Опытно- практическая работа по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 18:31, дипломная работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1)проанализировать психолого-педагогическую литературу по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора.
2)изучить опыт работы воспитателей по воспитанию гуманных чувств у дошкольников.
3)апробировать систему работы по воспитанию гуманных чувств у младших дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы воспитания гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора……………………..7
1.1. Психолого-педагогические исследования по воспитанию гуманных чувств у дошкольников…………………………………………………………..7
1.2. Произведения народного фольклора как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников……………………………………………...13
1.3. Опыт работы воспитателей в воспитании гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………21
Глава 2. Опытно- практическая работа по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора……………………….26
2.1. Диагностика воспитанности гуманных чувств у дошкольников…...26
2.2. Апробация системы работы по воспитанию гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………34
2.3. Сравнительный анализ воспитанности гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………43
Заключение……....………………………………………………………………48
Список литературы……………………………………………………………...50
Приложения……………………………………………………………………...53

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретическое обоснование  проблемы воспитания гуманных чувств у дошкольников  посредством произведений фольклора……………………..7

       1.1. Психолого-педагогические  исследования по воспитанию гуманных чувств у дошкольников…………………………………………………………..7

       1.2. Произведения  народного фольклора как средство  воспитания гуманных чувств у  дошкольников……………………………………………...13

       1.3. Опыт работы  воспитателей в воспитании гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………21

Глава 2. Опытно- практическая работа по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора……………………….26

       2.1. Диагностика  воспитанности гуманных чувств  у дошкольников…...26

       2.2. Апробация  системы работы по воспитанию  гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………34

       2.3. Сравнительный  анализ воспитанности гуманных  чувств у дошкольников……………………………………………………………………43

Заключение……....………………………………………………………………48

Список литературы……………………………………………………………...50

Приложения……………………………………………………………………...53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

 

Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее  время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте – эмпатии.

Гуманность (от лат. Humannus – человечный), обусловленная нравственными  нормами и ценностями система  установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи.[22]

Исследования показывают, что все эти проявления могут  формироваться у детей уже  в дошкольном возрасте. В основе их формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась  в отечественной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось  отношение ребёнка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста; изучались средства воспитания гуманных отношений (художественная литература, игра и др.) в условиях семьи и дошкольного учреждения. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л.А. Пеньевской, А.М. Виноградовой, И.С. Дёминой, Л.П. Князевой, Л.П. Стрелковой, А.Д. Кошелевой, И.В. Княжиной, Т.В. Черник и др.

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного  отношения к окружающему, определённой нравственной позиции – сложный  педагогический процесс. В основе его  лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувство - особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир.

С младшего возраста важно  формировать у ребенка способность  к сопереживанию, умение отзываться на горе и радость других людей. Учить правильно оценивать поведение литературных героев, своё поведение и поведение сверстников. Воспитывать симпатию, доброжелательное отношение к детям и взрослым разных национальностей; добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности. Воспитывать готовность нести ответственность перед группой.

Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием  у них этических представлений. Отсутствие у ребенка таких представлений, незнание того, « что такое хорошо и что такое плохо», мешает ему контактировать с окружающими его людьми, может явиться причиной слёз, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых.

Поэтому работа воспитателя  по формированию у детей гуманного  отношения к людям, ко всему живому должна быть целенаправленной, систематической. При этом нужно помнить о доступности сообщаемых ребенку сведений. Так, например, средствами воспитания гуманных отношений в младшем дошкольном возрасте являются сам взрослый как носитель положительного способа поведения, а также произведения фольклора – песенки, потешки, сказки. Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми, погружаются в стихию исконно народной русской речи, отражающей, как известно, традиции и мировидение её создателей и носителей. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – устное народное творчество – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа.

С малых лет ребенку  становится доступен мир сказок, игр. Всё это откладывает свой отпечаток  на его мышлении, характере. Как не стремиться ему быть храбрым, когда  сказка научает побеждать храбростью, смелостью и высмеивает трусость. Приключение храброго Колобка в народной сказке для маленького ребенка поистине героическая эпопея. Игра учит быть ловким: мышка не должна попадаться кошке, гуси, зайцы – волку. Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно.

Чувства детей наиболее активно формируются и развиваются в деятельности, особенно совместной, во взаимоотношениях друг с другом, со  взрослыми. Большое влияние на воспитание чувств оказывает искусство – литература, живопись, музыка, народное творчество.

Конечно же не следует преувеличивать прочность чувств, сформированных в дошкольном возрасте, но вместе с тем нужно помнить, что именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие личности человека.

 

Изучив теоретические  основы выбранной темы, мы обозначили проблему и цель исследования.

Проблема исследования: в какой мере произведения фольклора могут повлиять на воспитание гуманных чувств у дошкольников?

Цель исследования: изучить влияние фольклорных произведений на воспитание гуманных чувств у дошкольников.

Разработали научный аппарат педагогического исследования и поставили задачи.

Объект исследования: воспитание гуманных чувств у дошкольников.

