
Одну и ту же постановку можно передать более сближенными или более контрастными красочными отношениями, если верно соблюдены пропорциональности между ее цветами. Колорит, то есть общий цветовой строй картины, в реалистической живописи основан на наблюдении натуры и на правильном ее изображении.
В понятии слова «колорит» в разные эпохи вкладывалось различное содержание, что зависело от изменения задач красочных решений. В наше время учитывается, что могут быть интенсивные или приглушенные колористические решения, отличающиеся в зависимости от того, масляными красками, темперой или акварелью работает художник, считает ли нужными выдерживать работу в теплых или более холодных тонах, принять за наиболее светлое в живописи белила или тонированную сероватой краской бумаги. Можно выдержать тональные и цветовые отношения без использования самых темных красок.
Студенту нельзя забывать, что, стараясь верно определять цветовые отношения на своем этюде, в конечном итоге он должен добиваться ощущения передачи не отвлеченного цвета, например ствола или листьев дерева, а восприятия зрителем самого реально существующего дерева, писать не цвет яблока, а яблоко так таковое. Это связано не только с определением цветовых отношений, но и с передачей формы при помощи перспективы и тонального решения, с выявлением фактуры.
Колористическое богатство реалистической картины не уводит зрителя от восприятия натуры, а обогащает его умением видеть предметы не изолированно, но в их взаимосвязях, в условиях воздушной среды. Уже в самых первых простейших заданиях обучающиеся встречаются с законами реалистической живописи, освоение которых при изображении несложных объектов дает прочную базу для дальнейшего художественного развития. Эстетический подход, любование красотой натуры обязательны при обучении живописи, но, кроме этого, необходимо знакомство студентов с законами конструктивного строения, лепки формы светотенью, определение пропорций, нужно учиться использованию возможностей пограничных контрастов цветов, отношений теплых и холодных тонов.
Умело применять рекомендации в области композиционных построений студенты смогут в том случае, если они будут развивать художественный вкус, наблюдательность, изучать по оригиналам и репродукциям выдающиеся произведения искусства. В процессе обучения студенты осваивают разные техники живописи. Отличительным качеством акварельной живописи является тонкий слой красок и их прозрачность (где бумага как бы заменяет белила).
При повторной прописке поверхности картины прозрачным слоем другой краски (лессировке) мы получаем новый цвет, имеющий «глубину». В отличие от акварели темперная живопись является «кроющей», лишенной прозрачности. Масляные краски позволяют применять на одном холсте разнообразную технику, включающую и прозрачные лессировочные прописки и густые пастозные мазки. Лессировки в акварели, а также в масленой живописи дают звучные, интенсивные колористические решения, краски приобретают как бы некоторую «глубину», и нижние слои просвечивают сквозь верхние. Полезно испробовать разные возможности живописи. Только испробовав на практике разницу между густым пастозным и лессировочным письмом, можно судить о том, в каких случаях лучше применять тот или иной метод проработки живописного слоя. Некоторые художники изредка используют в живописи также и оптическое смешение цветов, которое заключается в наложении рядом маленьких чередующихся мазков двух разных чистых красок, которые на некотором расстоянии воспринимаются зрителем как промежуточная между ними по цветовому кругу краска. Так, например, множество положенных вплотную мазков красной и желтой краски на расстоянии дает впечатления оранжевой.
Информация о работе Методика преподавания дисциплины "Живопись"