Применение электронного учебника на уроках информатики как способ повышения учебной мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель: проанализировать педагогические условия, способствующие повышению учебной мотивации при организации уроков информатики с применением электронного учебника.
Задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2.Определить сущность учебной мотивации и пути повышения учебной мотивации.
3.Разработать систему уроков по информатике для 8 класса с применением электронного учебника.
4.Частично апробировать систему уроков и провести анализ апробации.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретическая часть: 7
Повышениеучебной мотивации учащихся на уроках информатики при организации обучения с применением электронных учебников 7
1.1. Мотив и мотивация. Развитие мотивации учебной деятельности 7
1.2. Возможности применения информационных технологий в образовании 17
1.3. Структура и технология создания электронных учебников 26
1.4. Выводы по теоретической части 30
Глава II. Практическая часть 32
2.1. Анализ педагогических условий и психолого-педагогическая характеристика 11 группы «Сварочное производство» 32
2.2. Анализ уровня сформированности учебной мотивации учащихся 11 группы «Сварочное производство» 36
2.3. Практическое исследование эффективности использования электронного учебника на примере учащихся 11 группы «Сварочное производство» 38
Библиографический список: 41

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 89.48 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Допустить к защите:

________________

________________

 

 

 

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ КАК  СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 год. 

Оглавление

Введение 3

Глава I. Теоретическая часть: 7

Повышение учебной  мотивации учащихся на уроках информатики  при организации обучения с применением  электронных учебников 7

1.1. Мотив  и мотивация. Развитие мотивации  учебной деятельности 7

1.2. Возможности  применения информационных технологий  в образовании 17

1.3. Структура  и технология создания электронных  учебников 26

1.4. Выводы  по теоретической части 30

Глава II. Практическая часть 32

2.1. Анализ  педагогических условий и психолого-педагогическая  характеристика 11 группы «Сварочное  производство» 32

2.2. Анализ  уровня сформированности учебной  мотивации учащихся 11 группы «Сварочное  производство» 36

2.3. Практическое  исследование эффективности использования  электронного учебника на примере  учащихся 11 группы «Сварочное производство» 38

Библиографический список: 41

 

 

 

 

Введение

Мотивации, как одному из ведущих факторов любой  деятельности, придавалось огромное значение с ещё древних времён. Свидетельством этого могут служить  работы Аристотеля, Демокрита, Платона, которые изучали потребность  как основу получения знаний, опыта, рассматривали её как основную движущую силу. Возникли попытки объяснить, что  и как заставляет человека действовать. Другими словами, уже в то время  пытались выяснить структуру мотивации, условие её формирования и механизмы  действия.

В отечественной  психологии вопросами мотивации  поведения человека занимались такие  известные учёные психологи, как  А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Л.С. Выготский первый, кто начал изучать вопрос формирования произвольной мотивации. Огромнейший  вклад в развитие мотивации в  учебной деятельности сделан Л.И. Божович, А.К. Марковой. Все учёные, занимавшиеся проблемой мотивации учебной  деятельности, подчёркивают большую  значимость её формирования и развития у школьников, т.к. именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и, как следствие, развивается мышление, приобретаются  знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей  жизни. Вовлеченность ученика в  деятельность, удовлетворенность собой  и своим результатом обеспечивают переживание осмысленности, значимости происходящего, являются основой для  его дальнейшего самосовершенствования  и самореализации.

Одна из главных  задач школы состоит не только в предоставлении знаний учащимся, но и в пробуждении личностных мотивов, привитии интереса к обучению, тяге к самосовершенствованию. При  изучении теоретических разделов информатики  существует проблема низкой учебной  мотивации. Один из путей повышения  учебной мотивации – использование  ИКТ на уроках.

Одним из приоритетных направлений  процесса информатизации современного общества является информатизация образования  – внедрение средств новых  информационных технологий в систему  образования. Это сделает возможным: совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно – педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей; совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества; создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно–учебную, экспериментально – исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации; создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем.

В работе мы рассматриваем  одну из сторон процесса информатизации общества и образования – создание и использование на практике одной  из форм обучения с использованием средств новых информационных технологий – электронного учебника. Электронный учебник является современным средством обучения и представляет собой программную среду, разработанную для индивидуального изучения теоретического материала, формирования и закрепления умений и навыком практического использования приобретённых знаний, осуществления разнообразных форм самоконтроля и контроля. Электронный вариант учебника позволяет выделить отдельные слова или фразы цветом и фоном, что с одной стороны улучшает наглядность, позволяет акцентировать внимание на главном, но с другой стороны, излишняя «пестрота» или недостаточная контрастность могут рассеивать внимание или затруднить чтение.

В работе исследуются возможности  средств новых информационных технологий, условия, необходимые для их успешного  использования, рассматривается и  анализируется прикладное программное  обеспечение необходимое для  создания и дальнейшего использования  электронных учебников.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету, учебной мотивации.

Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию  учения благодаря не только новизне  работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению  интереса к учебе, но и возможности  регулировать предъявление задач по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. Компьютер может  влиять на мотивацию учащихся, раскрывая  практическую значимость изучаемого математического  материала.

Все это способствует формированию положительного отношения к учебе, усиливает мотивацию учения.

Объект исследования: повышение учебной мотивации учащихся

Предмет исследования: применение электронных учебников при проведении уроков по информатике как средство повышения учебной мотивации.

Цель: проанализировать педагогические условия, способствующие повышению учебной мотивации при организации уроков информатики с применением электронного учебника.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Определить сущность учебной мотивации и пути повышения учебной мотивации.
  3. Разработать систему уроков по информатике для 8 класса с применением электронного учебника.
  4. Частично апробировать систему уроков и провести анализ апробации.