Предмет исследования: произведения фольклора как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников.

Гипотеза исследования: на воспитание гуманных чувств у дошкольников может повлиять методически грамотное использование произведений фольклора.

Задачи исследования:

1)проанализировать психолого-педагогическую  литературу по воспитанию гуманных  чувств у дошкольников посредством  произведений фольклора.

2)изучить опыт работы  воспитателей по воспитанию гуманных  чувств у дошкольников.

3)апробировать систему работы по воспитанию гуманных чувств у младших дошкольников.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогических исследований, проективная методика, решение проблемных ситуаций, игра-инсценирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 .Теоретическое  обоснование проблемы воспитания гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора

 

    1. .Психолого-педагогические исследования по воспитанию гуманных чувств у дошкольников

Начиная с младшего дошкольного  возраста, дети легко отличают хорошие  поступки от плохих: драться, обижать, обманывать – это плохо; уважать  старших – это хорошо и т.д. Однако каждое морально-этическое понятие: доброта, правдивость, справедливость, смелость – имеет определённое содержание, которое и необходимо донести до сознания ребенка.

Формирование у детей  этических представлений и гуманных чувств должно проводиться систематически, целенаправленно как на занятиях, так и в повседневной жизни.

При правильном воспитании дошкольники способны воспринимать сложные отношения между людьми. С возрастом дети становятся более  наблюдательными, более объективными и точными в оценке поведения  окружающих. Они способны уже к  дифференциации и обобщению этических представлений.

Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей  наиболее интенсивно развиваются в  дошкольном детстве. Они могут проявляться  и в отношении ребенка к  самому себе, и в отношении к  другим людям, к коллективу, к искусству. Поэтому содержание нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в следующем: воспитание культуры поведения, начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми( выполнение элементарных правил общежития, отзывчивость, доброжелательность и т. п.) ; воспитание коллективизма; воспитание любви к Родине, воспитание трудолюбия.

Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к окружающему. Положительные эмоциональные состояния – это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. Отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха, отчуждения.

Воспитывая начала гуманизма, педагоги и родители должны обратить особое внимание на развитие у детей уважения к старшим, желания и умения слушаться, с готовностью выполнять их советы,  указания, поручения; формировать дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к ним и к младшим, к взрослым.[14]

При воспитании у ребенка  гуманных чувств необходимо прежде всего  развивать способность к сопереживанию  и к переживанию вообще, т. е. развивать  общую эмоциональность ребенка. На основе исследований Р.С.Буре, А.М.Виноградовой, и других педагогов, очевидно, что эмоциональный человек более активно воспринимает окружающее, проявляет заинтересованность, у него появляется желание заботиться о других, бережно относиться к природе. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. Свойственная маленьким детям бурная эмоциональная реакция на происходящее вокруг, а также потребность постоянно контактировать с людьми должны быть использованы для воспитания у них чуткости, внимания к сверстникам, младшим детям, окружающим взрослым.

С.В. Петерина утверждает, что основным принципом формирования культуры поведения ребенка дошкольного возраста является воспитание его в коллективе и через коллектив. И начинается этот процесс в детском саду, воспитанникам прививают, а затем развивают начала гуманизма: умение совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированным.

Уже у младших дошкольников в разнообразных играх и наблюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и выполнению несложных поручений необходимо формировать навыки вежливого обращения с близкими ребенку взрослыми и сверстниками, бережного отношения к игрушкам и вещам. Воспитательные воздействия педагогов и родителей на малышей должны быть едиными, постоянными и последовательными. Очень важен наглядный показ и пояснение действий, способов поведения в интересной для ребенка форме. Повседневное общение с детьми строится на основе доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие, базирующиеся на её основе, чувства - жизнерадостность, привязанность к родным, вежливость, - считает С.В. Петерина.[23]

При воспитании детей  среднего и особенно старшего дошкольного  возраста внимание педагогов и родителей должно быть обращено на расширение сферы действия навыков культуры поведения. Приобретенные и усвоенные навыки, дети этого возраста используют в новых для них ситуациях, например заботу, вежливое и доброжелательное отношение распространяют на всех окружающих, даже незнакомых. В этом возрасте навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому что дети овладели элементарными представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям.

Поэтому наряду с показом  образцов поведения детей в различных ситуациях следует специально упражнять их в нравственных поступках. Педагог, например, не только заботится о четкой организации уклада жизни своей группы, поддержании привычных детям условий быта, игр, взаимоотношений, но и приучает их поступать должным образом в новой для них или частично измененной обстановке. Не менее важно использовать в работе с детьми беседы, в том числе этические, просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков, чтение произведений детской литературы, рассматривание и обсуждение репродукций картин, рисунков. Эти приёмы помогают осознанию детьми правил нравственного поведения с позиций общепринятых норм и, воздействуя на эмоциональный и волевой действенно-практический компоненты личности ребенка, поддерживают у него желание поступать правильно. [23]

Информация о работе Опытно- практическая работа по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора