Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 18:16, курсовая работа
Природа – благоприятный источник воспитания человека. Но с познанием природы лишь начинается становление ума, чувств, взглядов, убеждений. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Сущность метода В.А.Сухомлинского ознакомления детей старшего дошкольного с природой
Роль природы в познании красоты…………………………………………….6
Природа – источник здоровья…….……………………………………...…….7
Методы В.А. Сухомлинского в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой…………………………………………………………….9
Глава 2 Изучение эффективности метода В.А Сухомлинского в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой
2.1Диагностика уровня знаний дошкольников об окружающем мире…………13
Заключение……………………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Сущность метода В.А.Сухомлинского ознакомления детей старшего дошкольного с природой
Глава 2 Изучение эффективности метода В.А Сухомлинского в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой
2.1Диагностика уровня знаний дошкольников об окружающем мире…………13
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………...22
Приложение …………………………………………………………………..23
Введение
Природа – благоприятный источник воспитания человека. Но с познанием природы лишь начинается становление ума, чувств, взглядов, убеждений. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.
Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр и развивается любовь к своему краю, к родине, воспитывается чувство патриотизма.
Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, журчание ручья – все это позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у них эстетического чувства, сенсорного восприятия. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характеров и интересов.
Ознакомление дошкольников с природой, это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания.
Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, растениям. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.
Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно- образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного и физического.
Цель исследования: изучение эффективности ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой по методу В.А. Сухомлинского.
Задачи исследования:
Объект исследования: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой по методике В.А. Сухомлинского.
Предмет исследования: процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой по методике В.А. Сухомлинского.
Методы исследования: теоретический анализ научной психолго -педагогической литературы, проведение занятий, опытов, наблюдений
Гипотеза исследования: ознакомление дошкольников с природой по методу В.А. Сухомлинского является эффективным способом всестороннего развития личности ребенка.
Красота природы играет большую роль в воспитании духовного благородства. Она воспитывает в душе ребенка способность ощущать, воспринимать тонкости, оттенки вещей явлений.
Природа является источником добра, ее красота влияет на духовный мир ребенка только тогда, когда юное сердце облагораживается высшей человеческой красотой, добром, правдой, человечностью, сочувствием, непримиримостью к злу. Притупление чувства человеческого достоинства ведет к тому, что человек не видит красоты природы. Красота природы, прежде всего, является для ребенка школой культуры эстетического воспитания. Красота природы воспитывает утонченность чувств, помогает ощутить красоту человека.
Свою воспитательную задачу В.А. Сухомлинский видел в том, чтобы эмоционально-эстетические богатства, приобретенные в процессе общения с природой в годы детства, в подростковом возрасте входили в духовную жизнь, как одна из глубочайших человеческих потребностей, чтобы познание красоты природы было глубже, чем в детстве, способствовало познанию человеческого достоинства. Познавая оттенки красоты природы, мальчики и девочки переживали жизнерадостную полноту духовных сил, жажду познания все новых и новых источников эстетических богатств.
Примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего не заметное и поддающиеся лечению только совместными усилиями родителей, врача, учителя. Скрытые, замаскированные детской живостью, подвижностью недомогания и заболевания сердечнососудистой системы, дыхательных путей, желудочно-кишечные очень часто являются не болезнью, а отклонением от нормального состояния здоровья. Многолетние наблюдения показали, что так называемое замедленное мышление – это в общих случаях следствие общего недомогания, которое не чувствует и сам ребенок, а не каких – то физиологических изменений или нарушений функции клеток коры полушарий. У отдельных детей можно заметить болезненно бледные лица, отсутствие аппетита. Малейшие попытки улучшить питание вызывают отрицательную реакцию. Самые тщательные анализы ни о чем не говорят: все как будто благополучно. В большинстве случаев оказывается, что мы имеем дело с тем нарушением обмена веществ, которое возникает в результате длительного пребывания в комнате. При этом ребенок теряет способность к сосредоточенному умственному труду. Особенно возрастает число недомоганий в период бурного роста организма и половой зрелости. Единственным радикальным лечением в таком случае является изменение режима труда и отдыха: продолжительное пребывание на свежем воздухе, сон при открытой форточке, ранний уход ко сну и ранний подъем, хорошее питание. И вот что интересно: скрытые недуги и недомогания оказываются особенно заметными тогда, когда воспитатель стремиться наполнить каждую минуту урока напряженным умственным трудом. Некоторым детям совершенно непосилен курс на то, чтобы «не пропала ни одна минута урока». Ускоренный темп непосилен и вреден даже для самых здоровых детей. Чрезмерное умственное напряжение приводит к тому, что у детей тускнеют глаза, затуманивается взгляд, движения становятся вялыми. И вот ребенок уже ни на что не способен, ему бы только на свежий воздух… По мимо этого дети дома жили как бы в тепличной обстановке: матери оберегали их от малейшего дуновения ветерка.