Методологические основы: анализ по проблемам мотивации и учебной мотивации находит свое отражение в работах Л. И. Божович, М. В. Матюхина, А.Н. Леонтьев, В.Г. Асеев, А. К. Маркова, В. К. Вилюнас, И. И. Гречикова, Т. Э. Петрова, А. С. Герасимова. Изучение электронных учебников отображено в работах О.Б. Тыщенко, В.А. Трайнев, И.В Трайнев, В. П.Беспалько и др.

Методы исследования:

  • теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
  • эмпирические – педагогическое наблюдение.

Гипотеза: если на уроках информатики систематически применять электронные учебники, содержащие теоретический материал, тесты и практические работы, то это, возможно, будет способствовать развитию учебной мотивации.

 

Глава I. Теоретическая часть:

Повышение учебной  мотивации учащихся на уроках информатики  при организации обучения с применением  электронных учебников

1.1. Мотив и мотивация. Развитие мотивации учебной деятельности

Проанализируем  термин «мотив» – русифицированное французское слово «motif», в буквальном смысле слова обозначает «побуждение», или от латинского слова «moveo»  – двигаю.

Большая Советская  Энциклопедия приводит следующее определение  данному понятию: «Мотив в психологии – побудительная причина действий и поступков человека. Исходным побуждением  человека к деятельности являются его  стремления удовлетворить свои материальные и духовные потребности» [5,c.118].

По мнению Л. И. Божович мотив - это  побуждения к деятельности, связанное с удовлетворением  потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих её направленность (мотивация).

Действия  человека исходят из определенных мотивов  и направлены на определенные цели.

Мотив - это  то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Таким образом,  структура мотивации человека имеет  сложную систему, которая характеризуется  иерархической соподчиненностью, полимотивированным характером, поливолентностью мотивов  по отношению к потребностям и  взаимозаменяемостью. Она складывается под влиянием как внутренних, так  и внешних факторов. И в целом, мотивационная сфера индивида определяет общую направленность личности.

Теперь рассмотрим частный случай мотивации – учебная  мотивация.

По мнению А. К. Марковой учебная мотивация  – это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение  обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Такая  деятельность должна побуждаться адекватными  мотивами.[6, c. 3]

Учебная мотивация  имеет ряд специфических факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением. Во-вторых, организацией образовательного процесса. В-третьих, субъективными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка и его взаимодействие с другими учениками). В-четвертых, субъективными особенностями педагога и прежде всего его отношение к ученику, делу. В-пятых, спецификой учебного предмета. [7, с. 23]

Учебная мотивационная  система, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Мы уже отмечали, что учебная мотивация  побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут  быть либо внутренние мотивы, связанные  с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию  в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие соотношения взаимодействующих  потребностей и мотивов, изменение  ведущих доминирующих потребностей и их иерархизация. Учебная мотивация  складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения  друг с другом побуждений (потребности  и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации  есть не простое возрастание положительного или углубление отрицательного отношения  к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними.

Соответственно  при анализе учебной мотивации  стоит задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной  сферы. Рассматривая эту сферу применительно  к учению, А.К.Маркова подчеркивает иерархичность ее строения. Так в  нее входят: потребности в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес. По А.К.Марковой, учебная мотивация – это направленность ученика на различные стороны  учебной деятельности. Мотив показывает, ради чего ребенок учится. [6, c. 3]

Мотивы по отношению к содержанию деятельности делятся на: внешние - мотивы долга  и обязанности; мотивы оценки, достижения успеха, мотивы самоутверждения, престижа, положения; мотивы личного благополучия, избегания неприятностей и внутренние - интерес к содержанию деятельности; к ее процессу; к овладению способами  данной деятельности и тем самым  к саморазвитию. Внешние мотивы могут  оказывать заметное негативное влияние  на характер и результаты учебного процесса. Одной из основных задач  учителя является повышение в  структуре мотивации учащихся доли внутренней мотивации.

Наряду с  вышеназванными мотивами, выделяют познавательные и социальные мотивы. Познавательные мотивы заложены в самой учебной  деятельности, они связаны с содержанием  учебной деятельности или с самим  процессом учения. А. К. Маркова разделяет мотивы на: широкие учебные, которые направлены на усвоение новых знаний; учебно-познавательные, они направлены на добывание знаний и мотив самообразования, он направлен на совершенствование способов добывания знаний.

Социальные  – это мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности. Выделяют следующие мотивы:

1. широкие  социальные мотивы (стремление получить  знание, чтобы быть полезным обществу);

2. позиционные  социальные мотивы (стремление добиться  авторитета и одобрения окружающих);

3. мотив сотрудничества  с другими людьми в ходе  учения.

М.В.Матюхина тоже выделяет два основных типа мотивов. Мотивы, заложенные в самом процессе деятельности: мотивация содержанием, интерес – занимательность,- интерес к фактам; интерес к сути явлений, их происхождению; мотивация процессом, исполнительский – как выполнение деятельности, поисково-исполнительский – как выведение правила, творческий – как самостоятельное составление задания. [6, c. 6]

Мотивы, связанные  с тем, что лежит вне учебной  деятельности: широкие социальные мотивы; узколичностные; отрицательные.

Таким образом, в целом, выделяются два типа мотивов:  мотивы, непосредственно связанные  с учением, и социальные мотивы.

М.В.Матюхина разделяет так же, учебную мотивацию  на несколько уровней:

Информация о работе Применение электронного учебника на уроках информатики как способ повышения учебной мотивации