В.А.Сухомлинский убедил родителей в то, что, чем больше они будут оберегать детей от простуды, тем слабее будут дети. Все согласились с его настоятельной просьбой посылать детей в жаркие дни босиком. Вопреки опасению родителей никто не заболел. У Сухомлинского было правило: ни одной минуты в осенние, весенние, летние дни дети не должны находится в помещении. Дети постоянно двигались, проходили несколько километров в день. Ребенку хочется идти, потому что он чувствует себя открывателем мира. Дети приходили домой усталые, но счастливые, жизнерадостные. А без усталости не может быть и здоровья. Здоровье вливается в детский организм животворным источником тогда, когда после трудового напряженного дня ребенок отдыхает.
В.А.Сухомлинский проводил свои занятия с детьми на свежем воздухе, на природе под голубым небом. Это не был отказ от урока, науки в мир природы, наоборот, это обогащало урок, науку.
Известный немецкий математик Ф. Клейн сравнивал гимназиста с пушкой, которую десять лет начиняют знаниями, а потом выстреливают, после чего в ней ничего не остается. Сухомлинский вспоминал эту грустную шутку, наблюдая за умственным трудом ребенка, вынужденного заучивать то, что он не осмыслил, что не вызывает в его сознании ярких представлений, образов ассоциаций. Но он был убежден, что острота детской памяти, яркость мысли с поступлением в школу не только не ослабляется, но еще больше усилятся, если средой, в которой ребенок будет учиться мыслить, запоминать и рассуждать, станет окружающий мир. Нельзя преувеличивать роль природы в умственном воспитании детей. Глубоко ошибаются учителя, считающие, что если детей окружает природа, то уже в самом этом факте, кроется могучий стимул умственного развития. В природе нет никакой магической силы, непосредственно влияющей на разум, чувства и волю. Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи. Переоценка наглядности – это абсолютизация отдельных особенностей детского мышления, сведение к познавательной деятельности к чувственной сфере. Нельзя фетишизировать особенности детского мышления, в частности ту особенность, что ребенок мыслит образами, красками, звуками. Эта особенность – объективная истина, важность которой с большой убедительностью доказал К.Д. Ушинский. Но если ребенок мыслит образами, красками, звуками, то из этого вовсе не следует, что его не надо учить абстрактному мышлению. Подчеркивая важность наглядности, большую роль природы в умственном воспитании, опытный педагог видит в этих факторах средство развития абстрактного мышления и целеустремленного обучения.
В.А.Сухомлинский говорил: «Школа под голубым небом учила меня, как открывать перед детьми окно в окружающий мир, и эту науку жизни и познания я стремился донести до всех учителей. Я советовал им: не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете исследования все, что вы знаете, - под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще раз вернуться к тому, что он узнал».
Сухомлинский продумал, что должно стать источником мысли его воспитанников, определил, что дети должны наблюдать за явлениями окружающего мира, которые станут для детей источником их мысли. Он ставил цель: запечатлеть в сознании детей яркие картины действительности, добивался того, чтобы процессы мышления протекали на основе живых, образных представлений, чтобы ребята, наблюдая окружающий мир, устанавливали причины и следствия явлений, сравнивали качества и признаки вещей. Наблюдения подтвердили очень важную закономерность умственного развития ребенка: чем больше абстрактных истин, обобщений надо остановить на уроке, чем напряженнее этот умственный труд, тем чаще ученик должен обращаться к первоисточнику знаний – к природе, тем ярче должны запечатлеваться в его сознании образы и картины окружающего мира. Но яркие образы не отражаются в сознании ребенка, как на фотопленке. Представления, какие бы они яркие ни были, это не самоцель и не конечная цель обучения. Умственное воспитание начинается там, где есть теоретическое мышление, где живое созерцание не конечная цель, а лишь средство: яркий образ окружающего мира является для учителя источником, в различных формах, красках, звуках которого кроятся тысячи вопросов.
Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем больше и осмысленнее становится видение окружающего мира. Дети начинают замечать больше вокруг себя явлений, на которые ранее не обращали внимание. Чем больше ребенок узнает, чем больше открывает не замеченных в повседневной жизни закономерностей, тем глубже у него желание знать, тем заметнее чувствительность органов восприятия к явлениям окружающего мира, тем больше связи органов восприятия с мышлением.
В трудах М.Ф. Неструха есть слова, по мнению В.А. Сухомлинского, ключ к объяснению процесса умственного развития ребенка: подвергаясь в годы детства непрерывному потоку все новой и новой информации, человек именно в этом возрасте приобретает нарастающее стремления к познанию.